Синтез жанровых форм в романе Б. Пильняка «Соляной амбар»

Статья - Литература

Другие статьи по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



ен быть - такой роман, где механическая смерть всех его героев будет самым закономерным концом. Это в том случае, если роман посвящен эпохе, которая гибнет закономерно [Пильняк, 1994: 340].

Несмотря на то, что эти слова произносит один из героев, в них явственно чувствуется авторский акцент, слово в описании двухголосно. Тридцатилетняя эпическая дистанция, личное участие в деле революции позволили Б. Пильняку на горьком опыте осознать утопичность собственных гуманистических надежд, самому ощутить последствия поворота исторического вектора не только в судьбе России, но и всей Европы. В деле революции восторжествовали не справедливость и добро, а насилие, жестокость и страх, породившие тоталитаризм, геноцид русского народа.

В Соляном амбаре повествуется о событиях эпохального масштаба, но массовых народных сцен в романе практически нет. В этом художественном приеме состоит особое авторское видение эпохи. Отсутствие обобщенного народного образа с присущим ему хоровым началом объясняется тем, что, согласно Б. Пильняку, народ - не безликая масса, а совокупность личностей, частных судеб. Отсюда введение в роман огромного числа действующих лиц с собственной, индивидуальной судьбой, судьбой целых поколений. Эпопейная целостность народного мнения - это, прежде всего, сложная система синтезированных частных мнений, объединенных или разъединенных друг с другом.

Ретроспективность и доминанта авторской позиции, полистилизм и речевое многоголосье Соляного амбара, несомненно, уводит роман Б. Пильняка от жанра эпопеи с присущим ей хоровым единством, в котором народное многоголосие предстает в единстве суждений, оценок, в слиянии голоса автора и героя с мнением народным. Более отчетливо оформлен принцип романной полифонии, множественность субъективных суждений. Жанр романа, таким образом, является ведущим, основным.

Однако, особый тип рефлексирующей личности, ее включенность в историческое пространство, фабульная незавершенность судьбы главного героя, двойная мотивировка категории времени, попытка эпического охвата на уровне речевой организации, которая проявляется в романе через собственно авторскую, самобытную концепцию, ориентированную, прежде всего, на человеческую личность - все это способствовало Б.Пильняку в создании особого типа романа, синтезирующего в себе отдельные признаки эпопеи, как формы, глубоко адекватной характеру эпохи и художественному сознанию писателя, постигающего закономерности исторического бытия.

Список литературы

1.Пильняк, Б. Сочинения: в 3-х т. / Б. Пильняк; [сост., подгот. текста, коммент. и послесл. Б. Андроникашвили-Пильняка]. - М.: Издательский дом Лада М, 1994. - Т. 3. (Соляной амбар. Рассказы). - 575с.

2. Пильняк, Б. Мне выпала горькая слава. Письма 1915-1937 гг. / Б. Пильняк; [вступит, ст., коммент. Б.Б. Андроникашвили-Пильняка]. - М.: Аграф, 2002. - 400с.

3. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504с.

4.Великая, Н.И. Роман-эпопея: Испытание временем. Проблема жанрового синтеза / Н. И. Великая. - Владивосток: ДВГУ, 1992. - 160с.

5. Чичерин, А. Что же такое роман-эпопея (письмо в редакцию) / А. Чичерин // Русская литература. - 1976. - №4.

6. Эсалнек, А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения / А. Эсалнек. - М.: Издательство Московского университета, 1985. - 184с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

 

s