Современная религиозная ситуация в России глазами "Русского репортера"

Курсовой проект - Журналистика

Другие курсовые по предмету Журналистика

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



жена смотрит прямо на тебя - а значит, это ты гибнешь вместе с Содомом и Гоморрой.

В этом году у патриарха Кирилла запланирована поездка в Енисейск и Лесосибирск. Скорее всего, эту картину ему тоже покажут.

О плюсах.

Во-первых, стоит сказать спасибо Дмитрию Соколову-Митричу за качественно написанную статью. Текст написан грамотным, живым, образным языком со множеством комментариев и интервью с участниками. Во-вторых, статья подняла проблему, долго назревавшую в церковной среде. Рано или поздно она вылилась бы и за пределы данной среды.

О минусах.

Во-первых, как было сказано выше, автор - профессиональный, известный репортер и публицист, поэтому ему должно быть известно, что в любой журналистской статье (в т.ч. репортаже) необходимо наличие трех мнений: двух сторон диалога и мнение эксперта. И тем более, журналист не имеет права высказывать свое личное мнение как основное; текст должен быть нейтральным. В данном случае эти правила нарушаются. Видимо, журналист работал над своим репортажем с заранее выбранной позицией, которую и высказал по ходу статьи. Поэтому в тексте присутствует только один взгляд на проблему - взгляд оппозиции. Есть, конечно, интервью с т.н. функционерами, но оно, скорее не отражает их точку зрения, а лишь подтверждает оппозиционную. Именно поэтому автор не выполнил еще одну задачу как профессиональный журналист: проблему поставил, а решения не подсказал. Более того, усугубил ситуацию. Ворт что пишет дьякон Андрей Белоус в своем отзыве, опубликованном в том же Русском репортере: Однако, увы, статья Соколова-Митрича, с одной стороны, бьет по этому феодализму, но с другой - его укрепляет. Ведь идейная основа обсуждаемого феодализма - в убеждении, что там, в Москве, все разговоры о миссии ведут бездуховные управленцы, которые ничего не понимают вне своих аппаратных интриг. Раз эти москвичи России не знают, то и все их прожекты не имеют отношения к реальной жизни, и выполнять их мы не будем. Ведь тут народ другой, мы не русские, мы, например, сибиряки. Поэтому и комментарии у статьи однобоко-негативные, и, в основном, от тех людей, которые и в храм не ходят, и о церковных таинствах знают лишь по наслышке: Эк извернулся... "Зачем вам, батюшка, мерседес?" - "чтобы отразить великолепие небес". Очевидно, Гундяев прет как танк, привлекая административный ресурс, обнимаясь с высшей властью... но неужели он такой тупой, что не понимает, что в России - "за что боролся - на то и напоролся"? Или он настолько наглый и самоуверенный, что действительно возомнил себя "святейшим" ... а он обыкновенный прохвост... В первой части статьи описывается как вполне открыто и демонстративно в Белгородской области со стороны властных структур происходят грубейшие нарушения законодательства России и Конституции связанные со свободой совести и т.п. И почему-то это никого не удивляет и никого даже особо-то и не интересует. Вот в каком лицемерном и лживом обществе мы живем. Я не глубоко верующий человек, скорее даже агностик, но очень чутко чувствую своим нутром присутствие в стенах храма энергии. Возможно, именно благодаря моим религиозным взглядам я могу объективно судить о происходящем… Человек, занимающийся "освещением колесниц", "изгонением бесов" и ведущий льготный бизнес возле своего прихода будет интересен только точно таким псевдо предпринимателям с гос. откатами да грешникам, замаливающих свои бандитские преступления. Респект РР и уважуха Дмитрию Соколову-Митричу. РПЦ действительно стало превращаться в поп-проект, а так не далеко и до гламура в рясах. Кто тогда будет молиться о спасении душ человеческих? Большое уважение вызывают удаленные от центра приходы. Наверно только там можно найти настоящую веру. А проповеди новых протоиреев, похожи больше на выступление на партийном съезде Единой России.

Во-вторых, по той же самой причине (однобокость суждений) не раскрыты и другие подтемы статьи. Автор рассказал о бунтующих студентах Белгородской области, но не рассказал о тех людях, чья жизнь поменялась с момента воцерковления (произошедшего, благодаря активной архиерейской проповеди Евангелия). Рассказал об увеличении бюрократии и завале отчетами, но не рассказал о том бумажном бардаке во многих приходах, который мешает жизни самого прихода. Перестроить духовную жизнь Церкви приказами из Патриархии невозможно, а вот сделать так, чтобы приходы нормально функционировали и все земные институты Церкви помогали, а не вредили духовной жизни человека своими повседневными действиями, - это как раз под силу церковным администраторам, без которых земная жизнь Церкви невозможна. Автор говорит о снижении количества верующих по сравнению с серединой 90-х годов, но забывает уточнить, что в 2000-е произошел элементарный спад моды на Православие, и теперь в храм идут не по моде, а по вере.

В-третьих, в тексте приводится достаточно много тайных разговоров в кухнях-трапезных, смысл которых сводится к одному: нас не понимают, нас формализуют, на нас кладут неудобоносимые вериги. Возможно, отчасти это так. Но что, по сути, от них требуется? Миссионерство, которого нет. И именно это чаще всего воспринимается как неподъемная ноша. Все привыкли к тому, что в течение 20 лет православного возрождения нашим приоритетом было строить храмы. А теперь вдруг выясняется, что надо еще идти к людям с проповедью. Но уже целое поколение священников выросло с твердым убеждением, что их задача - просто строить церкви и окормлять тех, кого Бог Сам приведет. Миссионерство для них в лучшем случае сводилось к оборонительной борьбе с сектами. Не стояло задачи обратить местных баптистов или пятидесятников, речь шла об удержании в православии тех, кто православным родился, но веры своей совсем не знает. Многие просто успели забыть, что миссионерствовать церковь призвал Христос, а кто-то вообще решил, что всю работу за них сделает патриарх. И лишь мимоходом журналист вспомнил об отце Геннадии Фасте, который наотрез отказался говорил о размолвке с архиепископом Антонием. И не потому, что боится репрессий, а потому, что являет собой пример христианского поведения, христианского идеала - всякая власть от Бога, и не наша задача ругать эту власть, наше задача - выполнять то дело, на которое призваны, и выполнять ее хорошо. А вот этого, как раз, автор и не показал, а надо было.

 

Заключение

 

Дмитрий Соколов-Митрич как профессионал своего дела, сумел найти, поднять и интересно и полно отразить те изменения, которые затрагивают не только Церковь, но и все общество в целом. Его статья возымела огромный резонанс не только на сайте журнала Русский репортер, но и в других интернет-изданиях, например, на сайте Татьянин день. Она вызвала огромное количество комментариев читателей, отзывные статьи от священников и мирян. Дискуссия продолжается.

Думается, что этот текст не только дал повод поговорить на актуальную тему, но вызвал определенные изменения в церковной среде, дал повод задуматься над результатами реформы на данном этапе. Но в любом случае верны будут эти слова, сказанные в ответном слове редакции Русского репортера: Дело не в том, что церкви стало много, что она якобы сливается с государством и вмешивается в светские дела. На самом деле православия в нашей стране в наше время мало. Как мало вообще веры и доверия в обществе. С точки зрения светской рациональности вера, традиции и нормы-институты - ключевой дефицит в наше циничное и прагматичное время. С точки зрения светского управления все равно, откуда возьмутся общественная плотность и социальный капитал - из этических профессиональных кодексов, из семьи или из искренней религиозности: пригодится все. Теоретически неважно, из какой веры вырастут совестливые бизнесмены, честные чиновники или справедливые судьи. Но практически в России как раз без православия и не обойтись - если не на свои традиции и ценности нам опираться, то на чьи? А если не через традиции, то опять через репрессии, что ли, пойдем к светлому завтра?

 

Список литературы

 

">1. Глеб Павловский. К предварительной концепции журнала // Русский Журнал, 14.07.1997.

. REGNUM [

3. Калмыкова А.А. Коханова Л.А. Интернет-журналистика. // Москва. - 2005, c. 76

. Ворошилов В.В. Журналистика. - Учебник. 3-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

">. Зуев Ю.П. Современная религиозная ситуация в России и тенденции ее развития.

">. Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России.

">. Соколов-Митрич Д. Очень маленькая вера.

8. Соколов-Митрич Д. Технический христианин.

">. Дьякон А. Белоус. Путем горчичного зерна.

">. Протоиерей М. Козлов. О духовном и административном.

">. Русский репортер. Зачем светскому человеку церковь?