Система жанров в древнеруской литературе

Контрольная работа - Литература

Другие контрольные работы по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



инского летописца обеих редакций и других хронографических сводов: мы ограничимся рассмотрением эволюции хронографического жанра лишь на ограниченном отрезке его истории, а именно на примере двух редакций Русского хронографа Хронографа редакции 1512г. и Хронографа редакции 1617г. Но именно в этих памятниках черты жанра и основные тенденции его развития проявились особенно отчетливо.

3.3 Четьи-минеи

 

Четьи-минеи (буквально чтение по месяцам) собрание произведений о святых людях.

Жанр миней православных богослужебных книг для ежемесячного использования начал складываться в Византии не ранее IXв. С Xв. там уже бытовали минеи двух типов: (1) служебные, предназначавшиеся для служителей клира и (2) четьи, адресованные не только им, но и более широкому кругу читателей духовной литературы. Среди составителей Четий-Миней наиболее известен Симон Логофет или Метафраст (то есть Пересказчик, 940976) византийский церковный писатель, перелагавший в популярной форме жития святых. Сборники, составленные Симоном Логофетом, получили широкое распространение среди южных и восточных славян в начале XIв.

Древнейшие списки Четий-Миней вошли в так называемую Супрасльскую рукопись (начало XIв.) и Успенский сборник (начало XIIв.). Приподнятый стиль изложения Симона Логофета, нашедший отражение уже в этих первых, переводных текстах, стал образцом для авторов древнерусских составителей позднейших учительных сборников.

В первой половине XVIв., в условиях укрепления общероссийской государственности и возникновения предпосылок для создания общерусского культа святых (церковные соборы 1547 и 1549), тексты учительных книг и сборников, подобных Минеям, оказались особенно идеологически востребованными. Большую работу по собиранию святых книг, которые в Русской земле обретаются, предпринял в те годы новгородский митрополит Макарий (15281563). Именно ему принадлежит заслуга в составлении сводного варианта Четий-Миней так называемых Великих Миней-Четий, носящих теперь его имя.

Великие Минеи-Четьи это 12 огромных книг (по числу месяцев года), регламентировавших годовой круг чтения на каждый день. К исполнению замысла митрополита были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай-Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам до безвестных. Составительская и редакторская работа заняла у Макария, его помощников и многих различных писарей свыше 25 лет. Книжники обработали материалы всех подвластных митрополиту новгородских, псковских и ряда местных церковных и монастырских библиотек. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал формированию будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки, разместившейся позже в Москве.

Современным архивистам известны три чистовых 12-томных книжных свода Великих Миней-Четий, приписываемых митрополиту Макарию и названных по местам их первоначального хранения: Софийский, Царский и Успенский (ныне хранятся в отделе рукописей Российского Государственного Исторического музея).

Внешнее оформление книг выдержано в торжественном и велеречивом стиле древнерусского монументализма. Размеры каждого 12-томного книжного свода соответствуют названию великих, так как насчитывают от 1500 до 2000 листов стандартного формата, именуемого александрийский лист (примерно соответствует современному листу печатной бумаги формата А4). Стиль сборников изощрен и витиеват. Пышность и лепота словесного оформления переложенных для душеполезного чтения текстов должны были соответствовать возросшему политическому величию Московского православного царства, а внешняя монументальность грандиозности идеи Москвы как наследницы Византии в мировой истории, т.е. третьего Рима.

В состав Великих Миней-Четий попали жития и похвальные слова святым, статьи из многочисленных религиозно-дидактических сочинений, русских и переводных Торжественников, Прологов, Требников, сочинения отцов церкви Василия Великого, Григория Богослова. Некоторые сборники вошли в состав сочинения Макария целиком это Измарагд, Златоуст, Златоструй, Маргарит, Златая цепь. Без купюр в состав Великих Миней-Четий вошли также История иудейской войны Иосифа Флавия, Космография Космы Индикошгова, Хождение игумена Даниила и другие ценнейшие памятники древнерусской литературы, оригиналы которых в настоящее время не сохранились. Для XVI-го же столетия Великие Минеи-Четьи были самым полным собранием религиозных текстов, своеобразной духовной энциклопедией XVI века.

В XVIIв. Великие Минеи-Четьи были положены в основу новых сборников Миней Четьих Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова (16271632) и МинейИ.И.Милютина (16461654), а в конце XVII начале XVIIIв. в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского (16511709), отличающихся образным, выразительным языком, почти близким современному. Ставшие излюбленным благочестивым чтением для грамотных христиан, Четьи-Минеи только в XVIIIв. выдержали 10 переизданий и многократно перепечатывались в извлечениях. Особой популярностью Четьи-Минеи пользовались у старообрядцев (выписки из них часто встречаются в составе старообрядческих сборников Цветников).

Научное издание текстов Четий-Миней было начато Археографической комиссией Академии наук в 1863 и про

s