Северные народы горного Алтая

Информация - Туризм

Другие материалы по предмету Туризм

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



аличавачак, жеребца айгыр, лошадь ат, кобылу пей ат. Возраст лошади исчисляли числительными, а также обозначали специальными терминами. Только что родившегося жеребенка называликулнач, словомкулунименовали жеребенка по первому году,сарбаа однолетнего жеребца,тай жеребенка по второй весне,чаба двухлетка,кунан трехлетнего жеребца, кызрак трехлетнюю кобылу,тонон жеребца по четвертому году рождения.77

Значительным разнообразием отличалась терминология, которая касалась мастей лошадей. Черного по масти коня называликара ат, серого сур, полосатого ала чокр, белого аппаш, рыжего с белой гривой и белым хвостом чалдар. Вот те из немногих терминов, которыми обозначали масти лошадей. Раньше их, видимо, было несравнимо больше.

Разнообразные и многочисленные названия лошадей по масти, полу и возрасту в челканском языке свидетельствуют о довольно устойчивой традиции коневодства в их хозяйстве. Аналогичная ситуация наблюдалась также у кумандинцев.Хорошо разработанная коневодческая терминология была характерна для многих скотоводческих народов, в частности, казахов и монголов.

К скотоводческой отрасли хозяйства тесно примыкает выделка кожи. Шкуру сначала замачивали в воде. Шерсть затем соскабливали двуручным скобелем. После этого кожу укладывали в бочку и заливали специально приготовленным раствором. Он готовился из мелко истолченной в ступе коры тальника. Затем его помещали в котел и варили на воде. Шкуру дубили две-три недели, периодически меняя раствор. Сушили кожу в тени, а затем смягчали на мялке.

4.Рыболовческая форма культурной деятельности. Глубоко традиционным направлением хозяйственной деятельности челканцев являлось рыболовство. Наряду с охотой и скотоводством оно являлось источником мясной пищи. В основном из рыбы готовили уху (палактын муны тире). С рыболовством в бассейне р. Лебедь был, видимо, связан также генезис долбленок и берестянок. Однако наиболее значимые элементы рыболовческой формы культурной деятельности были все-таки сопряжены с использовавшимся у челканцев инвентарем.

Объектами рыболовного промысла у челканцев служили хариус, окунь, чебак, пескарь, ерш, таймень, щука, налим. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью (туноктоп). Из рыбных ловушек челканцам были известны морды (суген, сопыр) и запоры (тон).

Закрытые ловушки челканцы плели из тальниковых прутьев. Их длина составляла от 1,1 до 1,5м. Аналогичные по конструкции и форме морды (сюган) отмечены у чулымских тюрков.Терминсугендля обозначения закрытой ловушки использовался также у шорцев Горной Шории и таежной Хакасии, бачатских телеутов, тофаларов и барабинских татар.Сам терминсуген/ сюганобщераспространен в тюркских языках и принадлежит к уйгурскому лексическому пласту.

Ставили морду устьем против течения реки, привязывая ее к вбитому в дно реки колу. Весьма близкую по конструкции к верше ловушку (шурба) использовали также при устройстве запора (тон). Выполнялитонна быстрине или мелководье, когда осенью рыба скатывалась вниз по течению реки.

Орудия рыболовства челканцев находят параллели у селькупов и тех тюркских групп и этносов, в этногенезе которых участвовали кето-, угро- или самодийскоязычные этнические группы. Происхождение рыболовства и охоты у чулымских тюрков связывается исследователями с енисейцами, уграми и самодийцами. С южносамодийскими группами, как уже отмечалось выше, увязывается этногенез томских и саянских (тофаларов) карагасов.

Сравнительно-исторический и конкретный историко-лингвистический анализ культурных явлений и тесно сопряженной с ними терминологии свидетельствует, таким образом, о контактном положении бассейна р. Лебедь. Процессы культурной адаптации к занимаемому микроландшафту здесь были в значительной степени усложнены приспособлением первоначально чуждых для таежного хозяйства занятий и элементов коневодства, конно-верхового транспорта, обряда жертвоприношения коня и целого ряда других явлений, связанных прежде всего с материальной культурой челканцев. Их истоки, видимо, восходят к средневековым тюркоязычным группам Центральной Азии и Саяно-Алтая. Исторически они, очевидно, были связаны с этнополитическими образованиями древних тюрков, уйгуров, енисейских кыргызов, возможно кыпчаков. На это, прежде всего, указывает тесно связанная с хозяйственными занятиями челканцев лексика.

 

 

Заключение

 

В заключение хочу сказать, что уклад жизни северных алтайцев сильно изменился. Как не жаль, но древние обычаи и традиции уже забываются, они остаются только в памяти стариков. Язык, неотъемлемая часть наследия культуры народов, тоже начинает теряться. Да и коренных жителей с каждой переписью как видим становиться все меньше и меньше. Благо хоть развивается туризм, так как начали создаваться турбазы и туристические маршруты с национальным оттенком, показывают и рассказывают наши старые обычаи и традиции, так же рассказывают легенды, объясняют туристам как себя вести в горах, обращаться с огнем, водой и почему так принято. В отдаленных селах еще остались отголоски от старого уклада жизни. Например, в селах Суронаш и Курмач-Байгол до сих пор нет линии электросетей. Основным видом хозяйственной деятельности там остается охота, рыболовство и скотоводство. Правда, коневодство уступило место разведению крупного рогатого скота. Это я вижу на примере своих родственников. У дяди примерно 40 голов коров и всего штук 67 лошадей. И у тети примерно так же. Из земледелия осталось только выращивание овощных культур в огородах, да и то по мелкому. Пашни, которые были расчищены в советское время, превратились в места под сенокос. В основном летом занимаются сеном, весной-колбой, осенью собирают клюкву и орехи. Все в основном идет на продажу, для покупки товаров первой необходимости (зерна, сахара и т.д.).

С недавнего времени мировая общественность заинтересована сохранением культуры и традиций малочисленных народов. 13 сентября 2007 года Генеральная Ассамблея принимает декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Российская ассоциация коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации не осталась в стороне. Это дает надежду, даже уверенность в том, что наши народы не затеряются со временем и не канут в лету. Но для того чтоб это не случилось, надо нам самим принимать активное участие в сохранении культурных ценностей наших малочисленных народов.

 

 

Список литературы

 

  1. Сибирь. Атлас Азиатской России. М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. 664с.
  2. Народы России. Атлас культур и религий. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. 320с.
  3. История и культура народов Алтая
  4. Материал из Википедии (электронная свободная энциклопедия)
  5. Сборник. Этническая история народов Азии. М., 1972. С.5266
  6. ДыренковаН.П.Охотничьи легенды кумандинцев// Сборник МАЭ М.; Л., 1949. Т. XI. С.110132.
  7. НазаровИ.И.Время и календарь в традиционной культуре кумандинцев// Сибирь. Центральная Азия и Дальний Восток: взаимодействие народов и культур. Вторые научные чтения памяти Е.М.Залкинда. Мат-лы. конф. Барнаул, 2005. С.5870.
  8. ПотаповЛ.П.Из этнической истории кумандинцев// История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968. С.316323.
  9. ПотаповЛ.П.Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). СПб.: МАЭ, 2001. 168с.
  10. СатлаевФ.А.Кумандинцы: историко-этнографический очерк (XIX первая четверть XXв.). Горно-Алтайск: Алт. кн. изд., 1974. 200с.
  11. СлавнинВ.Д.Погребальный обряд кумандинцев// Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990. С.132146.
  12. Этническая история народов Азии. М., 1972. С.5266.