Социалистическая культура

Информация - Культура и искусство

Другие материалы по предмету Культура и искусство

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



ами и льготами. Это дало свои конкретные результаты. Во-первых, предотвратило возможный в условиях революции разрыв в непрерывности развития русской науки как интеллектуального ядра культуры. Во-вторых, если смотреть с позиции более длительной исторической дистанции, двинуло страну по пути технического и социального прогресса, какого не было раньше.

В) Искусство (живопись, музыка, театр, музеи, художественная литература). Возникшая цивилизация реальный процесс создания и функционирования искусства, а также все ранее созданные ценности в этой сфере духовной культуры, стремилась обратить на благо народа, а не элиты. Мечта о равенстве и справедливости и на этом направлении претворялась в реальность. На VIII съезде РКП(б) прямо говорилось о том, чтобы "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда".

Первыми же своими практическими мероприятиями в области культуры Советская власть указала на громадное значение для народа художественного наследия прошлого. В числе первых декретов, подписанных Лениным, были декреты о сохранении "культурных сокровищ народа". Началась национализация учреждений культуры, приобретшая общегосударственный масштаб. Уже в 1917г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С.Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И.Даля, И.В.Цветаева.

С 1918 по 1923г.г. возникло 250 новых музеев. Первоначально, с 1918 по 1922г.г. они работали бесплатно. Только в Кремле в 1918г. побывало свыше 300 тысяч экскурсантов, в 1919г. - 50 тысяч. С переходом к НЭПу, в 1921г. посещение музеев стало платным, однако вводилась "рабочая полоса", когда билеты рабочим, красноармейцам и учащимся продавались по сниженным ценам.

октября 1918г. был принят Декрет о государственной регистрации монументов и вещевых памятников. С осени 1918 г. по указанию В.И.Ленина началось восстановление памятников ярославского Спасо-Преображенского монастыря. И это в условиях гражданской войны, когда средств практически не было. Тем не менее, восстановительные работы начались. Это были работы в том самом монастыре, где было найдено "Слово о полку Игореве". Руководил реставрацией П.Д. Барановский. В 1918-1919г.г. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, к 1924г. - 227.5

Особое внимание новая власть обращала на приобщение трудящихся к русской классической литературе. В августе 1918г. было опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров о постановке памятников великим русским писателям: Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Толстому, Радищеву, Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасову и другим. Показателен пример, касающийся наследия Л.Н.Толстого. Еще в 1910г. Ленин писал о Толстом: "Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот". И вот в 1918г. Ленин распорядился поставить в коллегии Наркомпроса вопрос об издании полного собрания сочинений Толстого и об обеспечении высокого научного уровня этого издания.

 

. Социалистическая культура советского периода в системе типологии мировой и отечественной культуры

 

Феномен советской культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой и отечественной культуры как один из наиболее значительных и вместе с тем сложных, противоречивых, драматических периодов в истории борьбы человечества за идеалы социальной справедливости и социального равенства. В этом заключены и его исходный пункт, и его поучительность, и его непреходящая ценность. 6

Первая важнейшая типологическая особенность советской культуры состоит в том, что это была культура первой в мировой истории рабоче-крестьянской цивилизации. И, следовательно, эта ее принадлежность к новому социально-классовому и духовно-ценностному типу цивилизации и определяла ее качественные отличия от культур всех предыдущих типов общества (рабовладельческого, феодального, буржуазно-помещичьего).

Эти отличия, говоря конкретно, заключаются в следующем:

при социализме впервые не было разделения культуры по классовому признаку ("высокая", "элитарная" для богатых, "низкая, дешевая" для бедных), и это глубинное содержание определило весь вектор ее развития в 1917-1985г.г.;

при социализме культура наиболее полно стала выполнять свою гуманистическую, человекотворческую функцию: она способствовала изменению отношения человека к своей собственной деятельности, к ее результатам в соответствии с требованиями социального прогресса. Культура помогала выработке адекватной самооценки человеком самого себя, своих идейных, нравственных, этических, эстетических, профессиональных качеств, и в этом смысле она становилась важнейшим фактором формирования его социального самосознания, всех его сущностных сил;

при социализме культура, становясь все более доступной и гуманной средой обитания для всех членов общества, "второй природой" человеческого бытия, развития и приумножения его талантов, в широком смысле слова, начала выступать "мерой прогресса", но уже не отдельного человека, а общества в целом;

при социализме не на словах, а на деле стало реализовываться равенство

s