Симулятивная коммуникация – феномен информационного общества

Информация - Культура и искусство

Другие материалы по предмету Культура и искусство

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



Симулятивная коммуникация феномен информационного общества

Александр Калмыков

Бодрийяр в своем программном труде Символический обмен и смерть предлагает историческую схему трех порядков симулякров, сменяющих друг друга в новоевропейской цивилизации от Возрождения до наших дней: подделка производство симуляция.

Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка на основе структурного закона ценности.

Подделка делает предмет похожим на другой, который обладает ценностью; пример: подделка картины великого художника или имитация дорогих материалов в дешевой бижутерии. Производство тиражирует ценные объекты; пример: серийное репродуцирование картины. Симуляция заменяет реальные процессы и абстрактные сущности на их знаки, под которыми уже нет исходного значения, то есть на пустые знаки. Например: симуляция болезни, симуляция действия, симуляция понятия. Если подделанные и даже растиражированные объекты еще содержат в себе свои оригиналы, которые при определенных трудозатратах могут быть реконструированы, то симулякры окончательно теряют свои связи с прообразами и реконструкции не поддаются.

Особенности информационного общества наводят на мысль о необходимости дополнить эту схему симулякром следующего порядка симулятивной коммуникацией.

Тогда схема этапов развития симулякров будет выглядеть следующим образом:

подделка производство симуляция симулятивная коммуникация.

Симулятивная коммуникация подменяет не только свой предмет, но и самого коммуникатора, имитируя взаимодействие там, где оно уже закончилось или не начиналось вовсе. Например, Ж. Дилез пишет: Наблюдатель становится частью самого симулякра, а его точка зрения трансформирует и деформирует последний. Например, Интернет, где коммуникации не имеют временных и пространственных координат. Посетителю страницы не известно, где он фактически находится, на родном сервере, сервере провайдера или в памяти собственного компьютера, с кем, где и когда он на самом деле вступает в коммуникацию.

Симулятивная коммуникация обладает еще одним важным свойством она преобразует симулякры нижних порядков, разрозненные и фрагментарные, в систему, связанную определенным кодом. Код порождался еще симулякрами третьего порядка, однако в соответствии с представлениями семиотики и структурной лингвистики он выполняет роль фиксатора (фотографа) времени. Симулякр-коммуникация, напротив, осуществляется во времени и с его помощью.

Следовательно, симулятивную коммуникацию можно рассматривать уже как симуляцию таких базовых онтологических категорий, как время, пространство, энергия, информация.

Симулятивная коммуникация управляет нашими контактами с миром вещей, идей и смыслов. По каналам независимого информационного потока из социально-культурной среды поступают образцы симулятивных коммуникаций, определяющих способы интерактивного общения с реальностью, в результате которого осуществляется дальнейший шаг к свертыванию в код образов реальности. Этот циклический процесс разворачивается по мере развития информационного общества.

В качестве иллюстрации приведем эволюцию задач рекламы, которая прошла следующие стадии:

1) реклама изделия (товара);

2) формирование потребности, которую могут удовлетворить функциональные свойства данного товара (1);

3) реклама имиджа изготовителя товара (1), формирование бренда (1-2);

4) позиционирование имиджа на рынке (3);

5) связывание имиджа и бренда (3-4) с образом жизни;

6) реклама образа жизни (5), нагруженного атрибутами рекламируемых объектов (1-5);

7) мифодизайн образа жизни (6).

Этот процесс можно представить как порождение последующего симулякра предыдущим, в результате которого последующие симулякры начинают детерминировать весь предыдущий ряд, двигаясь в направлении свертывания в каждом последующем уровне предыдущих уровней, или создания некого универсального кода, с помощью которого аудитории предлагается осуществлять коммуникацию с реальностью. Что может получиться из такого свертывания, убедительно иллюстрирует язык планеты Кин-дза-дза из одноименного кинофильма, в котором все сообщения сводились к одному слову: КУ!

Важно отметить, что если рассматривать современные социально-коммуникативные технологии (публичную политику, журналистику, технологии PR, интегрированные маркетинговые технологии и т.п.) как результат развития рекламных технологий, то можно прийти к выводу, что они транслируют уже не имиджи и не рыночные отношения, а собственно коды симулятивной коммуникации. При этом коды симулятивных коммуникаций активно внедряются в цивилизационные процессы и трансформируют социокультурную реальность.

Человек информационного общества все в большей степени контактирует с симулякрами, порядок которых меняется в направлении потери вещественности и все большего обобщения в сторону симуляции самой по себе коммуникации. У теряющего вещественность симулякра нет не только материального тела, но и явленной идеальной сущности, от которой он оторвался и которую безнадежно стремится догнать.

Такой человек все в меньшей степени оказывается способным к реконструкции значений, так как знаки чаще оказываются симулякрами. Вот почему он скорее откажется от самой идеи реконструкции, чем попытаетс

s