МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине социология
на тему:
«Теория элит В.Парето»
Выполнил:
студент группы ЗЭВМ-202
Макаров А.В.
Проверил:
Владимир
2004
ПЛАН
- Биография Вильфредо Парето
- Социология глазами Парето
- Теория нелогического действия как основа социологической системы Парето. «Остатки» и «деривации»
- Теория элит Парето:
- Понятие «Элиты»
- Классификация элит
- Элиты «лис» и «львов»
- «Циркуляция» элит
- «История кладбище аристократий»
V. «Плюсы» и «минусы» теории элит Парето.
Наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Он также был и представителем математической школы в буржуазной политической экономии.
Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 18641867 годах Вильфред изучал в Туринском университете математику и физику. Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физикоматематическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном обществе «Металлургические заводы Валь ДАрно». Причем становится его генеральным директором.
В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще трижды он вступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони говорил, что в политике «... шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди».
В начале 90х годов Парето резко меняет свою жизнь. Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году становится профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу. Его так и прозвали - «отшельник из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку. Этот "Трактат" был признан классическим произведением западной теоретической социологии. Ведущими идейно-теоретическими источниками социологии Парето были позитивизм и иррациональные, волюнтаристские концепции А.Бергсона, Ф.Ницше и др. Он предположил логико-экспериментальный метод исследования. По его мнению, социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, в социологических исследованиях следует пользоваться только эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных элементов недопустимо, поскольку ведет к искажению и фальсификации фактов.
Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый Цезарь.
Социологическая система Вильфредо Парето строилась на теории нелогического действия. Согласно Парето, большинство тех человеческих действий, из которых слагается история, принадлежат к числу нелогических действий. Каждый индивид поступает определенным образом, потому что обладает психологическими предиспозициями (установками) и испытывает определенного рода чувства. Эти чувства маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения общественных теорий.
Уязвленный былыми неудачами в политике, Парето писал: «Большинство действий людей происходит не от логического рассуждения, а совершается под влиянием чувства. Это особенно относится к тем действиям, при которых преследуются не экономические цели», прежде всего к сфере политики. Мотивы политических действий коренятся, на взгляд Парето, в области психологии, а рационализация этих действий, попытка их объяснения и оправдания приходится на то время, когда действие уже свершилось. В результате нелогичное поведение преобразуется в логичное, по крайней мере, внешне.
Логическими действиями Парето считал такие, при которых субъективные соотношения цели и средства совпадают с объективной реальностью, установленной логически и экспериментально. При нелогических же действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства мировоззрения, вера и т.п. Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают. Поэтому они пытаются каким-то образом объяснить, "логизировать" (термин Парето) свои действия. С этой целью люди придумывают самые различные теории и доктрины религиозного, этического, социального или квазинаучного толка. Эти теории, выдуманные склонным к резонерству человечеством, состоят в свою очередь из постоянного элемента - так называемых «остатков» (residuo) и "производных" (дериваций). Остатки, деривации и их отношение к поведению людей представляют собой основные факты и объект изучения социологии. За этим скрывается точка зрения, что не идеи руководят действиями - они лишь иллюзии, - а чувства, и что в случае так называемых идей речь очень часто идет о деривациях, которые служат определенной цели. Например, тому, чтобы убедить народ в необходимости, пользе существующего порядка (старая элита) или перемен (новая элита).
«Нужно быть внимательным, предупреждает Парето, и не путать «остатки» ни с чувствами, ни с инстинктами, которым они соответствуют. Остатки - суть проявления этих чувств и инстинктов, как повышение столбика ртути в термометре есть показание повышения температуры». Таким образом, «остатки» это своего рода энергетический источник социального действия и поведения. «Производные» же являются идеологическим обоснованием или оправданием «остатков». Их главная функция не раскрывать истинный характер связи между мотивами и действиями, а скорее маскировать его, придавать видимость логичного нелогичному, убеждать людей поступать так, как это требуется правящей элите.
Одним из самых больших вкладов в современную социальную теорию, внесенных Парето, является его теория элит.
Проблематика элиты выдвинулась на центральное место в концептуальных исканиях Парето в связи с необходимостью дать ответ на вопрос, какая сила приводит в движение сконструированную им систему социальных отношений. Методологические же истоки подхода к элите были заложены в его политэкономических трудах. Такой важнейшей методологической «подсказкой» послужила кривая, отражавшая принцип распределения доходов. Внимание Парето привлекло то обстоятельство, что буквально повсюду, какую бы страну ни взять, значение уравнения, выражающего эту кривую, оказывается близким к одному и тому же числу. Отсюда и принципиальный вывод: «Неравенство распределения доходов, очевидно, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества». В этом Парето увидел универсальную модель, пригодную для всех сфер жизни, а не только экономики: «Если предположить, что мы расположим людей в соответствии с другими критериями, например, по их мыслительным способностям, по их математической одаренности, их музыкальным, поэтическим, литературным талантам, по степени их моральности и т. д., мы, скорее всего, получим кривую, боле