Северная Русь. Золотая Орда и Русско - Литовское государство

Информация - История

Другие материалы по предмету История

Для того чтобы скачать эту работу.
1. Подтвердите что Вы не робот:
2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



причин установления ига.. Эта позиция являет-ся прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планыЗапада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решилзадачу спасения самого ценного наследия - культурной традиции. Здесь уместно привести мнение Костомарова который отмечает, что какраз "духовенство более всего уважало и ценило этого Александра Невско-го. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение дер-жать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русскогонарода бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попыт-ке к освобождению и независимости,- все это вполне согласовывалось сучением, всегда проповедуемым православной церковью: считать целью на-шей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости иугнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневолепризнаваемой". После его кончины (14 ноября 1263), как сообщает лето-писец, "бысть во всемъ народе плач неутешен". В литературе можно встретить предположение, что подобно его отцу,Александр был отравлен в Орде татарами. Эта версия не сочетается с ре-альными фактами. Можно предположить, что длительное прибывание в неп-ривычных климатических условиях (почти год - 1262/63) отрицательносказалось на здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. Ктому же Александр, по-видимому, железным здоровьем не отличался: под1251 годом летописи упоминают о тяжелой болезни, едва не сведшей его вмогилу в тридцатипятилетнем возрасте. Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием полити-ческих и дипломатических отношений. С одной стороны русские князья по-лучали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцамубирались с политической арены. С другой же стороны и русь имела кана-лы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особуюроль играла русская православная церковь. Уже при первой податной пе-реписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенс-тво были исключены из нее и оставлены в покое. В 1261 году в Сарае была учреждена епархия русской церкви, чтопозволило через миссионерскую и проповедническую деятельность расп-ространять духовно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищатьинтересы православных пленников. 18 лет спустя ордынский хан Менгу-Темир первым выдал ярлык русс-кому духовенству на имя митрополита Кирилла. "Мы жаловали, - писал он,- попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молятза нас Бога, и за наше племя без печали, благославляют нас, да не кля-нут нас... Аще кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, то грехна нем будет". Ярлык признавал неприкосновенность православной веры,храмов и церковного имущества.

Мы не знаем до конца монгольского вла-дычества на Руси, до 1480 г., ни одного случая посягательства ханов наустановившиеся привилегии русской церкви. Свободная от выплаты данимонголам православная церковь имела возможность исподволь формироватьматериальную базу для начала осовободительной борьбы. Однако вопрос о формировании освободительной идеологии оконча-тельно вышел на повестку дня лишь в 1318 году после объявления ханомУзбеком ислама родовой династической религией Орды. Но тем не менее,по выражению арабского историка Абульгази, и Узбек "правил землею сво-ею по закону отцев и дедов своих". Очень важно и то, что принятия Ордой ислама события развивалисьтак, что Золотая Орда могла стать если не прямо русским, то монго-ло-русским государством, как было монголо-китайское, монголо-персидс-кое, а с другой стороны - литовско-русское. Существенным для такогослияния в новых монгольских государствах был религиозный вопрос. Куль-турное слияние было полным, когда правящая монгольская знать принималаверу большинства населения страны, как это в Китае (буддизм) и в Пер-сии (ислам). При условии, что монгольские ханы приняли бы православие,духовным и культурным центром русской земли мог оказаться Сарай, а неМосква. Деятельность православной епархии в Орде не прошла даром. После1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинствесвоем принимались на военную службу к московскому князю, находившемусяв союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другиекняжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных засчет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, чтооблегчало им возможности для финансового и политического маневрирова-ния. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали про-водить политику "смиренной мудрости", постепенно накапливая предпосыл-ки для перелома в происходящем. Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московскоевойско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель высту-пило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей.Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невс-кого естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории.Как писал Г.В.Вернадский, "подчинившись государям из дома Чингисхана,Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исто-рический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря".Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства онораспалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанс-кое, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое времяМосковская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. Послераспада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должнобыло кому-то перейти - оно перешло к Руси. Л.Н.Гумилев утверждал, что россияне (великороссы) - этнос, сложив-шийся из трех компонентов: славяне, угро-финны и татары ("татары" -т.е. смесь тюрок с монголами). Он называл этот этнос очень сильным исвободным от вражды на национальной почве. Уважая точку зрения Гумиле-ва, тем не менее нельзя преувеличивать масштабы смешения монголов ижителей Северо-Восточной Руси. Не отрицая русско-монгольских межэтни-ческих контактов, следует признать, что их уровень не определял ка-чественные характеристики великорусского этноса, что особенно проявля-ется при сравнении со степенями монгольского влияния на булгар, полов-цев, башкир, чувашей. Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сло-жившуюся русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно перело-мить ее своеобразие. Русский историк-эмигрант В.А.Рязановский писал еще в 30-е годы:"...Культура Востока, несомненно, оказала довольно значительное влия-ние на русскую культуру,но, конечно, не только культура монголь-ская...но и иранская, арийская, и главным образом эта последняя. Влия-ние скифо-сарматской культуры, персидской, индийской, угро-финской,тюркской, монгольской и даже отдаленной китайской сказались на русскойкультуре. Но в этом влиянии элемент монгольский не играл не толькоисключительной, но и какой-либо особо значительной роли".

Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегкимморальным трудом для русского народа. Но борьба против этих явленийускорила процесс централизации Русского государства, заложила основыдля создания российской государственности, послужила стимулом для ук-репления национального самосознания и общественной консолидации. Нес-мотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенноспадавшую остроту в них, генетическую память народа невозможно былоосвободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси. "Наши летописи красочно описывают нашествие монголо-татар и его ре-зультаты. Киев и Владимир подверглись почти полному разгрому, во Вла-димире-Волынском не осталось ни одного живого человека, в Переяславле(южном) была перебита половина жителей, а другая отведена в плен, вТоржке истреблены все жители, в Козельске - также и т.д. и т.п. Едвали есть надобность повторять общеизвестное: об уничтожении огнем и ме-чом городов и селений, о тяжком иге, наложенном на Русь в виде подчи-нения чужой и низшей по культуре народности и возложении тяжелой дани,вызывавшей неоднократно местные восстания, тонувшие в зареве пожарищ ипотоках крови. Все это имеется в наших летописях. Быть может в нихесть и преувеличения. Но общая картина тяжкого бедствия, выпавшего надолю государства и остановившего на значительное время его развитие -верна..." - писал В.А.Рязановский. Поэтому после получения независимости в общественном сознании осо-бое место заняла "идеология выживания", которой подчинялась и социаль-ная структура русского общества, и хозяйственная жизнь Руси. Формиро-валась установка на особую осторожность в выборе путей развития, чтограничило с изоляционизмом и преобладанием политического консерватиз-ма. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, кото-рый в части историографии не совсем точно назван "моделью догоняющегоразвития". 5.3. Великое княжество Литовское и Русское. Одним из последствий государственной децентрализации Киевской дер-жавы, усиленных Батыевым погромом, стало разобщение древнерусских тер-риторий, когда Юг и Западная Русь попали под власть Литвы. Некогдаединый славянский народ разделился на три ветви - великороссов, укра-инцев белоруссов. Разрыв культурных и политических связей связей междучастями некогда единого целого вел к консервации некоторых диалектныхи обрядовых особенностей, хотя осознание духовно-этнической общностине оставляло потомков древних русичей в условиях взаимоизолированнос-ти. Присоединение западно-русских земель к Литве началось во второйтрети 13 века при великом князе Литовском Миндовге (? - 1341). Захва-тив русский городок Новогородок (или Новгродск) в верховьях Немана, оносновал в нем свое княжество и