Сентиментализм

Информация - Культура и искусство

Другие материалы по предмету Культура и искусство

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



Сентиментализм

Ранее других противников классицизма в русской литературе появился и оформился сентиментализм . Его развитие было неразрывно связано с деятельностью Карамзина, главным образом с его художественной прозой. Однако ростки сентиментализма уходят вглубь XVIII в.: его влиянием отмечено напр. пастушеское представление с музыкой Увенчанная добродетель В. Майкова (1777). К началу 90-х гг. относятся литературные дебюты Карамзина. За автором Бедной Лизы в духе сентиментализма писали В. С. Подшивалов (стихотворения и лирические стихи в прозе), кн. П. И. Шаликов (сборники стихов Плод свободных чувствований, 3 чч., 17981801), Цветы граций (1802), Послания в стихах (1816), Повести (1819), два Путешествия в Малороссию (1803 и 1804), В. И. Панаев (Идиллии, 1820), В. В. Измайлов (Путешествие в Полуденную Россию в письмах, 18001802) и др.; но успешнее всего в этой области действовал Жуковский своим переводом элегии Грея Сельское кладбище (1802), Певцом в стане русских воинов (1812), Вадимом (1817) и др. произведениями. Журнальной базой этой школы был редактировавшийся Карамзиным и Измайловым Вестник Европы.

Несмотря на то, что русский сентиментализм оформился под сильным воздействием зап.-европейской культуры, он получил в России глубоко отличную и специфическую направленность. В Англии, Франции и Германии XVIII в. чувствительность (французский sentimentalisme) была идеологическим оружием буржуазии, враждебной господствовавшему в ту пору феодально-крепостническому режиму. Такие писатели, как Ричардсон (Памела, 1740), Лилло (драма Джон Барнвелль, или Лондонский купец, 1731), Лашоссе, Руссо (Новая Элоиза), Шиллер, несмотря на различие своего национального происхождения и политических воззрений, сходились между собой в энергичной защите прав среднего сословия, протесте против феодального угнетения. В России XVIII в., где буржуазная оппозиция почти не существовала, где беспредельно господствовал крепостнический уклад, сентиментализм зап.-европейского типа не мог пустить сколько-нибудь прочных корней. Движение сентиментализма в русских условиях претерпевает в результате указанного положения особое смещение. В руках господствующей дворянской группы сентиментализм стал средством, чтобы опереться на более демократические слои тогдашнего общества с тем, чтобы обеспечить феодализму возможность дальнейшего существования и процветания.

Анализ социально-политических симпатий русских сентименталистов без труда устанавливает их феодально-крепостническую подоплеку. Как не петь нам? Мы счастливы, славим барина-отца. Наши речи не красивы, но чувствительны сердца. Горожане нас умнее: их искусство говорить. Что ж умеем мы? Сильнее благодетелей любить. (Куплеты из одной сельской комедии, игранной благородными любителями театра, 1805). С этой идиллической картиной Карамзина созвучен хор земледельцев в пастушеской драме В. Майкова, описание веселия чистосердечных поселян в Путешествии в Малороссию кн. Шаликова и др. Русские сентименталисты стремились прежде всего к всемерной идеализации феодальных отношений. В их произведениях нам никогда не встретятся те образы нищих и бесправных крестьян, которые были так типичны для русской действительности конца XVIII в. и которые нашли себе такое яркое выражение в безыменном Плаче холопов. О, горе, нам, холопем, от господ и бедство! А когда прогневишь их, так отымут и отцовское наследство. Что в свете человеку хуже сей напасти? Что мы сами наживем и в том нам нет власти. Пройди всю подселенную нет такого житья мерзкого. Этой потрясающей наготе жизненной правды русские сентименталисты противопоставляли слащавые картины глубокого доверия холопей к господам и беспредельного трудолюбия этих холопей. У русских сентименталистов фигурируют поющие земледельцы, веселые пейзане, трудолюбиво обрабатывающие поля своего господина и благодетеля.

Из этой крепостнической в своей основе идеологии растут симпатии сентименталистов к сытому, зажиточному крестьянству, образ которого подается ими с характерно-помещичьей идеализацией. Пусть Виргилии, патетически восклицал Карамзин, прославляют Августов! Пусть красноречивые льстецы хвалят великодушие знатных! Я хочу хвалить Фрола Силина, простого поселянина... Идеальным ореолом был им окружен Фрол Силин, трудолюбивый поселянин, который всегда лучше других обрабатывал свою землю, всегда более других сбирал хлеба и (характерный рецепт преуспевания! А. Ц.) никогда не продавал всего, что сбирал. Патетически описывая благодеяния, оказанные добрым Фролом своим односельчанам, Карамзин уверял его, что в загробном мире рука милости поставит его выше многих царей земных.

Феодально-крепостническая сущность сентиментализма становится окончательно ясной, если отметить характерную для него неприязнь к шумному и испорченному городу и неизменную тягу на девственное лоно природы. Этот общий для всех их мотив с особой выразительностью звучит у Карамзина и Жуковского. Идеал сентименталиста это состояние независимого земледельца. Он не желает обитать ни в великолепных палатах, ни в крестьянской хижине, самое лучшее есть для меня среднее состояние между изобилием и недостатком, между знатностью и унижением (Разговор о щастии). Сентименталисты обращаются ко всему массиву помещичьего класса, делая в трудных

s