Советская культура в 1917-1940 гг.

Доклад - Культура и искусство

Другие доклады по предмету Культура и искусство

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



Советская культура в 19171940гг.

 

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры (культурная революция). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В.Луначарский видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней были привлечены многие известные деятели искусства, в частности, художники А.Н.Бенуа, А.М.Васнецов и В.Д.Поленов, архитекторы Р.И.Клейн и В.А.Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство.

Революционные события 1917г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты Искусство коммуны поэты-имахинисты призывали к разрушению литературного старья, к диктатуре левого искусства. Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлю собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917г. Руководители Пролеткульта (А.А.Богданов, В.Ф.Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы Гудки, Пролетарская культура и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К.Гастева Поэзия рабочего удара и В.Т.Кириллова Зори грядущего. В 1920г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 19171918гг. действовала группа Скифы, в рядах которой находились М.М.Пришвин, Н.А.Клюев, С.А.Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А.Блок (поэма Двенадцать) и В.В.Маяковский (поэма Мистерия-буфф), художники К.С.Петров-Водкин (картина 1918 год в Петрограде) и К.Ф.Юон (Новая планета).

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917г. памятников в честь царей и их слуг и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А.Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д.Меркуров (памятники К.А.Тимирязеву и Ф.М.Достоевскому), Л.В.Шервуд (памятник А.Н.Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А.Бунин и Д.С.Мережковский, авиаконструктор И.И.Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И.Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А.Тимирязев, поэты В.В.Маяковский и В.Я.Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.

Условия развития культуры в годы НЭПа. С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В

s