Симеон Полоцкий о государстве и праве

Доклад - Юриспруденция, право, государство

Другие доклады по предмету Юриспруденция, право, государство

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



Симеон Полоцкий о государстве и праве.

С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Ситнианович (1629 1680). Он родился в г. Полоцке, окончил Киево-Могилевскую академию, в 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. С 1664 г. проживал в Москве. Первой его должностью стало руководство школой подьячих в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, в которой он преподавал семь свободных наук. В конце 60-х гг. XVII столетия Симеон стал учителем царских детей, занимая одновременно еще и должность придворного поэта, приобрел известность как человек искусный в разнообразных сферах богословского и научного знания. Наиболее известными его произведениями являются: Жезл правления, написанный к церковному собору 1666/67 г. и посвященный обличению учений раскольников; Вертоград многоцветный энциклопедическое, поучительное произведение (1668) и Рифмологион (1679) собрание стихотворений панегирического характера. Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Социальной проблематики он касался только опосредованно, и здесь его взгляды вполне ортодоксальны. Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле (ови родятся благородии, овисмиреннородни, ови же свободны, ови же рабы). Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, в чем и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено свое место. Однако он призывал богатых начальников заботиться о своих подначальных и не доводить их до скудости, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством наложения язв.

Среди пороков русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя.

Главной проблемой творчества Симеона было разрешение вопросов, связанных с верховной властью, формой ее организации и деятельности. Он одним из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал теоретическое обоснование необходимости установления просвещенной монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу царь-солнце, являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую литературу он ввел впервые. Царь и бог у него почти равные величины. Небом Россию наречи дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты Солнце, Луна Мария царица. В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с премудрыми людьми, а особенно полезно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов и по их примеру живот свой править. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ.

Симеон настаивает на различии между царем и тираном. Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги потщись почитати. Он разньствие сие полагает. Царь подданным прибытков желает. Тиран паче прижитий хощет себе. О гражданстей ни мало печали потребе.

Поэт-мыслитель полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Под законом все казни (наказания. Н. 3.) должны страдать, и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство и чинна и славна содеевает царства.

Термин правда Симеон традиционно употребляет в значении закон. Он просит царя хранить правду и утверждать ее во всем царстве и совершать суд в образ правды.

Мыслитель обращал также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказано правде, так как оно бывает от лютого правды ненавидения. Симеон мечтает о равном для всех суде, который будет равно судити мала и велика, невзирая на лица (на лице не зри, равен суд твой буди). Организация судебных учреждений, по его мысли, должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. Единый суд всем... иже в единой суть области (стране. Н. 3.) люди. Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.

Мыслитель приветствует присоединение Белоруссии к России и неоднократно выражает надежду на освобождение всех славянских народов от ига иноверных агарян гордых, полагая, что русский царь должен помочь всем православным народам освободиться от общего врага рода христианского змия... ага-рянского, ибо необходимо, наконец, сокрушать сонм агарянский, брани ищущий, мира нехотящий.

В определении внешнеполитического курса русского государства Симеон придерживался традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми государствами до конец земли, царствовать мирно и мудро, никогда не искать брани и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным всегда являть милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, но скоротечным типом ч

s