Секты или религия как инструменты преодоления горя

Информация - Психология

Другие материалы по предмету Психология

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



Введение

 

Потеря близкого человека и переживание горя неизбежность, с которой каждому человеку приходится сталкиваться в определенный период своей жизни. В такие моменты происходят глобальные изменения в сознании личности, в его восприятии себя и окружающих его людей. Переживая утрату, человек пытается найти свое место в уже изменившемся для него мире. Не найдя поддержки со стороны социального окружения, он стремится найти альтернативные виды помощи, и не редко в качестве данной альтернативы выступает религия.

 

Структурирование жизненного мира в ходе работы горя (на примере людей, ушедших в религию)

 

Процесс переживания горя и утраты был описан в работах З.Фрейда Печаль и меланхолия, Э.Линдеманна Клиника острого горя, Ф.Е.Василюка Пережить горе, М.Ш.Магомед-Эминова Трансформация личности. Исследователи пытаются найти ответ на вопрос, как человек преодолевает горе, справляется с ним. Начиная с Фрейда, который писал о работе горя, в психологии разрабатывается идея об особой работе, которую осуществляет личность человека при утрате близкого.

Одно из направлений исследования горя - выявление и описание стадий прохождения человеком чувства утраты. Жизненный мир человека претерпевает кардинальные изменения: он сужается и становится полностью зависимым от случившегося, происходит фиксация на травмирующем событии. Горе охватывает все сферы жизни человека, и лишь пройдя определенные фазы, он преодолевает это состояние, продолжает жить дальше, сохраняя память об умершем. Неизбежна идеализация образа умершего, но со временем он занимает свое место в сознании человека.

Выделяя различные формы горя, мы останавливаемся на работе горя в ее нормальном проявлении. Симптоматику болезненных реакций горя, обозначенную как синдром горя мы выносим за рамки данной работы.

Рассмотрение утраты в контексте жизненного мира личности человека позволит расширить горизонт проблемы из узко-клинических трактовок в ракурс человеческой жизни, судьбы, в ее онтико-темпоральном, пространственном и смысловом измерении. (Магомед-Эминов М.Ш., 2006).

В попытке ответить на вопрос: Почему человек в такие периоды своей жизни обращается к религии, и не признает психологической помощи?, целесообразно уделить особое внимание методам воздействия церкви и сравнить их с методами воздействия, применяемыми профессиональными психологами при оказании психологической помощи.

Образ сектанта в сознании молодежи

 

В России в настоящий момент сложилась непростая ситуация, связанная с деятельностью различного рода религиозных организаций. В средствах массовой информации то и дело появляются новые сообщения, связанные с проводимой ими деятельностью. В какой то мере деятельность новых религиозных организаций можно назвать террористической, только, в отличие от обычных террористов, объектом атаки становится не тело, а психика людей. Конечно, по сравнению с 90-ми г.г. прошлого века, ситуация улучшилась, однако остается все еще напряженной. Этому способствует как недостаточная разработанность законодательства, так и слабая профилактическая работа, проводимая в обществе.

Целью нашего исследование было изучение образа сектанта в среде молодежи. Данное исследование направлено на выявление особенностей восприятия молодыми людьми представителей религиозных сект. Данное исследование позволяет выявить отношение к сектантам в молодежной среде, и, как следствие, сделать предположение об устойчивости молодежи к воздействию агитации новых религиозных организаций.

Методы исследования.

Для исследования нами был использован тест установок личности на себя: Кто я? (или тест Двадцать утверждений), предложенный М. Куном и Т. Макпартлэндом, в модификации Румянцевой Т.В.. Однако, ввиду трудностей, возникающих у испытуемых в процессе заполнения бланка, тест был дан в сокращенном варианте (использовалось только десять утверждений). Так же испытуемым предлагалось ответить на вопрос Кто такой, по Вашему мнению, представитель религиозной секты? (десять утверждений). Для анализа использовались категории, предложенные Т.В. Румянцевой: Социальное Я (семья, группы, вероисповедание и т.д.), Коммуникативное Я (друзья, общение), Материальное Я (что имеет человек), Физическое Я (внешность), Деятельное Я (интересы, самооценка деятельности), Перспективное Я (виды на будущее), Рефлексивное Я (описание своих качеств).

Выборка составила 50 человек в возрасте от 18 до 23 лет, 36 женщин и 14 мужчин. Исследование проводилось в городе Ярославле в 2008 году.

При этом для самоописания использовались категории следующей эмоциональной окраски. Образ я: положительная (хороший, добрый и т.д.) 50,5%; нейтральная (человек, студент, личность и т.д.) 42,1%; отрицательная (ленивый, агрессивный и т.д.) 7,4%. Образ сектанта: положительная (верующий, лидер) 12,7%; нейтральная (человек, странный и т.д.) 11,5%; отрицательная (террорист, сумасшедший и т.д.) 75,9%.

Сравнивая данные образы, можно отметить следующее. Молодежь, прежде всего, уделяет внимание рефлексивному Я, то есть в описании преобладают характеристики, которые требуют определенного самоанализа. Такая позиция приводит к стремлению понять других, поставить себя на их место, описании их с помощью подобных характеристик (в Образе сектанта так же преобладает рефлексивное Я). Однако отличием является то, что характеристики более конкретны, в них меньше глобальности.

Так же заинтересованность молодежи в социальном Я определяет и акцентирование внимание на этой характеристике образа сектанта. Однако, если в описании образа Я упор делается на характеристики семья и учеба / профессия, то в описании образа сектанта - на характеристики групповая принадлежность, мировоззрение.

В деятельностной составляющей образа Я, занимающей третью позицию по частоте встречаемости, преобладает самооценка деятельности, тогда как в образе сектанта упор делается на описание интересов.

В целом, следует отметить, что образ Я и образ сектанта у представителей молодежи по категориям различаются незначительно, однако различия существуют внутри категорий. Мы склонны объяснять это высокой рефлексивностью, свойственной данному возрасту, стремлению сравнивать себя с другими. При этом образ сектанта противопоставляется образу Я, что говорит о четко выраженной межгрупповой границе мы-они. Кстати, подобное противопоставление характерно и для представителей религиозных сект.

Особое внимание следует обратить на эмоциональную окраску характеристик. Образ Я в целом оценивается положительно, однако довольно большой процент (42.1%) составляют нейтральные характеристики. В образе сектанта они составляют только.11,5%. То есть можно говорить о большей, по сравнению с образом я эмоциональной, и, следовательно, меньшей рациональной составляющей образа. Сам же этот образ является эмоционально негативным.

Опираясь на данные, полученные в результате исследования, мы можем говорить о том, что образ представителя новой религиозной организации в молодежной среде является негативным, противопоставленным образу я. Это говорит о довольно высокой степени устойчивости к влиянию агитационного материала. С другой стороны, информационная работа в молодежной среде по прежнему необходима. Это связано с тем, что еще не один представитель новых религиозных организаций не назвал себя сектантом. Обычно они прикрываются ссылками на церковь или группы личностного роста, духовных практик и т.д.

 

Особенности представлений об экстремизме у молодежи

 

Развитие любой науки, согласно М.Г. Ярошевскому, движется не только благодаря логике построения и смены концепций и личностным вкладам отдельных великих ученых, но и благодаря социальному контексту.

Этот постулат особенно важен в изучении явлений, которые зарождаются в обществе и имеют сугубо социальные причины. К таким явлениям мы можем отнести и явление экстремизма пагубную социальную болезнь, серьезно поразившую мировое сообщество именно в последние годы. Впрочем, зачатки проявлений экстремизма появились вместе с появлением человека. Однако, интерес у научного сообщества к этому явлению был вызван именно резким скачком его различных проявлений, произошедшим в последние десятилетия.

Сам феномен экстремизма может быть проанализирован концептуальными аппаратами и теориями очень многих наук (юриспруденция, криминалистика, социология, философия, психология). Социологи определяют экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам, и с этой точки зрения представляется интересным понять, насколько представления простых обывателей, которые, впрочем, и составляют все общество и, соответственно, диктуют многие социальные векторы развития, совпадают с научным наполнением этого феномена. Проще говоря, как среднестатистический обыватель понимает слово экстремизм, какими он видит его цели, и как он к ним относится? Можем ли мы провести параллель между воззрениями человека в этой области и, например, социально-психологической адаптацией, материальной обеспеченностью или полом? (именно эти факторы были отобраны нами для нашего исследования, т.к. показались нам субъективно значимыми).

В поиске ответов на эти вопросы мы обратились к теории социальных представлений С. Московиси, в рамках которой нами была разработана специальная анкета, нацеленная на выя