С.В. Рахманинов - композитор и пианист "Серебряного века"

Никогда еще формы общения между творческими личностями не были столь многогранны и многоплановы. Значительная часть творческой энергии серебряного века ушла

С.В. Рахманинов - композитор и пианист "Серебряного века"

Информация

Разное

Другие материалы по предмету

Разное

Сдать работу со 100% гаранией

Московский департамент Образования

Северо-Восточный административный округ

 

 

 

Автор: ученик10класса«В»

X

Руководитель: X

Рецензент: X

Москва 2004Оглавление

Оглавление2

Серебряный век3

Своеобразие эпохи3

Зарождение и угасание эпохи3

Эмиграция эпохи4

Феномен эпохи4

Идеологическое направление4

Идеологическое единство5

Творческое многообразие эпохи5

С.В.Рахманинов (1873 1943)6

Введение6

Семья6

Обучение в петербуржской консерватории6

Первые творческие успехи7

Самостоятельная жизнь7

Педагогическая работа7

Дирижерская деятельность8

Композиторская деятельность8

Мировая война (1914 1918)9

Революции 1917 года9

Эмиграция9

Библиография11

Серебряный век

Своеобразие эпохи

Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, иговоря о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся оттого, что было до, и оттого, что настало после. Эта эпоха длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра III и семнадцатым годом прошлого столетия.

Никто, кроме, некоторых литературоведов, не говорит о понятии "серебряный век" как о научном термине. Это понятие не столько филологическое, сколько мифологическое. Так оно понималось Н. Бердяевым, С. Маковским и другими, кто впервые вводил его вовсеобщий обиход. Сами участники этого расцветшего, но загубленного российского ренессанса сознавали, что живут в пору культурного и духовноговозрождения.

Контраст между серебряным веком и предшествующим ему безвременьем разительный. И еще разительней этот контраст, и прямо-таки враждебность между серебряным веком и тем, что наступило после него, - временем демонизации культуры идуховности. Поэтому включение в серебряный век двадцатых и тридцатых годов, как это все еще делается, - невольный или подневольный черный юмор.

Зарождение и угасание эпохи

Нельзя безапелляционно указать на имя, место или дату, когда и где забрезжила ранняя заря серебряного века. Был ли это журнал "Мир искусства", или возникший ранее "Северный вестник", или сборники "Русские символисты". Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже неподозревающих о существовании друг друга. Ранняя заря серебряного век занялась вначале 1890-х годов, а к 1899году, когда вышел первый номер "Мираискусства", новая романтическая эстетика сложилась и оформилась.

Все кончилось после 1917года, с началом гражданской войны. Никакогосеребряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был серебряный век, не могла недвигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живо было большинство поэтов, писателей, критиков, художников, философов, режиссеров, композиторов, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан серебряный век, но сама эпоха кончилась. Остался холодный лунный пейзаж безатмосферы и творческие индивидуальности каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще и некоторые объединения как,например, Дом искусств, Дом литераторов, "Всемирная литература" в Петрограде, ноиэтот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.

Эмиграция эпохи

Серебряный век эмигрировал в Берлин, в Константинополь, в Прагу, в Софию, Белград, Рим, Харбин, Париж. Но и в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу, несмотря на изобилие талантов, он не мог возродиться. Ренессанс нуждается внациональной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.

Феномен эпохи

Если границы эпохи могут быть установлены отчетливо, то определение содержания серебряного века наталкивается на череду препятствий. Кто из современников Бальмонта, Брюсова, З.Гиппиус, Мережковского, А.М.Добролюбова, Ф.К.Сологуба, Вяч.Иванова, А.А.Блока, А.Белого, М.А.Волошина, М.А.Кузмина, И.Ф.Анненского, Л.Н.Гумилева, А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.Ф.Ходасевича, Г.Иванова, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, С.В.Рахманинова, принадлежит ксеребряному веку? "По-настоящему мыне знаем даже имен", - говорил Ходасевич, размышляя о границах символизма.

Но символизмом, хотя он и был важнейшим феноменом эпохи, ее содержание неисчерпывается. К ней вместе с символизмом принадлежат и декадентство, и модернизм, иакмеизм, и футуризм, и многое другое.

Идеологическое направление

Иногда говорят, что серебряный век явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны света и заглянуть во все века.

Экстенсивность, с проявления которой и начались новые веянья, переросла винтенсивность новой культуры вместе с ее возвращением к родной почве. "Славянофильские" интересы этого поначалу столь западнического века сказались многосторонне, но мощнее всего проявились в двух направлениях. Во-первых, в открытии русского художественного и духовного наследия недавнего прошлого и, во-вторых, вглубоком художественном интересе к своим собственным корням к славянской древности и русской старине.

Идеологическое единство

Мы смотрим на серебряный век как на некоторое единство, в чем-то загадочное инеобъясненное до конца. Это единство предстает как освещенное солнечным сиянием творческое пространство, светлое и жизнерадостное, жаждущее красоты исамоутверждения. В нем есть утонченность, ирония, поза, но есть и проблески подлинного самопознания. Сколько света по сравнению с пасмурной погодой безвременья восьмидесятых годов, какой контраст с тем, что было до, и с тем, что настало после. И хотя мы зовем это время серебряным, а не золотым веком, может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

Творческое многообразие эпохи

Никогда еще формы общения между творческими личностями не были столь многогранны и многоплановы. Значительная часть творческой энергии серебряного века ушла в кружковую общественно-художественную жизнь. Связи между поэтами, композиторами, писателями, художниками, артистами, философами оказались столь многосторонними и насыщенными, что уникальность этой эпохи поддерживается не только значительностью созданных произведений, но и концептуальными и личностными противоречиями, примерами дружбы-вражды. Искусство серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами. Здесь испокойное донкихотство Сологуба, и вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликавшегося Бальмонта, и стихийная "черная музыка" Блока, инадменная холодность В.Я.Брюсова, и порывистые метания Белого, и архаический интеллектуальный эзотеризм Вяч.Иванова, и гениальная предприимчивость С.П.Дягилева, и бодлерианство Эллиса, и трагическое безумство М.А.Врубеля, искренность иэмоциональная полнота С.В.Рахманинова, и дерзко-новаторских фортепианных сочинениях С.С.Прокофьева. Размах маятника в этой эпопее, в этой коллективной божественной комедии, широк: от бездны метафизической и космической до бездны игрушечной и миниатюрной, от настоящей крови до клюквенного сока, от заигрывания сбесами до экстатического прозрения.

С.В.Рахманинов (1873 1943)

Введение

Сергей Васильевич Рахманинов уже столетие звучит это имя в мире музыки. Композитор, пианист, дирижер он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Он знал успех. Его называли величайшим пианистом всех времен. Вего лице, писали критики, Россия дала миру великого дирижера. Однако для своих современников Рахманинов-композитор так ивтени Рахманинова-исполнителя.

Семья

История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20марта1873г. в дворянской семье с давними музыкальнымитрадициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808 1881), былизвестен как автор салонных романсов).

Обучение в петербуржской консерватории

После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию. Ноособого интереса к учебе он не проявлял. Началсистематически учиться музыке впятилетнем возрасте. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале упианиста-педагога Н.С.Зверева (чьимучеником был также Скрябин), ас1888 у А.И.Зилоти(фортепиано), А.С.Аренского (композиция, инструментовка, гармония), С.И.Танеева (контрапунктстрогого письма).

Среди произведений, написанных в годы учебы, Концерт № 1 для фортепиано соркестром (1891, 2-я редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А.К.Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию сбольшой золотой медалью как пианист, а в 1892 как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «

Лучшие

Похожие работы

1 2 3 > >>