Формирование культурологических знаний через преподавание декоративно-прикладного искусства. Региональный компонент (на примере семейских Забайкалья)

Под сарафаном на рубаху одета нижняя юбка - ситцевая или бумазейная. По талии сверх сарафана - пояс, тканый из шелка,

Формирование культурологических знаний через преподавание декоративно-прикладного искусства. Региональный компонент (на примере семейских Забайкалья)

Дипломная работа

Культура и искусство

Другие дипломы по предмету

Культура и искусство

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Тема: Формирование культурологических знаний через преподавание декоративно-прикладного искусства. Региональный компонент (на примере семейских Забайкалья)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Исторические корни народных росписей Восточной Сибири, Забайкалья

.1 Сравнительная характеристика народных росписей Восточного Забайкалья и культуры древних славян, а также воздействие бурятской традиции на искусство семейских Забайкалья

.2 Семиотический аспект в росписях, резьбе, костюме семейских Забайкалья

.3 Символика цвета в культуре семейских

Глава 2. Костюм семейских Забайкалья и его аксессуары

.1 Исторические корни костюма семейских Забайкалья

.2 Факторы влияния на создание костюма семейских Забайкалья

.3 Семантические функции костюма семейских Забайкалья

.4 Особенности мужского костюма семейских

.5 Семиотика украшений в женском костюме семейских Забайкалья и их функции, женские украшения

.6 Вышивка семейских Забайкалья

Глава 3. Резьба как традиционное искусство семейских Забайкалья

.1 Особенности художественной обработки дерева

.2 Прялки семейских Забайкалья

Заключение

Литература

Приложение

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. ХХI век характеризуется временно-пространственной близостью культур Востока и Запада. По мнению Н.Я. Данилевского, смешение народов, цивилизаций, культур не позволяет сегодня говорить о «чистом» Востоке или Западе. А специфические культурные проявления каждого народа сформировали этнические ценности, истоки которых видны в национальных картинах мира.

Актуальность дипломного исследования определена общими проблемами культурологии как интегративного знания, относящимися к процессам, протекающим в современной культуре и обществе. Специфика предмета состоит в том, что в ряду культурологических дисциплин декоративно-прикладное искусство раскрывает историю не одного региона, не отдельные проблемы видов художественного творчества, а взаимосвязи между явлениями искусства.

Главным объектом ДПИ является целостность мира искусства, его характера и роли в культуре региона. Это позволяет дать учащимся представление о художественной культуре как носительнице определенного духовного содержания - того образного представления, той картины мира и места в ней человека, которая складывалась на каждом этапе исторического развития общества у разных наций и социальных групп. Культурный фактор в жизни народов настолько важен, что без учета знаний его особенностей сложно представить картину развития и становления культуры.

Ее национально-этническое своеобразие раскрывается в специфике доктринальной трактовки, в символических образах. В этническом многообразии Забайкалья среди русского населения выделяется этнокультурная группа - «семейские».

С национально-смешанным составом населения или конфессиально-различными этносами, именно такой различный конгломерат народов и религиозных групп представляла Юго-Восточная Сибирь. В связи с переселенческой политикой российского государства среди русского населения Забайкалья во второй половине XVIII в. выделилась локальная этноконфессиональная группа, получившая название «семейские». Территория их расселения - западные и юго-западные регионы края. Эта зона как компактного, так и дисперсного расселения бурят и русских старожилов, поселившихся в Забайкалье в XVII-XIX в. Русские старожилы состояли из представителей официального православия и гонимых церковью и властями старообрядцев.

В исследованиях И.П.Филипповой по этнической региональной культуре отмечается, что весьма важным является аспект, который отражал становление и формирование нравственно-эстетических норм населения, как коренного, так и первопроходцев, переселенцев «семейских». Вот что пишет по этому поводу Е.А. Ерохина: «Освоение Сибири являлось продолжением этого процесса, в который были вовлечены не только представители русского этноса, но и украинцы, белорусы. Поэтому в данном случае русскими мы условно назовем всех представителей восточнославянского этнического сообщества, мигрировавшего в Сибирь из-за Урала в период заселения». Проблема культуры региона на современном этапе является одной из актуальных. Семейские являются потомками старообрядцев (староверов), свято хранившие обычаи старины русской культуры. Особый интерес для этнорегионального изучения представляют элементы росписи, резьбы, помогают определить эстетические, социальные нормы, поведенческие стереотипы, традиции, обычаи народа.

Дипломная работа определена общими задачами культурологии как интегративного знания, относящимися к процессам, протекающим в современной русской культуре, обществе, регионе. Обновление российского образования происходит под знаком его гуманизации. Содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству в детских художественных школах, детских школах искусств, изостудиях осуществляется различными путями - увеличением объема гуманитарных знаний, включением в образовательные программы новой дисциплины - культурологии.

В программах по ДПИ возникла необходимость отражения целостного представления о культуре региона. Региональная культура несет в себе импульсы, оставленные прошлым, и в настоящем творит будущее. Актуальностью учебной программы по ДПИ ставится задача - раскрыть учащимся эту связь.

Фундаментом, на котором строится система школьных знаний и, соответственно, учебной дисциплины - является культура. Региональная культура дает возможность педагогу руководствоваться в своей практике на равных основаниях двумя подходами: формационным (традиционно существующим) и культурологическим.

При подходе к региональной культуре, как гуманитарной дисциплине, необходимо отметить, что социальное развитие обусловлено культурой. Равноценным явлением культуры является религия, искусство, эстетические нормы, бытовые традиции. По мнению Ю.М.Лотмана, культурологический подход к спецдисциплинам (ДПИ) ориентирует на практику проникновения в человеческие ценности региональной культуры, основанной на духовных и эстетических ценностях. «Человек формируется временем, но и сам формирует его. Любая культура развивается в двух направлениях - сохранения традиций и их обновления». Согласно взглядам Ю.М.Лотмана, культуры могут плавно перетекать одна в другую, незаметно изменяя ценностные приоритеты, вынося на периферию культуротворческих процессов то, что некогда было их основной движущей силой. Образовательная программа по ДПИ моделируется как школа диалога с прошлым, настоящим и будущим, через понимание языка времени на его образном, эмоциональном уровне, чередуя теоретические задания с практическими, на основе исторических фактов, иконографии, сведений из письменных источников и художественной литературы. Образ будет незавершенным, если не опираться на знания о символике, традициях, эстетике костюма.

Необходимо учитывать, что на жизнедеятельность семейских Забайкалья оказывали влияние традиции других народов, с которыми существовали тесные контакты (торговые) - буряты. Всеми названными обстоятельствами обуславливается актуальность дипломной работы.

Основу культуры предложил рассматривать профессор Санкт-Петербургского университета М.С.Каган. Художественную культуру - как целостную открытую систему во взаимосвязи со средой и с другими сферами культуры, общества, природы, и вместе с тем «саморазвивающуюся».

Особый интерес для этно-регионального изучения представляет искусство семейских, как явление, отражающее не только материальный быт, но и социокультурные проблемы в условиях глобализации.

Возникновение различных субкультур с собственной системой ценностей, с навязыванием России прозападной ориентации, заставляет семейских, отличающихся своей самобытностью, сохранять свою культуру.

Актуальность дипломной работы обуславливается всеми названными обстоятельствами, тема исследования связана с пониманием природы этнических культур региона, ее формирование и восприятия разными этносами, связано с аспектами духовной культуры народов Забайкалья, с этническими традициями.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение искусства семейских на уроках ДПИ до недавнего времени сводилось к систематизации и осмыслению данных, зафиксированных в этнографии, истории, искусстве.

История росписей семейских исследована: Г.С. Масловой, Г.И. Ильиной-Охрименко, И.В. Маковецким, А.М. Поповой, Ф.Ф. Болоневым. Элементы «общерусских традиций» на основе местного их варианта предлагает Г.И. Ильина-Охрименко, рассматривая в связи с историей происхождения росписей семейских.

Усилиями искусствоведов и этнографов в 1950-1970 гг. выявлены и охарактеризованы центры народного искусства и культуры Западной Сибири и Забайкалья, представляющие, несомненно, разнообразные звенья одной цепи.

Искусство, культура росписи возникала в Сибири всюду, начиная с XVIII в., где селился русский крестьянин. Обилие леса, строительного материала, красота сибирской природы дали толчок к развитию очагов русского народного творчества.

Народные росписи Восточной Сибири тесно связаны с материальной и духовной культурой русского населения. Переплетение стилей, техник, привнесенных из разных областей (Алтая, Украины, Севера России), а также воздействие бурятского искусства придало своеобразия росписям Забайкалья.

Объект исс

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>