Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Дипломная работа - Литература

Другие дипломы по предмету Литература

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



воих произведений.

Следы влияния Библии обнаруживаются уже в ранних произведениях Лермонтова. Его обращение к ней можно объяснить несколькими причинами:

- религиозностью поэта, развившейся в доме растившей его бабушки;

- направлением его творчества;

- влиянием Байрона, Мильтона.

Лермонтовское отношение к Богу весьма противоречиво. В его литературных творениях представлены разные грани богопознания: хвала и обвинение, сомнения и вера, смирение и бунт.

Библейские мотивы, выявленные у Лермонтова, в дипломной работе условно разделены на две группы:

- ветхозаветные мотивы;

- мотивы из Апокалипсиса (Новый завет).

Не составляет большего труда заметить, что поэт больше тяготел к Ветхому Завету, собственно же христианская часть Библии мало представлена в его произведениях (почти исключено употребление имени Иисуса Христа).

Грандиозная мистерия книги Бытия, сказания о "праотцах", царях и пророках как некие основополагающие образцы жизненного драматизма, сосредоточенность на народной судьбе и народной истории - все это импонировало Лермонтову больше, чем описание жизни и деяний Христа.

Библейские мотивы, связанные с темами сверхчеловеческой мощи, необъяснимых душевных терзаний, одиночества, странничества; скоротечности человеческой жизни перед лицом вечного бытия; мотивы "занебесной книги жизни" и незабвенной битвы на небесах между воинством архангела Михаила и падшими ангелами во главе с Сатаной, - все они нашли у Лермонтова свой глубоко-личный, психологический отклик.

Последние два мотива, хотя и взяты из Апокалипсиса (книги Нового Завета), но берут своё начало в ветхозаветных "пророческих" книгах.

Библейские мотивы по-разному представлены в творчестве Лермонтова. Это может быть собственное имя, образ, отдельный сюжет, цитата или просто идея, взятая из Библии.

В произведениях они функционируют на разных уровнях. Они могут определять собой главную идею произведения (например, эпиграф к "Мцыри"), быть сюжетообразующим элементом ( стихотворение "Бой"), использоваться для создания характерных для его поэтического мышления контрастных образов (Добра и Зла, Света и Тьмы, Демона и Ангела), цитироваться как поговорки для характеристики героев (души старых кокеток "подобно выкрашенным гробам притчи"), нести какую-либо добавочную смысловую нагрузку (стихотворение "Пророк") и т.д.

Библейские мотивы у Лермонтова могут быть едва заметными, лишь ассоциативно уловимыми или же представлять собой чистую цитацию; иметь богоборческую направленность или же интонацию примирения, единения с Богом, с природой.

Влияние Библии обнаруживается у Лермонтова не только на содержательном, но и на формальном уровне. У поэта есть целый цикл стихотворений - молитв, написанных в разные голы. Сам М.Ю. Лермонтов назвал молитвами три своих стихотворения: "Не обвиняй меня, Всесильный"(1829г.), "Я, Матерь Божия..." (1837 г.) и "В минуту жизни трудную" (1839г.). Остальные же стихотворения (число их варьируется) причисляются к молитвам в силу их особой эмоциональности, интонации просветленной грусти, нежности и, все-таки, надежды.

С помощью пейзажной детали или психологических подробностей индивидуализируется ситуация молитвы. Именно таким путем - путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу, - движется молитвенная лирика Лермонтова. Она представлена очень разнообразно: от мольбы-спора до полного примирения с Богом в некоторые минуты жизни и растворения в природе.

Таким образом, библейские мотивы у М.Ю. Лермонтова - сложное, многоплановое явление. Их употребление в одном и том же контексте противоречиво и рассчитано на знакомого с Библией читателя, который сумеет разобраться в тонкостях идейно-смысловой направленности библейских мотивов. Для исследователей здесь открывается большое поле для дальнейшей деятельности.

 

 

Библиография

 

I

1. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Под ред. Б.М.Эйхенбаума. - М.- Л.: Academia, 1935-1938.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. По заказу Казанской Епархии, 1994.-1376 с.

II

3. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. - Л.: Советский писатель, 1948.-166с.

4. Анненский И.Ф. Книги отражений (об эстетическом отношении Лермонтова к природе). - М.: Наука, 1979.- с.249.

5. Аннинский Л. Скитальцы: Еврейская тема в русской лирике // Вопросы литературы. - 1993.- Выпуск 3.

6. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. - 1941.- т.43-44. - с.83-128.

7. Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. - [М.]: Московский рабочий, 1965.

8.Афанасьев В.В. М.Ю. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 1991.- 558 с. - (ЖЗЛ).

9.Балявин В. Недопетая песня России (М.Ю. Лермонтов) // Мы. - 1990.- N2.- с.175-185.

10. Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981.- 159 с.

11. Белова Л. Космические дали поэта: к 180-летию М.Ю. Лермонтова (о жизни поэта) // Российские вести. - 1994.- 15 окт. - с.3.

12. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступит. ст. и прим. Л.А.Сугай. - М.: Республика, 1994. - с. 408-418.

13.Бердяев Н.А. Русская идея //Русская литература. - 1990.- N2.- c.96.

14. Буревич А.М. "Земное" и "небесное" в лирике Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз., 1981, т.40, N 4.

15.Вацуро В.Э. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х г.г //Русская литература. - 1964. - N 3.- с.46-56.

16.Венок М.Ю.Лермонтову. [Cб.ст.].- М.- П., 1914.

17.Виноградов М.И. По живому следу: Духовные искания русской классики. Литер.-критич. статьи. - М., 1987.

18.Виноградов Г. Произведения Лермонтова в народно-поэтическом обиходе //Лит.наследство.-1941.- т.43-44.- с.353-388.

19.Висковатов П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. - М.: Книга,1989.- 454 с. Факс. изд.: М:Типо-лит. Рихтера,1891. Приложение к факс. изд.-336с.

20.Вырыпаев П.А. Лермонтов. Новые материалы к биографии. Воронеж, 1972.-160с.

21.Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Худ. литература, 1986.- 350 с.

22.Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. - Л.:Гослитиздат,1940.- 224 с.

23.Гиппиус Вл.В. Пушкин и христианство. - Пг.: Сириус, 1915.- 46 с.

24.Гловацкий Б.С. Лермонтов и музыка. - М.- Л.: Музыка, 1964.-103с.

25.Голованова Т.П. Наследие Лермонтова в советской поэзии. - Л.:Наука,1978.- с.192.

26.Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. - М.- Л.:Наука,1964.-300 с.

27.Гроссман Л.П. Лермонтов и культуры Востока //ЛН.-1941.- т.43-44.- с.673-744.

28.Дурылин С.Н. М.Ю. Лермонтов. - М.,1944.

29.Дурылин С.Н. Россия и Лермонтов (к изучению религиозных истоков русской поэзии) // Христианская мысль.-1916.- N 2.- с.137-150.

30.Дурылин С.Н. Судьба Лермонтова // Русская мысль.-1914.- N 10.- с.1-30.

31.Дюшен Э. Поэзия М.Ю. Лермонтова в её отношении к русской и западно-европейской литературе. /Пер.с франц. - Казань, 1914.-156 с.

32.Ефимов И. Жемчужина страданья: Лермонтов глазами русских философов //Звезда.-1991.- N 7.- с.189-196.

33. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова, сб.1.- М., 1941.(Издана Институтом мировой литературы им. А.М.Горького).

34. Жирмунская Т. Библия и русская поэзия // Юность. - 1994.- N1,2.

35. Золотцев Ст. Сын русской вечности: (о поэзии М.Ю. Лермонтова)//Литература в школе.-1991.- N 5.- с.7-18.

36. Иванов С.В. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1964.- с.399.

37. Иеропольский К. "Звуки небес" в произведениях М.Ю. Лермонтова: к 100-летию со дня рождения // Родн. язык в школе. - 1914/15. - N3.- с.148-154.

38. Иерусалим в русской культуре. Сост.А. Баталов, А. Лидов; ред. Е.Г. Руденко.- М.: Наука,1994.

39. Иконников С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов над стихотворением. Под ред. А.М. Новиковой.- Пенза: Кн. изд-во, 1962. - 79 с.

40. Карпов Н.В., Попов И.П. Антиклерикальные и антирелигиозные идеи в русской литературе XIX в. - М.: Просвещение, 1968. - с.86-97, 184-187.

41. Ключевский В.О. Очерки и речи.- М.,1913.- с.139.

42. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова.- М.:Просвещение,

1973. - с.157.

43. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов // Литература в школе. -1994.- N 3.-с.3-10.

44. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература. - СПб.: Изд. "Призма - 15", 1994.-208с. Рец: Споров Б. Да будем едины // Литературная Россия. - 1995. - 14 апр. (N15). -с.11.

45. Критическое пособие. Сборник выдающихся статей русской критики за 100 лет. Киреевский, Айхенвальд. т.II (Лермонтов,...). Составил Вейнберг. - М: Тип. - лит. т-ва Сытина, 1913.

46. Ктитарев Я.Н. Вопросы религии и морали в русской художественной литературе: Лермонтов // Пед. сб. - 1910.- N 9, ч. неофиц. - с.175-212.

47. Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР

(Пушкинский дом), Науч.- ред. совет изд-ва "Советская энциклопедия";

Гл. ред. В.А.Мануйлов. - М.:Советская энциклопедия, 1981.-784с.

48. Лермонтов М. Молитва. Стих.// Слово Христа. - 1992.- N 5.- с.1.

49. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. /АН СССР, Институт рус. лит. [Ред. кол.М.П.Алексеев и др.]. Л. : - Наука. Лен. отделение, 1979.- 431с.

50. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников: [к 175-летию со дня рождения / Сост., подгот. текста М.И. Гиллельсона, О.В. Миллер]. - М.: Худ. литература, 1989.-671с.

51. Лермонт