Сергей Есенин (судьба деревенщика)

В 1924 Есенин отмечал в незавершённой им статье о современной литературе:”…Пришло царство хаоса. Невероятный раскол и сногсшибательные объединения. Образовалось бесчисленное

Сергей Есенин (судьба деревенщика)

Информация

Литература

Другие материалы по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Сергей Есенин

(судьба деревенщика)

 

Доклад

Подготовил Ученик 11 “А” класса

Школы гимназии №8

ГАЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ

 

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного российского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В 1814 году в Вестнике Европы за подписью Александр Н. К. ш. П. Впервые было напечатано стихотворение Пушкина- К другу стихотворцу.

Ровно через сто лет, в 1914 году, в журнале Мирок за подписью Аристон было впервые напечатано стихотворение Есенина Берёза.

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии и уже в возрасте девяти лет начал писать стихи.

В конце XIX и особенно в начале XX века многим казалось, будто реализм в поэзии себя исчерпал и будущее не за ним. Именно в это время вслед за Берёзой появляются в печати удивительно сердечные и размашистые стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году кто-либо предположить, что неизвестный автор, скрывавшийся под псевдонимом Аристон, - человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы. Поэт, который в эпоху становления нового, революционного искусства одним из первых сумел решительно повернуть к наследию и традициям русской классической поэзии.

Путь к истине оказался на редкость суровым и многотрудным. Есенин выдюжил, выстрадал этот путь каждой строкой своих стихов, всей своей бурной, дерзко-неповторимой, прекрасной жизнью.

К каждому хоть раз в жизни приходит его весна. И каждый навсегда сохраняет ее в своей памяти. Такой для Есенина стала весна тысяча девятьсот пятнадцатого года:

 

Мечтатель сельский-

Я в столице

Стал первокласснейший поэт.

 

Как же встретил Петроград молодого рязанца? Чем жила столица в те дни, когда Есенин, сойдя с поезда, буквально прямо с вокзала, отправился разыскивать Александра Блока?

 

Петроград жил войной.

Россия жила войной.

И поэт чутко откликается на это:

Девушка в светлице вышивает ткань

На канве в узорах копья и кресты.

Девушка рисует мертвых на поляне,

На груди у мертвых - красные кресты.

 

В самом начале 1916 года вышла первая книга Есенина- Радуница.Надо ли говорить, как счастлив был в те дни двадцатилетний поэт. В этот сборник не вошло стихотворение Русь, но именно в нем отчетливо слышен свой поэтический голос, своя песнь о Родине. Позднее поэт скажет: ” Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму… У меня даже были неприятности из-за того. Что я не пишу стихов на тему “ гром победы, раздавайся”, но поэт может писать только о том, с чем он органически связан”.

Время Есенина- время крутых поворотов в истории России. Оно “помечено” и революционными баррикадами пятого года, и ленской грозой двенадцатого года, и пожаром мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни семнадцатого года, и октябрьским залпом “Авроры”.

Вселенский, космический характер событий октябрьской эпохи захватывает душу и воображение поэта. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился наиболее ощутимо “крестьянский уклон” Есенина. “В годы революции,- писал поэт в автобиографии,- был всецело на стороне Октября.- но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном”. В произведениях Есенина этот уклон прежде всего отражал те конкретные, реальные противоречия, которые были характерны для русского крестьянства в период революции. Какая кровоточащая боль и неуёмная скорбь о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревне звучит в “Сорокаусте”, “Песни о хлебе”, “Исповеди хулигана”, и вместе с тем, какая в этой трагичной песне поэта обжигающая душу тревога за будущее России!

 

Хорошо им стоять и смотреть,

Красить рты в жестяных поцелуях,

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

 

Ход времени, ход истории неумолим. Поэт это чувствует. “Конь стальной победил коня живого”, - с тревогой и грустью замечает он в одном из писем. Неужели вновь, как во времена Разина и Пугачёва, рухнут надежды крестьянской Руси на свободу и землю?! Поэт испытывает мучительные сомнения и раздумья: “Мне очень грустно сейчас, - пишет Есенин в 1920 году, - что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал…” Позднее в “Письме к женщине”, Есенин скажет об этом времени и о себе:

 

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В разворочённом бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несёт нас рок событий…

 

В 1924 Есенин отмечал в незавершённой им статье о современной литературе:”…Пришло царство хаоса. Невероятный раскол и сногсшибательные объединения. Образовалось бесчисленное количество групп и течений…” Одной из таких литературных групп и были “имажинисты”. Организаторы этой группы (В. Шершеневич и А. Мариенгоф) опубликовали в начале 1919 года “Декларацию” своеобразный литературный манифест имажинистов, который был подписан и Есениным. В первые годы революции Есенин проявляет особый интерес к познанию природы художественного образа, отношению поэзии к жизни. Сближаясь с имажинистами, Есенин поначалу считал, что его эстетические принципы близки к их творческим устремлениям. На самом же деле формалистическое творчество имажинистов было глубоко чуждо есенинской поэзии. Художественный авторитет Есенина уже в те годы был высок. Имажинисты всеми силами старались держаться за Есенина. В то время как он всё яснее ощущал различие между своим творчеством и их отношением к искусству. Трагическая тема человека. Чуждого по духу деклассированной богеме и стремящегося вырваться из её цепких лап, раскрывается Есениным в ряде стихотворений цикла “Москва кабацкая”:

 

Как тогда, я отважный и гордый,

Только новью мой брызжет шаг…

Если раньше мне били морду,

То теперь вся в крови душа.

 

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

“Ничего! Я споткнулся о камень.

Это к завтрему всё заживёт!”

 

В марте 1919 года поэт подаёт заявление о зачислении в члены “Литературно-художественного клуба” . “…Признавая себя по убеждениям идейным коммунистом, … , прошу зачислить меня в действительные члены литературно-художественного клуба советской секции писателей, художников, поэтов. Член секции: Сергей Есенин”. Весной 1919 года для издательства “Факел” Есенин готовит сборник своих революционных поэм.

Мужественно и честно преодолевая противоречия самой действительности, Сергей Есенин с каждым годом всё сознательнее, всё настойчивее пытается как художник и гражданин “постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь”. Поэт стремится в своём творчестве ответить на самый главный для крестьянства вопрос: когда же в конце концов и кто даст крестьянину труженику долгожданное право “владеть землей” и пахать её для себя “весь век”.

Отбушевал пожар гражданской войны. 1921 год начало новой экономической политики. Для Есенина этот год прежде всего год создания “Пугачёва”. В прошлом поэт пытается разглядеть настоящее и будущее России

Но и “Пугачёв” не врачует душу поэта, не снимает мучительнейших его раздумий и тревог: ” Куда несёт нас рок событий?” Тогда же, в 1921 году, Есенин особенно мучительно и настойчиво пытается разобраться и определиться в “развороченном бурей быте”. Именно в этот напряженный период впервые у него возникает мысль о зарубежной поездке: сравнить, сопоставить путь, избранный Россией в Октябре 1917 года, с жизнью современного Запада, сравнить, сопоставить для того, чтобы яснее “прозреть” будущее своей Родины.

В мае 1922 года поэт в Берлине. В 1922 1923 годах он побывал в Германии, Франции, посетил Америку. Его общественная позиция предельно ясна и определена. “Я люблю Россию. Она не признаёт никакой другой власти, кроме Советской”, - заявил Есенин в первом зарубежном интервью.

По возвращении на Родину поэт скажет:” Доволен больше тем, что вернулся в Советскую Россию”.

Бесспорно, корни поэзии Есенина в рязанской деревне. Творчество поэта творчество подлинно великого национального поэта. Оно не укладывается ни в какие рамки “крестьянской поэзии”.

В стихах 1924 1925 годов. Особенно написанных на Кавказе, Есенин предстаёт нам человеком, стоящим “всеми устоями на платформе Советской власти”. Он чувствует себя “самым яростным попутчиком” новой жизни.

В эти годы заканчивается формирование Есенина как поэта социалистического реализма. Вместе с тем раздумья о днях “растраченных напрасно”, неустроенность личной жизни всё это тяжёлым бременем ложилось на душу поэта. Как тяжело и одиноко было порой Есенину, сколько сил приходилось ему тратить, чтобы избежать “падения с кручи” и сквозь все испытания и превратности судьбы сохранить до конца своих дней убежденность в том, что “радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси”; наконец, как остро поэт чувствовал “чёрные” силы, всё неотступней и ближе подступавшие к его душе. Особенно обнажено, почти физически, ощущаешь это в поэме “Чёрный человек”.

“Чёрный человек” это своеобразный реквием поэта. С трагической искренностью поведал Есенин в поэтической исповеди о том, что омрачало его душу. Что всё больше волновало его серд

Похожие работы

1 2 >