Северная Ирландия: стены говорят

Информация - Политология

Другие материалы по предмету Политология

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



провождает рисунки на эту тему, гласит: "Remember 1690!" (Помните 1690!) то есть: не забывайте ваше положение побежденных! Каждый год, 12 июля, оранжисты отмечают эту дату шествиями с флагами и барабанным боем.

Настенные надписи католиков появятся только гораздо позднее, во время голодовки политзаключенных ИРА в конце 1970-х. До начала 1980, война представлена на стенах только надписями подчеркивающие присутствие военизированных групп, республиканских или лоялистких, и небольшими символическими рисунками как например красная рука в протестантских кварталах (эмблема бывшей провинции Ольстер, которая стала символом лоялистов Северной Ирландии). Чтение этих граффити позволяет проанализировать эволюцию конфликта. В католических кварталах, гражданские требования в конце 1960-х понемногу заменились националистскими лозунгами, требующими вывода английских войск (Brits out), воссоединения Ирландии или активно поддерживающими ИРА, чья аббревиатура не появлялась до 1970, так как эта организация практически не принимала участия в первых столкновениях.

Стены протестантских кварталов в 1970 покрывают знаки, сообщающие о создании групп самообороны: UVF (Ulster Volunteer Force - Добровольческие Силы Ольстера), UDA (Ulster Defence Association - Силы обороны Ольстера ), UFF (Ulster Freedom Fighters - борцы за свободу Ольстера), RHC (Red Hand Commandos - боевые группы красной Руки), PAF (Protestant Action Force - протестантские силы действия). Каждый лагерь отметил свою территорию: некоторые тротуары и столбы электрофонарей в протестантских кварталах отныне расписаны красным, белым и синим, - цвета Юнион Джека (английский флаг), а католические кварталы в зеленый, белый и оранжевый (цвета флага Ирландской республики).

От граффити к настенным картинам

Расцвет больших настенных изображений приходится на 80-е годы. Этот расцвет сопутствует голодовке узников-республиканцев, которая вызвала резонанс во всем мире: смерть Бобби Сендса и его девяти соратников в 1981 стала преобладающим сюжетом для настенных рисунков во множестве появившихся в Белфасте и Дерри. Кроме сюжетов, заимствованных в кельтском прошлом, католики используют мотивы мученичества и жертвы в качестве тем для своего творчества: часто вспоминаются герои 1916-го, а память о жертвах Кровавого воскресенья (тринадцать участников марша за гражданские права были убиты английскими парашютистами 30 января 1972) занимает одно из самых видных мест в этом мартирологе. Каждый католический квартал ведет счет в так называемом "листе чести" (roll of honour) именам ирландских патриотов, павших от рук британских солдат или лоялистской милиции.

В своих настенных творениях, протестанты отдают дань чести тем "кто умер за дело Ольстера", но доминирует, конечно, исторические темы: шотландское происхождение многих ольстерцев, осада Лондондерри и битва при Бойне, участие североирландцев в битве при Сомме в 1916 (символ верности Великобритании, противопоставляемый Пасхальному восстанию). Ссылки на "Бога и Короля" бесконечны...

В каждом лагере большая часть рисунков прославляет военную борьбу, каждая военизированная группа имеет своего рода паблисити. Маски с прорезями для глаз ни чем не отличаются друг от друга, однако надписи, всегда на английском у лоялистов и иногда на гэльском у националистов позволяют идентифицировать и тех и других.

Кухулин: герой националистов или лоялистов?

Один из наиболее знаменитых героев кельтской мифологии, Кухулин, фигурирует в Пантеоне обоих противоборствующих лагерей Северной Ирландии. Он присутствует в темах граффити как в протестантских кварталах так и в католических. Однако каждый интерпретирует его участие в легендарной истории Ирландии по-своему…

Для националистов, Кухулин является символом Ирландии в борьбе за свободу. На главной Почте Дублина, центрального места Пасхального восстания 1916 года, скульптура Оливье Шеппарда изображает тяжело раненого героя приковавшего себя к скале, чтобы умереть сражаясь, лицом к врагу (английскому!). Таким образом, Кухулин отображается на республиканских граффити как "поборник" национальной идеи.

Для лоялистского лагеря, напротив, Кухулин является героем Ольстера, грозным воином, который уже боле двух тысяч лет защищает это древнее королевство от набегов других ирландских королевств (Коннахт, Мюнстер, Лейнстер и Мит), как повествует знаменитый кельтский эпос "Tain Bo Cualnge" (Похищение быка из Куальнге). Кухулин является персонажем многих настенных рисунков посвященных военизированным группировкам лоялистов.

От войны к миру?

Двадцать пятая годовщина начала конфликта и перемирие объявленное ИРА 31 августа 1994 и военизированными группами протестантов пятнадцатью днями позже, дало жизнь новому поколению граффити. Конечно, с обоих сторон по-прежнему появляются и милитаристские рисунки, особенно у протестантов, среди которых, кажется, недоверие берет верх над надеждой ("Готовлюсь к миру, готов к войне"!). Тем не менее, акцент явно перемещается на политических заключенных: в католических кварталах, равно как и в кварталах протестантских провозглашается освобождение "POW" (Prisoners Of War - узников войны).

С 1994 любимой темой в творчестве республиканцев становится вывод британских войск - обязательное условие для возвращения мира.

Во многих католических кварталах, сюжеты начинают затрагивать темы, культурного наследия кельтов в Северной Ирландии. Сто пятидесятая годовщина Великого Голода в 1995, также вдохновила многих художников.

Республиканцы рассматрив

s