Семантическая интерпретация древних изображений

Статья - Культура и искусство

Другие статьи по предмету Культура и искусство

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



нетрудно подсчитать, какой большой редкостью были живопись и графика в те времена. Конечно, можно возразить, ссылаясь на то, что до наших дней сохранилась лишь малая толика художественного наследия эпохи верхнего палеолита. Это действительно так. Но допустим, что до нашего времени сохранилась лишь сотая часть того, что было нарисовано в те времена. В этом случае окажется, что во всей Франко-Кантабрийской области создавалось не более 5 изображений в год.

Складывается представление о том, что пещеры, особенно, их глубинные, удаленные от входа полости посещались очень редко. На этот факт уже обращалось внимание в литературе38, однако пока он не получил соответствующего объяснения. А объяснение представляется простым. Нам известно уже довольно много памятников первобытного искусства. Хотя количество отдельных изображений в целом никто не подсчитывал, теперь уже можно с уверенностью утверждать, что в те отдаленные времена людей, наделенных таким художественным талантом, который бы "прорывался" сам, без обучения и каких-либо поощрительных мер, было очень мало. Их и сейчас немного. Но в древности, высокая смертность, трудности выживания, неумение распознать способности в себе или в детях, все это только препятствовало развитию искусства. Мало того, есть все основания думать, что в любом традиционном, консервативном обществе художественная деятельность должна была порождать суеверный страх и связанную с ним реакцию отторжения. Может быть, поэтому те редкие таланты, которые не могли сдержать в себе стремление к творчеству, вынуждены были уходить в мрачную глубину пещер, чтобы там, при свете факела или жировой лампы, типа той, что была найдена в пещере Ляско, излить всю неудержимую силу своего таланта на стены пещеры.

Резюмируя сказанное выше, можно отметить, что психологический механизм, порождающий произведения первобытного искусства и сами эти произведения существуют и сегодня, но называется по-другому: народное искусство. Конечно, существенные отличия современного народного искусства от искусства эпохи палеолита и последующих древних периодов несомненны. Но это отличия не в социально-психологическом механизме, который практически не изменился, а в форме и технике реализации самих произведений и в среде их обитания. Все сказанное выше, позволяет считать первобытное искусство явлением вневременным и больше типологическим, чем хронологическим.

Список литературы

Абрамова, 1964 Абрамова З.А., 1964. К вопросу об охоте в верхнем палеолите // СА, 1964, № 4, сс. 177-180.

Аванесова, 1973 - Аванесова Н.А. Жаман-Узен II могильник андроновской культуры Центрального Казахстана // АО 1972 г., М., 1973.

Аванесова, 1975 - Аванесова Н. А., Жаман-Узен II атасуйский могильник Центрального Казахстана // КСИА , 142 , сс . 109-112 , М. 1975.

Бойс, 1987 Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., "Наука". 1987. 303 с.

Гамкрелидзе, Иванов, 1984 - Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тт. I-II, Тбилиси, изд. Тбилисского университета. 1984.

Грязнов, 1977 - Грязнов М.П. Бык в обрядах и культах древних скотоводов // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., "Наука", 1977, сс. 80-87.

Гусев , 1967 - Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 213 с.

Давиденков, 1947 - Давиденков С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л, Медгиз, 1947. 217 с.

Давиденков, 1975 - Давиденков С.Н. Психофизиологические корни магии // "Природа", 1975, N 8. С. 68-72.

Дэвлет, 1980 - Дэвлет М.А. Петроглифы Мургул-Саргола. М., 1980

Зарубин, 1971 - Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зорь у индоарийцев и славян // Советское славяноведение. М.: Наука, 1971, N 6. С. 41-49.

Кляшторный, 1979 - Кляшторный С.Г. Концепция "трех миров" в пантеоне древнетюркских памятников. - Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979, 108-111

Кузьмина, 1963 - Кузьмина Е.Е. Купухта - могильник андроновской знати // КСИА, 1963, вып. 93.

Кляшторный, 1986 - Кляшторный С. Г. Генетические корни древнетюркской культуры // Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности. Тезисы докл. ХХIХ сессии PIAC. Ташкент, 1986.

Леви-Брюль, 1994 Сверхестественное в првобытном мышлению М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.

Леруа-Гуран, 1971 - Леруа-Гуран А. Религии доистории // Первобытное искусство. Новосибирск, Наука, 1971. с. 81-90.

Мелетинский, 1972 - Мелетинский Е.М., 1972. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. М., "Искусство", сс. 149-190.

Мириманов, 1974 Мириманов В.Б. 1974. Первобытное и традиционное искусство. М., "Искусство", Dresden, Ver. der Kunst. 319 с.

Мириманов, 1996 Миримаов В.Б., 1996. Универсалии дописьмнного искусства // Гуманитарная наука в России. Соросовские лауреаты. Материалы Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов в области гуманитарных наук 1994 г.М., 147-156

Николаенко, 2001 Николаенко Творчество и мозг. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. 344 с.

Пермяков. 1970 - Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). М. Наука,1970. 271 с.

Пропп, 1976 - Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. 322 с.

Раевский, 1985 - Раевский Д.С., 1985. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., "Наука", 1985, 255 с.

Раевский, 2001 Раевский Д.С., 2001. Скифский звериный стиль: поэтика и прагматика // Древние цивилизации Евразии (история и культура). Материалы междунар. науч. конф. Посвященной 75-летию Б.А.Литвинского. М., Изд. "Восточная литература", сс. 364-382.

Рождественский, 1970 - Рождественский Ю.В. Что такое "теория клише"? // Пермяков, 1970, Послесловие. М. Наука,1970. С. 238-265.

Рыбаков, 1981 - Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука. 1981. 606 с.

Семенов, 1987 - Семенов В.А. Древнеямная культура - афанасьевская культура и проблема прототохарской миграции на восток // Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск, 1987, сс.17-19.

Топоров, 1975 - Топоров В. Н., К объяснению некоторых славянских слов мифологического характера в связи с возможными древними ближневосточными параллелями // Славянское и балканское языкознание. Проблемы интерференции и языковых контактов. М.: Наука, 1975. С. 3 49.

Утченко, Ковалев, 1961 - Утченко С.Л., Ковалев С.И. Античность // Советская историческая энциклопедия, т. 1. М.: Советская энциклопедия. 1961. С. 615-625.

Чернецов, 1964 Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. Ч. 1. Мю: Наука, 1964. 52 с.

Чистов, 1974 - Чистов К.В. Фольклор // Советская историческая энциклопедия, т. 15. М.: Советская энциклопедия", 1974. С. 231-237

Чистякова, 1988 - Чистякова Н.А. Исторические типы античной художественной культуры // Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. С. 105-110

Хайкин, 1992 - Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб, Наука,1992. 232 с.

Филиппов, 1997 - Филиппов А.К., 1997. Происхождение изобразительного искусства. СПб.: "Академ Принт". 103 с.

Шер, 1980 - Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 328 с.

Шер, 1993 - Шер Я.А. "Господин коней" на берегу Енисея // Петербургский археологический вестник, 6. СПб., Фарн, 1993. С. 17-22.

Шер, 1997 - Шер Я.А. Петроглифы древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии, вып.2. Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997. С. 28-35.

Clottes, Lewis-Williams, 1996 Clottes J., Lewis-Williams D. Les chamanes de la hrehistoire. Paris, 1996. 119 p.

Gimbutas 1992 - Gimbutas M. 1992. The Goddesses and Gods of Old Europe 6500 3500 BC. Myths and Cult Images. Berkeley, University of California Press. 304 pp. Leroi-Gourhan, 1960. - Leroi-Gourhan A. Problemes artistiques de lq Preistoire // Linformation dhistoire de lArt. Baillere, Paris, 5e annee, N 2, 1960. P. 39-45.

Harmatta, 1981 - Harmatta J.,1981. Proto-iranians and proto-indians in Central Asia in the 2nd millenium B.C. (linguistic evidence) Протоиранцы и протоиндийцы в ЦетральнойАзии во II тыс. до н.э. (лингвистические данные) // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тыс. до н.э.). М.: "Наука". сс. 75-83.

Leroi-Gourhan, 1964 - Leroi-Gourhan A. Les religions de la Prehistoire. Paris, RUF, 1964 (1971 2e edition). 155 p.

Leroi-Gourhan, 1995 - Leroi-Gourhan A. Prehistoire de lArt occidental. Paris, Mazenod.1995 (1e edition1965). 621 p.

Leroi-Gourhan, 1992 - Leroi-Gourhan A. Reflexions de methode sur lart Paleolithique // Lart parietal. Langage de la Prehistoire. Grenoble, Jerome Millon. 1992. P. 183-201

Lewis-Williams, 2002 - Lewis-Williams D. The Mind in the Cave. New York, 2002. 320 p.

Lorblanchet, 1989 - Lorblanchet M., 1989. From man to animal and sign in Palaeolithic art // Animals into Art. London: ed. by H.Morphy, pp. 109-141.

Wiart, 1967- Wiart C. Expression pictural et psychopatologie. Paris, 1967. 144p.

Sher, 1994 - Sher J.A., 1994. Repertoire des petroglyphes dAsie Central. Fasc. 1. Siberie du Sud 1: Oglakhty I - III (Russie, Kakhassie). Paris, Diffusion de Boccard. 142 p.

Zumtor,1983 Zumtor Р. Introduction a la poesie orale. Paris. BAR (British Archaeological Reports). JAS (Journal of Archaeological Science). 287 р.

Примечания:

1. Чистякова, 1988, с. 105-110

2. Утченко, Ковалев, 1961, с. 617

3. подробнее см., например, Леви-Брюль, 1994