Белорусская идея. Анализ источника А. Зиновьева "Русская трагедия. Гибель утопии"

%d0%92%20%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%b5%d1%82%20%d0%b8%20%d0%b2%20%d0%a0%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8,%20%d0%b8%20%d0%b2%20%d0%91%d0%b5%d0%bb%d0%be%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8%20%d0%b7%d1%80%d0%b5%d0%b5%d1%82%20%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0%b4%d1%83%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d1%81%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f,%20%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%b0%d1%8e%d1%89%d0%b5%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%8f%20%d0%bd%d0%b0%20%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b8,%20%d0%bd%d0%b0%20%d0%bd%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%b5%20%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d1%8f%d0%bd%d0%be-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85%20%d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%be%d1%84%d0%be%d0%b2%20%d0%b8%20%d0%bc%d1%8b%d1%81%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b9.%20%d0%a0%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b0%d1%8f%20%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f%20%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d1%8f,%20%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%bd%d0%b0%d1%8f%20%d0%bd%d0%b5%20%d1%82%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%ba%d0%be%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d1%82%d1%8c%20%d0%b2%d0%bd%d0%b5%d1%88%d0%bd%d0%b5%d0%bc%d1%83%20%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d1%8e,%20%d0%bd%d0%be%20%d0%b8%20%d0%be%d0%b1%d0%b5%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%87%d0%b8%d1%82%d1%8c%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0%bd%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%b9%20%d1%86%d0%b8%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8.%20%d0%92%d0%b5%d1%80%d0%b0,%20%d0%9e%d1%82%d0%b5%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be,%20%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b8%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%b8%20%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c,%20%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0%ba%20%d1%82%d1%80%d1%83%d0%b4%d1%83,%20%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f%20%d0%b8%20%d1%80%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b3%d0%b8%d0%be%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%8f%20%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bf%d0%b8%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c,%20%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%d1%87%d1%83%d0%b2%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%20%d1%81%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8,%20%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%bf%d0%be%d0%bc%d0%be%d1%87%d1%8c%20%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b1%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%b8%20%d0%b7%d0%b0%d1%89%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%82%d1%8c%20%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be,%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d1%82%d1%8c%20%d1%83%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bc%d1%83,%20%d0%b6%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20-%20%d0%b2%d0%be%d1%82%20%d1%82%d0%b5%20%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d1%80%d1%8b,%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%d1%85%20%d0%bc%d1%8b%20%d0%b4%d0%be%d0%bb%d0%b6%d0%bd%d1%8b%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%81%d1%8f.> <http://zapadrus.su/images/stories/my_imeges/stat/soc2.jpg>В ответ и в России, и в Белоруссии зреет движение духовного сопротивления, опирающегося на традиции, на наследие великих славяно-русских

Белорусская идея. Анализ источника А. Зиновьева Русская трагедия. Гибель утопии

Контрольная работа

Политология

Другие контрольные работы по предмету

Политология

Сдать работу со 100% гаранией

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Основы идеологии белорусского государства

Тема Белорусская идея. Анализ источника А. Зиновьева «Русская трагедия. Гибель утопии»

 

 

Студент Крючков А.А

 

 

 

 

 

 

Минск 2011 г.

 

 

Оглавление

 

Введение

. Истоки белорусской идеи

.1 Специфика белорусской идеи

.2 Анализ источника А. Зиновьева «Русская трагедия. Гибель утопии»

.2.1 Вступление

.2.2 Об авторе

.2.3 Тема текста

.2.4 Позиция и взгляды автора

.2.5 Отношение к источнику и выводы

Список использованных источников

 

 

Введение

 

Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Идеология для государства - то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство не казалось сильным и грозным. Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества [1].

Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставим.

 

 

1. Истоки белорусской идеи

 

Проблема формирования идеологии национальной государственности возникла во второй половине XIX века. Ее формированию тогда препятствовали многие факторы, которые проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичности белорусов, в противоречивом осознании народом его исторического прошлого, его политических интересов. Это было обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-политический организм, а это, естественно, сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада - Польши. Польское влияние особенно сильно ощущалось в сфере культуры. Фактически все слои польского общества (идейные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно проповедовали идею об "историческом праве Польши на Белоруссию", о "великой культурной миссии поляков на Восток" и т.д. Такой подход был характерен не только для лагеря правых, но и для польского социалистического движения, которое добивалось возрождения польского государства в исторических границах Речи Посполитой 1772 года (а это означало включение белорусских земель в состав польского государства).

Глубокая интеграция Беларуси в общероссийский государственно-политический организм, экспансионистские претензии польской политической элиты также не способствовали созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности. Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причине белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним фактором Российского государства, соответственно, белорусское общественное движение, которое поднимало этот вопрос, отражало противоречия только всероссийской политической жизни. Объективно предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и ее идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской (1917) революции в России. В тот период проблема национальной государственности оказалась как бы в фокусе политической борьбы в Беларуси. И это было вполне закономерно, ибо в этот период началось создание национальной государственности белорусского народа [3].

После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности приобрел новое значение. В последнее десятилетие в центре острейших дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. В современной идейно-политической борьбе особое внимание концентрируется на понимании прошлого белорусской государственности.

Оказавшись в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык.

С падением самодержавия в феврале 1917 года, а затем в период Октябрьской революции и гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусов, о характере будущего белорусского национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от других республик государства, либо - по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. В условиях революции и гражданской войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Белорусская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократической партией социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попыталась реализовать идею полной национальной независимости белорусского государства на основе парламентской демократии. Однако провозглашенная умеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (БНР) в условиях немецкой оккупации, как утверждают многие исследователи, не была государственным образованием даже "в марионеточной форме".

января 1919 года, как известно, была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

По мере развития и усложнения как внутренней, так и внешней ситуации для лидеров большевиков все более насущной становилась проблема изменения стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующем: любым путем сохранить РСФСР, которая рассматривалась как прообраз будущей мировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводилась образованному в декабре 1922 года СССР). Советская Социалистическая Республика Беларусь создавалась как плацдарм для наступления советских войск для поддержки мировой пролетарской революции [3].

Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 года. О возрождении белорусской советской государственности было заявлено в "Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии", которая была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании представителей государственных и партийных органов, общественно-политических организаций и профсоюзов. Появление этого документа было связано с июльским (1920) наступлением на Западном фронте Красной Армии, которая практически освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польской войны было очень трудно определить административно-территориальную границу возрождавшейся республики. И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций "полного суверенитета ставился вопрос о государственных связях между советскими республиками". Заявлялось, что отношения между СС РБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и СС РБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь признавались независимость и суверенитет "каждой из договаривающихся сторон". В Декларации затрагивались и языковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось "полное равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского) в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры". Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.

Договор 1922 года о создании СССР основывался на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного государства, которое должно было стать средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в

Лучшие

Похожие работы

1 2 3 4 > >>