Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

Курсовой проект - Литература

Другие курсовые по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



тавить вас жениться на мне, а я тем, что согласилась на это. Вас напоили вином, я согласилась петь и кривляться перед вами… (С. 464)

Ее стойкий характер особенно проявляется в последней главе побег к умирающему возлюбленному Васе. ( Нет, нет, никогда! Я не выйду замуж!.. ты мой первый…всегдашний… (С. 473))

И в конце повести Дядюшкин сон Москалева Зинаида Афанасьевна, уже будучи женой генерал-губернатора, гордая и надменная.

Итак, образ Зины также психологически однолинеен и создается с помощью портрета и речевой характеристики.

Среди женских образов есть и второстепенные это Зяблова Настасья Петровна, Антипова Анна Николаевна, Паскудина Наталья Дмитриевна, Фарпухина Софья Петровна. Автор кратко знакомит с ними. Каждая из них несет одну и ту же функцию в произведении: заманить князя К. к себе, женить его либо на себе, либо на дочери, а после невозможности осуществления своих планов разрушить чужие, т. е. Марьи Александровны.

Так, проживающая у Марьи Александровны в качестве дальней родственницы, Настасья Петровна Зяблова готова выйти замуж за князя, но, подслушав разговор Москалевой с дочерью, решает отомстить и зовет Мозглякова в чулан подслушивать.

Все провинциальные дамы съезжаются в дом Москалевой с решительным намерением быть свидетельницами какого-нибудь необыкновенного скандала, каждая смотрела с необыкновенным коварством.

Сам повествователь обобщает этих героинь.

 

2. Сон и реальность в изображении Ф. М. Достоевским

 

 

Слова "сон", "сновидение" попадают в название трех произведений Достоевского ("Дядюшкин сон", "Петербургские сновидения в стихах и прозе", "Сон смешного человека"), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор. В повести Дядюшкин сон как такового сна нет. Мотив сна пародийно обыгран и травестирован: сном объявлена идея неравного брака, на который мать толкает свою дочь. Можно утверждать, что мотив сновидения имеет в раннем творчестве Достоевского скорее негативный смысл.

Дядюшкин сон создан в традиции гоголевской школы. Главная тема повести губительное влияние среды на характер человека. Жизнь обитателей города Мордасова, и прежде всего главной героини повести Марьи Александровны Москалевой, - пустая, безнравственная, пошлая, - всеми, однако, принимается за настоящую, истинную жизнь. Какая-нибудь неожиданная выходка воспринимается окружающими как явление необыкновенное, своего рода героизм. Таково пошлое сознание обывателя, в котором смешиваются планы высокого и низкого, обыденная житейская суета, состоящая из сплетен, интрижек и тому подобных значительных дел, подменяет подлинно человеческие интересы. Здесь самое сильное чувство страсть к богатству и знатности. Поэтому князь К. дряхлая развалина, полукомпозиция, полупокойник - закономерно становится в этом обществе и центром внимания и предметом поклонения. Достоевский не раз возвращается к описанию внешности князя (сцены одевания), все это нужно, чтобы подчеркнуть главную тему Дядюшкина сна искусственность жизни дворянского общества, его духовное убожество.

Конфликт завязывается с идеи женить князя, которую предлагает сам Мозгляков Павел Александрович: Знаете ли что? Его надо женить, Марья Александровна! Водевильная идея разворачивается в скандал, основным поводом которого стало слабоумие князя К. и его убеждение Мозгляковым, что все случившееся не более чем сон, в результате чего расстроена не только женитьба князя, но и отношения самого Мозглякова с Зинаидой.

У дядюшки стирается грань между сном и действительностью: Сначала мне приснился какой-то престрашный бык с рогами; а потом приснился какой-то прокурор, тоже как будто с рогами…А потом Наполеона Бонапарте видел, и предложение он делал непременно во сне.

Столкновение реальности и сна происходит на глазах собравшихся врагов Москалевой. Л. П. Гроссман в работе Достоевский-художник пишет, что для композиций Достоевского характерны многолюдные и бурные сцены, как бы сотрясающие все построение, - сборища, сборы, скандалы, истерики, пощечины, припадки. В наиболее простом виде прием этот выступает в повести Дядюшкин сон: коварные намеки и язвительные обиняки накаляют атмосферу. Пахнет заговором. Первая сплетница и скандалистка города обрушивается с вульгарными обвинениями на хозяйку дома к всеобщему наслаждению всех посетительниц. Появляется Мозгляков: Она вздрогнула, как будто что-то кольнуло ее. Затем вышел и князь. С этого момента персонажи живут по разным представлениям о действительности: для дядюшки бывшая реальность теперь сон; для Марьи Александровны аллегория в словах князя о женитьбе; для гостей путаница и изумление.

Выдуманный сон играет особую композиционную роль в повести: он дает возможность реализации столкновения между Москалевой и мордасовским обществом, князем; приводит к откровению не выдержавшей обмана Зинаиды, тем самым и к развязке действия. Марья Александровна опозорена, собравшиеся дамы довольны разыгравшейся перед ними комедией, Мозгляков увозит князя в гостиницу, где тот и умирает. Но повесть еще не завершена. Читатель только сейчас знакомится с романтическим героем учителем, возлюбленным Зины Васей.

Противопоставляя мордасовскому обществу своих добродетельных героев, Достоевский не разрешает конфликт

s