Система оппозиций в романе Замятина "Мы" как отражение диалектичности сознания героя

Курсовой проект - Литература

Другие курсовые по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



ощающего народную мечту, и реализация в реальности машинного рая вот вопрос, тревоживший Е. Замятина.

Эта тема находит своё выражение уже в раннем творчестве Е. Замятина, где он анализирует особенности русского патриархального сознания (Уездное, Алатырь). Техника, цивилизация интересует его пока лишь как реальность западного мира (Островитяне, Ловец человеков). Но после приезда в Россию, он видит предвещание подобного и на родине. Роман Мы - отражение тревоги Е. Замятина перед возможным будущим России. Предупреждением о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и гипертрофированной власти государства назвал свой роман Е. Замятина. Век 20 создает свой утопический миф, который порождает новое искусство, новую этику, новое отношение к миру. Наука меняет самого человека, его сознание. Всеобщее равенство и безграничная вера в разум, науку, технику в силах поработить человека и, что самое страшное, изменить его природу, убить человеческое в человеке. Человек поверил в себя, решил, что с помощью технического прогресса ему будут подвластны любые высоты. Опасно то, что, принимая на себя функции Бога, он способен разрушить общество, человека, жизнь в целом.

Об этих опасностях и пишет Е. Замятин. Ему важно показать, что в условиях Единого Государства человеческое существование невозможно: он либо уходит в леса, отдаваясь во власть инстинктов, либо техника уничтожает в нем все человеческое. Культура в подобном государстве может существовать только в качестве рудимента, отголоска былого могущества, памятника созидающей культуры прошлого. В Едином Государстве культура подменена культом разума, гармония заменена числом. Математический подход применяется к этическим категориям: человеческая смерть рассматривается как ничтожно малая часть огромного государства.

Опасность засилия техники, изменения человеческих ценностей существовала и в 19 веке, но только со времени ошеломляющего роста техники этот вопрос становится актуальным. Культура 20 века дала заказ на антиутопию, пародирующую технические утопии эпохи. Вспомним М. Булгакова и Роковые яйца, Собачье сердце; А. Толстого и Гиперболоид инженера Гарина, А. Платонова с Чевенгуром.

Подводя итоги, отметим, что Е. Замятин во многом опередил время, предсказав возможное ужасное будущее, которое в той или иной степени стало реальностью. Е. Замятин был одним из первых, но не единственным, в результате чего можно сделать вывод о возможном дальнейшем изучении поставленной темы в новых ракурсах, подходах, в ином контексте.

Библиография

 

Замятин Е. И. Избранные произведения /Вступ. ст. В. А. Келдышева. М.: Сов. писатель, 1989. 264 с.

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: Славянка, 1993. 335 с.

Оруэлл Дж. 1984: Пер. с англ. М.: Текст, РИК Культура, 1991. 428 с.

Хлебников В. В. Избранное. М.: Сов. писатель, 1989. 238 с.

Мифы народов мира: В 2 т. М.: НИ Большая Российская энциклопедия, 1997.

Айзерман Л. С. Русская классика накануне 21 века // Литература в школе. 1997. - № 1. С. 11-117.

Акимов В. М. На ветрах времени: Очерки. Л. : Дет лит., 1991. 286 с.

Альфонсов В. Н. Нам слово нужно для жизни. Л.: Сов. писатель, 1984. 248 с.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.

Белая Г. А. Дон Кихоты 20-х годов: Перевал и судьба его идей. М. : Сов. писатель, 1989. 400 с.

Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. - № 1. С. 207- 232.

Воронский А. К. Избранные статьи о литературе / Сост. Г. А. Воронская. М. : Худож. лит., 1982. 527 с.

Григорьева Л. П. Возвращенная классика (Из истории советской прозы 20-30 годов). Л. : Знание, 1990. 32 с.

Гусев Г. М. Странствия великой мечты. М. : Молодая гвардия, 1982. 432 с

Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и Чевенгур А. Платонова // Утопия и утопическое мышление. М. : Прогресс, 1991. С. 252-276.

Делекторская И. Б. Утопия и антиутопия в русской литературе // Литература в школе. 1998. - № 3. С. 55 -62.

Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.: Искусство, 1997. 848 с.

Морсон Г. Границы жанра // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 233-251.

Нянковский М. А. Антиутопия // Литература в школе. 1998. - № 4. С. 94 102.

Харитонова О. Н. О русской социальной утопии // Литература в школе. 1998. - № 4. С. 89-94.

Хрящева Н. П. Кипящая Вселенная Андрея Платонова: Динамика образотворчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов: Монография. Екатеринбург: уральский гос. пед. ин-т, 1998. 323 с.

Шайтанов И. Анатомия утопии: роман Мы в контексте творчества Е. Замятина // Литература. 1999. - № 5. С.9-12.

Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1990. 456 с.

s