Синтаксические особенности научных текстов Л.В. Щербы

Дипломная работа - Иностранные языки

Другие дипломы по предмету Иностранные языки

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



187; наряду с атрибутивными сочетаниями, сочетаниями глагол + наречие и другими здесь фигурируют и такие, как ten nan jo ciser отец пришел. Группа слов в свою очередь может определяться другими побочными группами, в частности группами слов со своим глаголом, вводимыми формальными словами, т. е. в обычной терминологии придаточными предложениями. Соответственно в Выводах книги определение предмета синтаксиса сформулировано так: В синтаксисе изучаются способы образования групп слов и групп групп. [50,63]

Позже, в статье, посвященной лингвистическому толкованию стихотворения Пушкина Воспоминание (опубликована в 1923 г.), Л.В. Щерба дает значительно более сложную и тонкую градацию синтаксических единств разной степени смысловой слитности, возникающих в тексте, и фиксирует соответствующие различия с помощью различных пауз, причем имеются в виду паузы реальные, потенциальные, а иногда и мнимые, лишь представляемые на основании других сопутствующих фонетических признаков. В этой статье Щерба тоже еще не использует термин синтагма, но уже фактически формулирует это понятие, обозначая его провизорно термином фраза.

Отметим, что в этой работе Л.В. Щерба избегает термина предложение, хотя и выделяет среди пауз, членящих текст, в частности, такие, которые соответствуют в практическом письме иногда точке с запятой, иногда точке, но не заключительной, и, с другой стороны, такие, которые соответствуют заключительной точке. Интересно, что здесь же намечается, пусть еще в неразвитой форме, выход в область того, что в наши дни называют сверхфразовыми единствами, выделение особой паузы, соответствующей концу абзаца. [3,39]

Спустя всего год после выхода в свет статьи о Воспоминании Пушкина в лекциях по русскому синтаксису, прочитанных в Российском институте истории искусств в 19241925 учебном году, Л.В. Щерба уже широко использует термин синтагма, а также и термин предложение. В конспекте этих лекций, записанных одним из слушателей, читаем: Речь разбивается на отрезки, соответствующие самостоятельным элементарным представлениям, называемые синтагмами. Даже предлоги и союзы могут быть синтагмами. Пример: Вам с сахаром Без. В речи, кроме синтагм, мы находим большие словесные отрезки, сопровождаемые ощущением известной законченности. Такие отрезки мы будем называть предложением. Ряд предложений образует более крупное целое абзац, главу, выделяемую графически и интонационно. [3,46]

В этих же лекциях 19241925 г. в связи с понятием синтагмы говорится и о слове: Слово есть кратчайшая синтагма, могущая быть произнесенной отдельно без изменения смысла. Белый платок два слова. Белый медведь одно. Эта формулировка напоминает обе приведенные выше. Но теперь, в середине 20-х годов, Щерба уже связывает соотношение слова и синтагмы с противопоставлением языка и речи, точнее с вызревавшим уже у него противопоставлением языковой системы и речевой деятельности. В конспекте лекций по синтаксису читаем: Слово является единицей в системе языка (как символ изв[естного] значения) и единицей в речи (как кратчайшая синтагма).

Позже, в Фонетике французского языка (1-е изд., 1937) Щерба отметил, что термин синтагма был заимствован им у Бодуэна де Куртенэ. Однако Бодуэн обозначал этим термином знаменательные слова, вообще слова как составные элементы предложения. У Щербы, как видим, синтагма выступает как единица не языка, а речи, принципиально отличная от слова, хотя в частном случае она может материально совпадать со словом. Чаще же синтагма состоит (строится в процессе речи) из нескольких слов. Задача синт [аксис] а, говорит Щерба, изложить правила стройки синтагм.

В Фонетике французского языка теория синтагмы развита Щербой с наибольшей полнотой. Синтагма определена здесь (для французского языка) как фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речимысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так и из целого ряда их. Внешнее единство синтагмы достигается (во французском языке) легким усилением последнего ритмического ударения и той или другой выразительной интонацией, объединяющей все это целое (там же). Некоторые французские фонетики, говорит Щерба, называют синтагму дыхательной группой (groupe de souffle, P. Passy), желая подчеркнуть этим, что внутри подобной группы нельзя сделать паузы для вдоха Надо, однако, иметь в виду, что после синтагмы пауза и вдох возможны, но вовсе не обязательны. Поэтому, хотя термин „groupe de souffle" и не является неправильным, однако он совершенно скрывает смысловую природу явления. [11,75]

И в отдельном параграфе Щерба добавляет: Французские синтагмы находят себе полную параллель в русских, которые тоже являются дыхательными группами в вышеуказанном смысле и которые характеризуются усилением последнего словесного ударения: резать "яблоко, разъез-жать по разным горо1"дам, говорить стихотворение наи"зусть, ехать в город кружными путями при самых неблагоприятных обсто"ятельствах.[11,77]

О соотношении синтагмы с вышестоящими единицами Щерба говорит в этой книге так: Синтагмы как в русском, так и во французском могут объединяться в группы высшего порядка с разными интонациями и в конце концов образуют фразу законченное целое, которое может состоять из группы

s