Символика в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (сон Татьяны) (вариант 2)

Сочинение - Литература

Другие сочинения по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



оём сне уже влюбленный Онегин (VIII глава) видит тот жесюжет: "сельский дом - и у окна Сидит она… и всё она!". Появление в хижине Ленского, Ольги и весь эпизод убийства, по-видимому, символизирует тяжкое переживание Онегиным своей вины, муки совести: "Оставил он своё селенье, …где окровавленная тень Ему являлась каждый день". Образ убитого Ленского будет преследовать Онегина в упомянутом выше сне: "То видит он: на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос: "Что ж? Убит".

5. Исчезновение "домовых" - избавление от прежних пороков. "Шайка домовых" сначала "смутилась", то есть встревожилась, а потом и вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне изменила внутренний мир героя, избавив его от "демонов".

6. Разрушение дома - болезнь Онегина. В финале сна "хижина шатнулась". В VIII главе влюбленный Онегин действительно заболеет: "Бледнеть Онегин начинает…Онегин сохнет - и едва ль Уж не чахоткою страдает". Однако можно предположить, что шатающаяся хижина символизирует не столько болезнь как физиологическое явление, сколько огромную душевную трагедию, которую Онегин переживает в финале романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман.

В символике дома снова прослеживается тема смерти Ленского. Потухший "светильник" - смерть: "Вдруг ветер дунул, загашая огонь светильников ночных". Это еще одна модификация огня как символа души. На его основе была создана эмблема погашенного факела - мотив, традиционный для поэзии XVIII века.

Танцующая в присядку мельница - место смерти Ленского. Действительно, дуэль Онегина и Ленского состоялась за мельницей. Кроме того, народнопоэтическая традиция сравнивала работу жерновов с битвою (Ср. в "Слове о полку Игореве": "На Немиге…молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела",).

Итак, сон Татьяны можно разбить на две части: 1) события в лесу до появления хижины Онегина, 2) события в хижине. В первой части опорные символы имеют два значения, связанные с темами смерти и брака; каждое из них развивает свою сюжетную линию символического значения сновидения. Первое значение символов вносит в толкование сновидения тему смерти. Это не только предсказание смерти Ленского и печаль от разлуки с Онегиным, но и проникновение Татьяны в царство душ, где её проводник-медведь подводит к самой главной душе - Онегину. Второе значение вносит тему брака: Татьяна выйдет замуж за генерала и будет жить в светском обществе, но брак для неё окажется несчастьем. Как мы видим, первая часть сна рассказывает исключительно о судьбе Татьяны. Вторая часть сна - события в хижине - посвящены Онегину, его внутреннему миру, будущей судьбе. Семантическое соотношение "дом-человек" является источником символизации многочисленных деталей дома, а также действий героев - Онегина, Татьяны, демонов и др. В результате мы многое узнаем о характере главного героя: властолюбив и горд, при этом избегает себя и ненавидит. Кроме того, открываются некоторые подробности его будущего: любовь к Татьяне и избавление от "демонов", муки совести и болезнь, физическая и нравственная. Тема смерти Ленского характерна и для второй половины сна: мы узнаем о месте дуэли.

Список литературы

1. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М., 1994. - Т. 3. С. 197.

2. Арутюнова Н. Д. В сторону семиотики и стилистики. // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М., 1998. - С.340-341.

3. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 12-18.

4. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т. 3 . С. 197.

5. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т. 1 . С. 194.

6. Лосев 1991: Лосев А. Ф. Логика символа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - С. 258.

7. Арутюнова Н. Д. Указ. соч. - С. 340.

8. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1995. С. 166.

9. Керлот Х. Э. Словарь символов. - М., 1994. - С. 180.

10. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.1. С. 175-194.

11. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.3. С. 199.

12. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.1. С. 239.

13. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. - М., 1994. - Т. 3. С. 644

14. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 320-325, 489.

15. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.3 . С. 36-42.1

16. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 336.

17. Лотман Ю.М. "Евгений Онегин". Комментарий/ Лотман Ю.М. Пушкин. С.-Петербург, 1995. - С.656.

18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1994. - Т.2. С. 311.

19. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.3. С. 280.

20. Потебня А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А. Слово и миф. - М., 1989. - С. 564.

21. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографических материалов, собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV. С. 210.

22. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. - С. 322.

23. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. - М., 1993. - Т.2 . С. 338-339.

24. Даль В.И. Указ. соч. - Т.4. С. 547.

25. Даль В.И. Указ. соч. - Т.1. С. 466.

26. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.2. С. 105-119.

27. Детство. Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. - М., 1994. - С. 408, 410.

28. БАС: Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л., 1954. - Т.3. С. 958.

29. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.3. С. 199.

30. Лотман Ю. М. Указ. соч. - С. 681.

31. Афанасьев А.А. Указ. соч. - Т.1. С. 297.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

s