"Слово о полку Игореве", языческие и христианские мотивы

Контрольная работа - Литература

Другие контрольные работы по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:

 

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ,

ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ

МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

 

ВЫПОЛНИЛ:

ПРОВЕРИЛ:

 

 

 

г. БЕЛГОРОД 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

I. Введение. О бессмертии Слова о полку Игореве.

  1. Слово о полку Игореве - произведение не только древней, но всегда современной литературы;
  2. Живая связь Слова о полку Игореве с мировоззрением и творчеством всего народа;
  3. Цели и задачи данной работы.

II. Культура и быт древних славян.

  1. Пантеон славянских богов;
  2. Принятие христианства и его влияние на древнерусскую культуру;
  3. Язычество эстетический арсенал поэтических образов, использованных в Слове о полку Игореве.

III. Слово о полку Игореве и древнерусское язычество.

  1. Понятие о двоеверии;
  2. Языческая стихия и образная система Слова о полку Игореве:

а) значение имен и прозвищ,

б) образная система.

  1. Одухотворение стихий и явлений природы;
  2. Языческие боги как поэтические понятия.

IV. Слово о полку Игореве идеи христианства.

  1. Влияние христианства на культуру Древней Руси;
  2. Употребление церковно-славянской лексики;
  3. Топонимические термины;
  4. Соблюдение христианских литературных традиций.

V. Заключение и выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Введение: О бессмертии Слова о полку Игореве

Умирая, человек продолжает жить, - он живет в своих делах. И важно при этом то, что в человеке жило, живет и будет жить только лучшее. Худшее не наследуется в широком смысле этого слова, оно не имеет длительных национальных традиций, оно непрочно, оно легко возникает, но еще быстрее исчезает. Лучшее же в человеке бессмертно. Еще более это относится к жизни памятников искусства. Произведения искусства воплощают в себе длительные народные традиции. Они продолжают жить и за пределами своей эпохи. В лучших своих произведениях произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле слова искусство не знает старения. Наиболее высокие произведения искусства продолжают быть современными столетия и тысячелетия. Современность искусства это все то, что сохраняет свою эстетическую действенность, все то, что читает, смотрит и слушает народ в данный момент, независимо от того, в какое время были созданы эти произведения искусства.

Вот почему Слово о полку Игореве, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы ХIХ и ХХ веков, мы вправе считать произведением не только древней, но в известней мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает, учит литературному мастерству и любви к Родине

Более чем семь с половиной веков живет Слово о полку Игореве полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но все возрастает и расширяется. Такова власть над временем Слова, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа.

В этой работе мне предстоит доказать, что хотя и замечательный памятник древнерусской литературы Слово о полку Игореве создавался после принятия Русью христианства, но однако языческие представления о мире в нем еще тоже были очень сильны.

II. Пользуясь текстом произведения Слова, и свидетельством очевидцев мы попытаемся представить, в какой обстановке жили наши далекие предки. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый, или золотистый, или не совсем черный… Они почитают реки и нимф, и всяческие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания, - писал Прокопий Кессарийский. Такими видел славян этот византийский историк, оставивший нам бесценные и, к сожалению, редчайшие сведения о наших далеких предках. Славяне в те дни только-только начинали заявлять о себе на мировой арене и жили еще своей обособленной культурой, далекой от достижений античной цивилизации. Они прикоснулись к ней значительно позднее, уже после принятия христианства.

Их представления о мире отражались в наивных мифах о богах, связанных непосредственно с природой. Общую картину пантеона славян мы вряд и сейчас можем себе представить, легенды, мифы потеряны, забыты. Остались лишь несколько имен древних славянских богов.

Русские сказки донесли до нас поэтическую прелесть этих древних представлений наших предков, они и ныне окрашивают поэзией наше детство: лешие, домовые, русалки, водяные, Баба-яга, чудо-юдо, Кащей Бессмертный. Многие нравственные принципы представали воображению древнего человека в персонифицированном виде: Горе-злосчастие, Правда, Кривда. Даже смерть

s