Семен Венгеров

Информация - Литература

Другие материалы по предмету Литература

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



Семен Венгеров

Венгеров Семен Афанасьевич (18551921) критик, историк литературы, выдающийся библиограф и редактор (мать В. немецкая писательница, П. Венгерова). Печататься начал с 17 лет. Деятельно сотрудничал в Неделе, Русском мире, Русской мысли, Русском богатстве, Вестнике Европы и др. журналах. Редактировал журнал Устои (1882), литературный отдел как 82-томной Энциклопедии, так и Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, Библиотеку великих писателей того же изд-ва, Библиотеку изд-ва Светоч (ряд запрещенных до первой революции царской цензурой сочинений Степняка-Кравчинского, М. Штирнера, Белинского (Письмо к Гоголю)), Русскую литературу XX века (19141917) и т. д. В 1897 В. начал чтение лекций по истории русской литературы в Петербургском университете, но в 1899 был отстранен от преподавания за левизну. Только после революции 1905, в 1906 он смог вернуться в университет. В. написал много трудов. Из методологических работ В. наиболее известны: Основные черты истории новейшей русской литературы (СПБ., 1897, 2-е изд. с прибавлением этюда о модернизме, перев. на немецкий, болгарский и чешский яз.) и Героический характер русской литературы (Сочин., т. I, СПБ., 1911). В них В. излагает свои общие воззрения на развитие русской литературы. По мнению В., она исключительное явление в ряду других национальных литератур. В Зап. Европе развитие общественности и литературы шло параллельно; в России же последняя могущественно развивается при полной дремоте общественных сил и общественной инициативы. Благодаря этому русская литература сделалась фокусом, центральным местом проявления русского духа. Отсюда все ее исключительное своеобразие, заключающееся в том, что она никогда не замыкалась в сферу чисто художественных интересов и всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово. Почти все историко-литературные работы В. имеют своей целью доказать этот основной тезис его системы. В истории русской литературы В. видит тоску по подвигу, жажду самопожертвования. Твердо убежденный в проповедническом характере русской литературы, он считает, что вся ее история сводится к смене идей и настроений при единой их сущности, не определяемой классовыми отношениями. Русскую литературу создал кающийся дворянин и непривилегированный интеллигент. Среда, в которой воспитывается и живет художник, накладывает конечно определенный отпечаток на изображение жизни. Но одно дело этот классовый отпечаток, и другое признание того, что писатель выражает в своем творчестве психо-идеологию определенной общественной группы. Это последнее положение по отношению к русской литературе В. отвергает. Для русских писателей характерен беззаветный героизм, отказ от классовых привилегий, самозаклание. В этом именно обаяние русской литературы, которое, стоя на классовой точке зрения, ни в какой мере объяснить нельзя.

Взгляды В. на роль литературы в общественной жизни характерны для идеологии разночинной интеллигенции, представителем которой он являлся как историк русской литературы. В его историко-философском построении получили наивное выражение излюбленные идеи разночинцев о руководящей роли идей и их носителей (единичных и коллективных исключительных личностей и интеллигенции в целом) в исторической жизни. Лит-pa высший орган этой надклассовой по духу интеллигенции как совокупности критически-мыслящих личностей, обязанных трудящейся массе своим развитием и сознающих свой долг перед нею. Под влиянием современного В. народничества сложилась его мысль об особом пути развития русской духовной культуры и ее высшего выражения литературы. Однако венгеровская философия русской литературы была неприемлема и для примыкавших к народничеству, но методологически дисциплинированных критиков. Ее близорукость и прямолинейность, беспомощность в объяснении элементарных исторических фактов показал еще А. Г. Горнфельд в народническом Русском богатстве. Концепция В. была произведением пылкого, но наивного адепта, непосвященного в глубину учения, а не созданием призванного его представителя. Поэтому народничество и отмежевалось от взглядов В., которые могли его лишь компрометировать. Несомненное значение В. для русского литературоведения конечно не в этих поверхностных обобщениях. Оно в отдельных, монографических изучениях (см. его работы о Дружинине, Аксаковых, Белинском, Писемском, Гончарове, Гоголе), сыгравших в свое время стимулирующую роль, и особенно в неутомимом собирании и тщательной проверке фактического материала, в чрезвычайно плодотворной деятельности редактора и организатора. Его грандиозно задуманный Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (вышло 6 тт., СПБ., 18891904; изд. не окончено) и Источники словаря русских писателей (2 тт., СПБ., 19001917; изд. также не окончено) настольные книги историка русской литературы. Русские книги В. (3 тт., СПБ., 18961898; также не закончено) ценнейший вклад в библиографию русской литературы. Большую ценность представляют Венгеровские издания сочинений Пушкина (6 тт.) и Белинского (11 тт., единолично им прокомментированные, 12-й т. вышел под ред. Спиридонова). В. редактировал и лучшие у нас издания (Брокгауз-Ефрон) европейских классиков: Шекспира (5 тт.), Мольера (2 тт.), Шиллера (4 тт.), Байрона (3 тт.). По инициативе В. возник в 1908 при Петербургском университете известный Пушкинс

s