Система призрения в годы правления Петра I

Курсовой проект - История

Другие курсовые по предмету История

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



ссмотреть начало формирования разветвленной сети учреждений государственного и общественного презрения;

  • разобрать особенности социального призрения отдельных категорий граждан;
  • проанализировать исследование проблемы профессионального нищенства.
  •  

     

    1. Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I

     

    Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIXв. (она развивается по нескольким направлениям). Оформляется административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами общественными и частными институтами защиты и призрения.

    Административная система помощи нуждающимся начинает складывается в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских преобразований. В период правления Петра I государственное управление проходит три главных этапа: приказную систему 16821709гг., губернскую 17101718гг., коллежскую 17191725гг.

    На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил их на две категории: доходы одних шли на нужды монастыря, других в казну.

    К 1700г. церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других сборов государства. Точных сведений о количестве дворов в церковных вотчинах нет (по разным данным, они колеблются от 145 665 1/2 до 153 254 1/2 дворов). Однако даже такие примерные сведения давали более или менее ясную картину финансовых средств, позволявших учитывать доходы Монастырского приказа и распределять их соответственно государственным нуждам: на военные расходы на артиллерию, солдат, в том числе и на увечных солдат и унтер-офицеров, солдатских детей и жен, а также на школы и аптеки. Социальное реформирование общества, таким образом, предопределяет и решение тех проблем, которые возникали в результате проводимой внутренней и внешней политики.

    К 1706г. Монастырский приказ распределяет свои средства в следующей последовательности: постоянный старый расход был на нищих и на богадельни 14851р., на монастыри 31614, на содержание 13 архиепископских домов 19536, самого приказа 200, новый расход в приказ артиллерийский на жалование 17253, в Ямской на дачу солдатам 5000 и школьным учителям и ученикам 2263. Кроме того, 12 октября 1706г. ведено давать по 15 тыс. р. ежегодно на драгунский полк Мусина-Пушкина.

    Только с 1706г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным нищим финансовая помощь оказывается постоянно, причем отпускаемые им суммы превосходят суммы для детей и вдов. Суммы, отпускаемые на вдов и сирот, вдвое, а то и втрое меньше тех, которые отпускаются на богадельных нищих. Можно утверждать, что складывающаяся в данный период социальная политика в отношении этой категории нуждающихся проводится по остаточному принципу, к тому же по Указу от 30 декабря 1701г. монастырям предписано осуществлять призрение из своих остатков.

    В том, что на первых порах большая часть денежных средств тратится на нищих, людей церкви, видится противоречивая политика государственной власти. Она вытекает из условий государственного реформирования, когда новая власть не может решить все социальные проблемы. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств заставить церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей церкви. Величина окладных расходов на государственные нужды к 1708г. увеличивается, тогда как неокладных уменьшается. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды. Не забывают и о военных расходах. Их доля по сравнению с социальными программами значительно выше, чем финансирование просвещения, призрения и медицины, вместе взятых (военные расходы составили в 1701г. 828192р., в 1708г. 1286384р., на просвещение, призрение, медицину 27425р. и 55519р. соответственно).

    Начавшаяся Северная война приводит к резкому упадку приказной системы хозяйствования. Перед государственной властью встает проблема реорганизации административного пространства, что затрагивает и систему общественного призрения, поскольку Монастырский приказ не может в полной мере соответствовать административному и финансовому управлению в данный период. Административная реформа 1708г. (Россия разделяется на губернии) и перестройка органов центрального управления 1718г. (приказы заменяются коллегиями) идут параллельно с судебной реформой и реформой налогообложения.

    Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Синода, после разделения России на губернии была в основном контролирующей, полицейско-административной.

    s