Бесконечные воды вселенной

Доклад - Культура и искусство

Другие доклады по предмету Культура и искусство

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



, вкаком месте подземного мира оннаходится втот илииной момент. Изображения планет вконтексте звездныхтаблиц имеются напотолках многих гробниц царей ивельмож, напотолках заупокойных храмов. Зодиакиизптолемеевских храмов Хатхор вДендере, Хнума вЭсне, Мина вКоптосе, атакже некоторые другие сохранили интересные планетарные тексты иизображения.


Табличка расположения звезд из гробницы Рамсеса IX.
Фивы, Долина царей. XII в. до н. э.

Себа Реси Эн Пет Южная звезда неба (Юпитер) почиталась какХор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба илиХор-Освещающий-Обе-Земли иизображалась ввиде человека сголовой сокола, увенчанного звездой истоящего взолотой ладье.

Себа Иабти Джа Пет Восточная звезда, пересекающая небо (Сатурн) именовалась также Хор-Бык-Небес иизображалась также, какСеба Реси Эй Пет, или ввиде человека сголовой быка, держащего скипетруас, символизировавший верховную власть.

Хор Джесер Красный Хор (Марс) имел эпитет Плывущий спиной вперед, изображался ввиде сокола сраспростертыми крыльями, змеиной шеей итремя змеиными головами; иногда вобразе сокола вхеджет белой короне Верхнего Египта.

Себег, илиСетос Эм Уха Нечер Эм Дуаит Сетх ввечерних сумерках, Бог вутренних сумерках (Меркурий) считался небесным образом бога Сетха, изображался ввиде сокола созмеиной шеей иголовой Сетха илиже, воизбежание изображения Сетха напотолке гробницы, вобразе стоящего антропоморфного божества.

Себа Джа Пересекающая звезда (Венера) представлялась вобразе Бену бессмертного феникса, бога великого, самого себя создавшего... приносящего разлив Нила, божественной души Ба Осириса. Зодиак изхрама Хатхор вДендере называет этупланету ПаНечерДуауи Утренняя звезда. Изображалась Себа Джа ввиде двуглавого антропоморфного божества иливобразе самого феникса белоснежной цапли вкороне Осириса Атеф.


Созвездия северной части неба. Роспись потолка в гробнице Сети I.
Фивы, Долина царей. XIII в. до н. э.

Исключительный интерес представляют изображения напотолке гробницы вельможи Сененмута архитектора храма царицы Хатшепсут вДейрэль-Бахри (XVIв.дон.э.), атакже напотолке погребальной камеры гробницы фараона СетиI вДолине царей (XIIIв.дон.э.). Здесь,помимо таблицы звезд-определителей ночного времени, показаны: северная июжная стороны небосвода, северные околополюсные созвездия, кульминация звезд этаидзета Большой Медведицы, кульминация звезды бета Малой Медведицы. Всеэто позволяло провести линию небесного меридиана нашироте Фив. Звезды пояса декан, таким образом, отходили кюжному скоплению. Извсех ихгрупп Кенемет, Хеннетет идругих толькоСах иСепедет идентифицированы какОрион иСириус. Остальные идентификации очень сомнительны. Группасеверных созвездий считалась самой важной нанебосводе ивсегда присутствует наизображениях. Месхетиу Бычья нога (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, изображается рядом состерегущим еевоплощением Исиды Хесамут (Исиды, Матери Грозной) Великим Гиппопотамом, появляющимся внебе всопровождении одного-двух крокодилов. Чтодоэтой передней ноги Сетха, тоона всеверной части неба, привязанная ккремниевым столбам золотой цепью. Вверенобыло Исиде Гиппопотаму, говорится втексте КнигиДня иНочи имифологическом папирусе Жюмильяк, послетого, какон (Хор. B.C.) отрезалего (Сетха. B.C.) переднюю ногу, онбросилее всередину неба, поставлены боги хранитьее, Переднюю Ногу северного неба, иВеликая Гиппопотам держитеетак, чтоона неможет двигаться среди богов. Сокологоловый богАн, часто ссолнечным диском наголове, держащий канат, возможно, представляет созвездие Лебедя. Селкет, богиня-охранительница умерших, часто изображается рядом сМесехтиу. Ниженаходятся созвездия звезды богаРа Нечер-Ру Божественного Льва, крокодила ХетепРедуи, символизирующего Владыку Вод бога Себека, атакже антропоморфное божество, повергающее крокодила, Сокол, Столб. Большинство северных созвездий неидентифицированы. Вшествии богов всеверной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, рядособых небесных божеств: Мааэнитеф Видящий отца своего, Иренджетеф Сотворивший тело свое, Ирренефджесеф Сам создавший имя свое, некоторые другие; замыкал процессию правящий илиумерший царь. Насеверной стороне неба представлены также 12кругов, соответствующих 12месяцам египетского календаря, сподразделением каждого на24сегмента. Этисегменты делили время отзахода довосхода солнца на24временных отрезка. Каждый отрезок ночи характеризовался соответствующим расположением звезд нанебе.



Погребальная камера гробницы Рамсеса VI.
Фивы, Долина царей. XII в. до н. э.

В конце эпохи Нового царства вгробницах фараонов РамсесовVI,VII иIX были изображены уникальные звездные часы, состоящие из24таблиц для24полумесячных интервалов одного года. Каждаятаблица сопровождается изображением сидящего жреца исистемой издевяти вертикальных линий, пересеченных 13горизонтальными линиями. Горизонтальные линии представляют начало ночи иокончания 12еечасов. Сопровождающий текст объясняет, вкаком положении звезда должна находиться вданныйчас поотношению кфигуре сидящего жреца. Такимобразом, ночью дважреца садились навершине пилона храма лицом друг кдругу строго внаправлении небесного меридиана, тоесть внаправлении ссевера наюг. Одинизжрецов смотрел налицо другого через маленькое отверстие специального инструмента. Вэтотжемомент первый жрец-наблюдатель спомощью инструмента мерхет веревочного отвеса сгрузилом отмечал положение необходимой звезды нанебе относительно фигуры противосидящего жреца. Еслизвезда находилась строго надголовой последнего, тоэто означало, чтоона достигла своей высшей точки нанебе, находится налинии небесного меридиана, рахаиб напротив сердца. Еслизвезда была ниже иливстороне отмеридиана, тоэтоположение фиксировалось какхериретунеми (хериретиаби) управогоглаза (улевогоглаза), херрахунеми (херрахиаби) направомплече (налевомплече)ит.д.

Дневное время устанавливалось посолнечным часам, гномонам, состоявшим издвух деревянных брусков, соединенных вместе. Наодномбруске, располагавшемся наплоскости внаправлении свостока назапад, имелись деления; другой былпоставлен своей широкой стороной перпендикулярно кпервому внаправлении ссевера наюг. Тень,отбрасываемая вторым бруском, попадала наделения первого итаким образом фиксировала дневное время. Времяэто, какиночное, было разделено на12частей отвосхода дозахода солнца.

Большой популярностью вхрамах пользовались водяные часы, названные греками клепсидрой. Онииспользовались дляопределения ночного времени. Известен изобретатель усовершенствованных водяных часов Аменмес, носивший титул хранитель печати прифараоне АменхотепеI (XVIв.дон.э.). ВЕгипетском музее вКаире хранится клепсидра изхрама Амона вКарнаке, относящаяся ковремени правления АменхотепаIII (XIVв.дон.э.). Этоалебастровый инкрустированный лазуритом круглый вплане сосуд снебольшим отверстием внизу, расположенным рядом снебольшой фигуркой павиана священного животного Тота, бога мудрости изнания. Клепсидранаполнялась снаступлением ночи, кутру вода вытекала полностью. Навнутренней стороне часов вырезаны 12колонок текста иметки для12часов ночи. Принанесении меток учитывалось сезонное изменение продолжительности ночи. Внешняясторона часов разделена натрирегистра. АменхотепIII изображен поклоняющимсяРа, Тоту, Птаху ибогам 12месяцев года. Определенная категория жрецов, носившая название унуит (производное отунут час), должна была следить зачасами. Жрецыдолжны были сменять друг друга каждый час итаким образом непрерывно осуществлять свою божественную службу. Египетский календарныйгод былсолнечным инасчитывал 365дней. Онсостоял изтрех больших периодов почетыре месяца каждый: Ахетполоводье (месяцы: Тот, Паофи, Атир, Хойак), Перетвсходы (месяцы: Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути), Шемузасуха (месяцы: Пахонс, Паини, Эпи-фи, Месоре). Каждыймесяц состоял из30суток. Вконце года пять дополнительных эпагоменальных суток посвящались богам Гелиопольской Эннеады Осирису, Исиде, Хароерису, Сетху иНефтиде. Доказано, чтоупотребляемый внастоящее время григорианский календарь развился издревнеегипетского. Всвязистем, чтоегипетский календарный год торопился, опережая солнечный, инеимел високосногодня, начало года было закреплено за19июля днем начала разлива Нила вокрестностях Мемфиса ипервого появления Сириуса наутреннем небе. Египетскаятрадиция эпохи Птолемеев приписывает изобретение календаря, ориентированного назвезду Исиды, Имхотепу, знаменитому мудрецу, создателю грандиозного пирамидного комплекса фараона Джосера вСаккара, жившему вXXVIIIвеке дон.э.

О конкретных египетских астрономах мызнаем довольно мало. Надписьэпохи Птолемеев донесла донас имянаблюдателя зазвездами храма Себека, Хенту; всовременных ему текстах изхрама Исиды наострове Филе упомянут пророк Сириуса в движении луны, жрец пятиживущих звезд (т.е.планет. B.C.), знающий время затмения солнца илуны.

Материал взят ссайта