Символизм как семиотическое явление и его гносеологическая оценка

Диссертация - Разное

Другие диссертации по предмету Разное

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



ость; хороший - плохой;

82

бедный - богатый; слова - дела; порядок - хаос; доминирующий -

субординационный; эфемерный - вечный; форма - содержание; видимость -

-
реальность; медиум - послание; знающий - узнаваемое; механический -

творческий; говорящий - слушающий; активный - пассивный; естественный -искусственный; закрытый - открытый; статичный - динамичный; негативный - позитивный; объективный - субъективный; потеря - выигрыш; внешнее -

шгутрсписс; сходство - различие; включение - исключение (88, с.1!5). 13
структурном анализе бинарные оппозиции используются не только с целью
сопоставления элементов интерпретируемого, но рассматриваются в
глубинном социальном, контекстуальном ракурсе. Сложность семиотических
кодов определяет такая структурная функция как сочленение (articulation),
которая формально может быть разделена на два вида: первичное сочленение
и вторичное. Первый вид составляют мельчайшие значимые единицы,

состоящие из означаемого и означающего (в языковой системе такими
знаками являются морфемы и слова). В том случае, если код имеет
постоянные значимые единицы, он является кодом первичного сочленения. К
этому типу относятся олимпийские спортивные пиктограммы, дорожная
символика и т.п., причем в данном случае код обладает единственным
уровнем сочленения, так как вторичны^ уровень составляют наименьшие
функциональные единицы, не являющиеся значимыми (в языке их
составляют фонемы или графемы). Семантический анализ символа определяет, что он является единицей первичного сочленения. В процессе
исследования частных культурных семиотических систем выделяются
специфические мельчайшие функционирующие единицы, например, мифемы
в мифе. И.В. Поляков в работе Знаковые системы в социальном
взаимодействии и познании говорит, что такое выделение единиц семантики
позволяет описать структуру. На примере любого ритуала или текста устного
характера проявляются только некоторые из опозиций обозначенных единиц,
по вместе с тем возможно проявление латентного признака отсутствующей

83

онозиции. При этом выявление (принимаемой или непринимаемой в расчет) дихотомии послание-интерпретация является обстоятельственным и неабсолютным, поэтому символический код, очевидно, будет иметь вид группы матриц. В следующей ниже схеме все эти условия соблюдаются, и пример, заимствованый у Дена Спербера, основывается на противопоставлений оппозиционных элементов, которые могут входить во внутренние оппозиции, иметь различные значения. Таким образом, в самом элементе могут быть субкомпоненты, которые будут противопоставляться между собой (А - В; А - А1). Пример взят из жизни и обычаев племени ндембу; элементом, объектом оппозиции, является масло. Группу А конструируют значимые единицы языковой системы, или семемы-слова. Их значения составляют первичную семиологическую систему и относятся к уровню денотации. В группу В входят элементы вторичной семиологической системы, или коннотаты.

 

 

 

84

Итак, мы видим: в парадигматическом плане структура символа сводится к тому, что какой-либо элемент группы принимает символическую форму в случае его противопоставления хотя бы еще одному элементу. Сложность символической модели обусловливается тремя собственными признаками оппозиции: 1) областью, 2) значением, 3) уровнем редукции. В данном случае область оппозиции проявляется в том, что противопоставляются не только первичная вторичная семиологическая системы, но и единицы одной системы. Значение оппозиции зависит от представленное™ ядерных и периферийных значений. Внутри группы А элементы на уровне значения противопоставляются друг другу, но центральный элемент (А) все же выступает как основной в оппозиции элементам группы В. Уровень редукции заключается в степени проявленности каждого из противопоставленных элементов. Парадигматические ансамбли - это специфические семантические аспекты, обозначенные Леви-Строссом термином код. При исследовании мифологии Леви-Стосс называет ряд принципов их анализа, один из которых заключается в том, что миф следует рассматривать как обладающий несколькими семантическими уровнями или кодами. Коды фиксируют определенные реалии, т.е. являются аспектами единой глобальной семантической области, которая структурирована астрономическим, анатомическим, социологическим, этическим и другими уровнями. Говоря о культурно-идеологическом аспекте знака-символа, многие семиологи, в частности, Р.Барт, У.Эко, Дж.Фиске, М.Данези и др., разрабатывают принципы определения и классификации социально-семиотических кодов, т.е. значимых систем, которые устанавливают социальную направленность коммуникативных средств, обусловленных культурным базисом. По словам Марселя Данези, культура может рассматриваться как макро-код, который

85

составляют многочисленные коды; при посредстве последних индивидуумы интерпретируют реальность. Типология кодов у различных авторов очень отличается, поэтому отнести символ к какому-то конкретному типу было бы сложно. Вопрос этот остается открытым для будущих дискуссий. Однако можно попытаться обобщить позиции нескольких исследователей этой проблемы.

Коды условны и не являются эксплицитно выраженными. Но, по словам Стюарта Холла, они помогают преодолеть субъективно направленное (предпочитаемое) прочтение и то

s