Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

Литература: Боулби, 1973. В кн.: Изард К. Е. Эмоции человека. МГУ, М., 1980. Булл, 1951. В кн.:

Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

Информация

Психология

Другие материалы по предмету

Психология

Сдать работу со 100% гаранией

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

XXXXXXX ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Студентка заочница 5 курса факультета иностранных языков

По специальности английский язык

 

Семантическое поле страха

(на материале произведения С. Кинга Цикл оборотня)

Выпускная квалификационная работа

 

Научный руководитель

Доцент кафедры английской филологии

Кандидат филологических наук

Агапова С. А.

Утверждаю

зав ОЗО

 

2004

Содержание:

Введение3

Глава 1 Условия возникновения страха, его механизмы и формы ……5

1.1 Физиологические основы страха5

1.2. Детерминанты страха и тревожности7

1.3 Психоаналитический взгляд на проблему10

1.4 Попытки классификации видов и форм страха11

1.4.1 Биологический страх12

1.4.2 Социальный страх12

1.4.3 Моральный страх13

1.4.4 Дезинтеграционный страх14

1.5 Эмоции15

Глава 2 Наиболее частые формы проявления невротического страха27

2.1 Страх и отношение к нему в норме и патологии.29

2.1.1 Страх как нормальная реакция организма.29

2.1.2 Адекватность страха33

2.1.3 Страх как ценность34

2.2 Психологическая, содержательная сторона фобических переживаний37

Заключение к главам 1 и 240

I. Физиологический страх40

II. Социальный страх41

III. Мистический страх43

Глава 3 Лингвистическая семантика46

3.1 Функционально-семантическое поле50

Глава 4 Семантическое поле страха в Цикле Оборотня Стивена Кинга53

4.1 Творчество Стивена Кинга53

4.2 Лексические средства выражения страха57

4.3 Литературные средства60

4.4 Психологический фон произведения73

Заключение78

ПРИЛОЖЕНИЕ80

Литература:88

Введение


Цель данной работы исследовать употребление различных лексических и стилистических средств для создания семантического поля страха в произведении Стивена Кинга Цикл оборотня.

Задачи:

изучить условия возникновения страха, его механизмы и наиболее частые формы его проявления;

рассмотреть понятие семантического поля и его роль в создании композиционно-речевых форм;

выявить лексические и литературные средства выражения страха и определить их роль в создании семантического поля страха в произведении Стивена Кинга Цикл оборотня.

Испытывать страх присуще любому живому существу, будь то человек или животное. Но что такое страх? Как он возникает? Каковы механизмы формирования этого чувства? Многие психологи проводили эксперименты и обсуждали данную проблему. Например, исследование проведенное со 100 испытуемыми по проектной методике Несуществующее животное рассмотрели более 250ти рисунков. Из этих рисунков были отобраны те, в которых отображались страх и тревожность и с их авторами проводились беседы для того, чтобы выявить, что послужило поводом для беспокойства и вызвало тревогу или страх. На основании этих данных, а также по результатам исследований А. Кемпински и К. Е. Изарда, занимавшихся проблемой страха, был выведен список ситуаций, в которых каждый человек в той или иной мере будет испытывать страх или же стремление его компенсировать. Эти ситуации были расклассифицированы на три группы, в зависимости от того, какого рода страх будет испытывать человек:

1. Ситуации, вызывающие физиологический страх, создаваемый внутренними размытыми ощущениям;.

2. Ситуации, вызывающие социальный страх, связанный с морально-этическими нормами, положением человека в социуме;

3. Ситуации, вызывающие мистический страх, связанный с суевериями, предчувствиями.

В главах один и два данной работы будут рассмотрены условия возникновения страха, представлена классификация его видов и форм, наиболее частые случаи проявления страха, а также роль эмоций и фобических переживаний. В третьей и четвертой главах рассматривается вопрос функционально-семантического поля, а также исследуются лексические и литературные средства создающие семантическое поле страха в произведении Стивена Кинга Цикл оборотня.

Глава 1 Условия возникновения страха, его механизмы и формы

1.1 Физиологические основы страха

А. Кемпински (1975) считает, что на основании наблюдений за поведением животных можно с достоверностью сказать о том, что страх среди животного мира встречается часто и наблюдается уже на низших ступенях филогенетического развития (Кемпински, 1975, с. 121). Реакции страха, независимо от степени филогенетического развития, аналогичны.

Уже у насекомых, при внезапном прикосновении, наблюдаются состояние оцепенения либо внезапные хаотические движения с чертами бегства или же, иногда, агрессии. Подобные реакции наблюдаются и у людей, в угрожающей для них ситуации. В частности, при шизофрении, когда страх неоднократно превышает границы человеческой выносливости, появляются состояния обездвижения (или так называемого “ступора”) или импульсивного возбуждения (в том числе двигательного).

Такие эмоции, как страх, гнев и ярость, повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга. Они усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям.

На нейрофизиологическом уровне страх вызывается довольно быстрым возрастанием нейронной активности. В частности, существуют три эмоции, непосредственно связанные с возрастанием интенсивности (например, переживания), по данным Томкинс (Изард , 1962) и Изард (Изард, 1980) это будут:

  1. удивление-испуг;
  2. страх-ужас;
  3. интерес-возбуждение.

Врожденная и приобретенная дифференциация этих трех эмоций подготавливает человека к любому значительному и неожиданному возрастанию стимуляции. Наиболее неожиданные и резкие возрастания в интенсивности нейронной стимуляции активируют удивление-испуг. Несколько меньшее возрастание приводит к страху или даже ужасу в зависимости от длительности или необычности стимуляции и от индивидуальных особенностей восприятия и мышления личности. Наименее резкое и неожиданное увеличение стимуляции ведет к интересу или же просто к возбуждению, когда стимулы не воспринимаются как неведомые.

Боулби (Изард, 1973) и Грэй (Изард, 1971) оба считают, что в активации страха определенную роль играет не только уровень стимуляции, но и селективная активность рецепторных органов.

На основании всего этого К. Е. Изард делает вывод, что в эмоциях испуга, страха и интереса (возбуждения) существуют частично перекрывающиеся компоненты. Он считает, что сходство нейрофизиологических механизмов позволяет любой эмоции быть активатором страха.

Геллхорн (Изард, 1965) в своем исследовании обнаружил некоторые физиологические изменения при остром страхе, например, снижение тонуса мускулатуры, частоты сердцебиения, кровяного давления; также при остром страхе возможно расширение зрачков, потоотделение, прилив крови к мускулам. При возбудимой форме страха (синдром страха-гнева по Изарду) наблюдается беспокойство, гиперактивность, симпатические реакции; при тормозной форме (синдром страха-страдания) гиперактивность, бессилие, парасимпатические реакции.

1.2. Детерминанты страха и тревожности

Тревожность сложная комбинация аффектов и аффективных структур, является как бы фоновой для эмоции страха. Многие исследователи в основном считают причинами страха опасность, угрозу, всякий какой бы то ни было потенциальный ущерб как физического, так и психологического характера.

Вызовет ли то или иное событие страх, зависит от контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте, от особенностей восприятия и мышления, от характера предрасположенностей, от опыта и возраста индивида. Почти все традиционно выделяют врожденные и приобретенные причины страха, только по-разному их называют, как, например, биологические и социальные (Кемпински, 1975), природные и производные от них стимулы страха.

Как считает Грэй, страх вызывает событие, если оно не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время, или же, наоборот, в данном или в данное время является неожиданным (Изард, 1980). Другими словами, это событие, не соответствующее нашим ожиданиям, или срывающее наши планы.

К. Е. Изард выделяет страх предметный (названный человеком или объектом) и беспредметный (неосознанный, не связанный с чем-то конкретным). Кроме того, он вычленяет четыре класса причин страха (Изард, 1980, с. 315-320).

Первый класс детерминант страха у Изард это внешние события и процессы.

Как было сказано выше, детерминанты могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные детерминанты, как определяет К. Грэй (Изард, 1980), могут быть четырех категорий:

  1. интенсивность к этой категории относятся боль, звук, свет, внезапные и неприятные, восприним
Лучшие

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>