Русский консерватизм во второй половине XIX века (1861-1917 гг.)

Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий,

Русский консерватизм во второй половине XIX века (1861-1917 гг.)

Диссертация

Философия

Другие диссертации по предмету

Философия

Сдать работу со 100% гаранией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диссертация

Русский консерватизм во второй половине XIX века (1861-1917 гг.)

Оглавление

 

Введение

Глава I. Консерватизм в работах европейских философов 18-19-го веков

1.1 Три тенденции: либерализм, консерватизм, радикализм

1.2 Консерватизм в философии Э. Бёрка

1.3 Консерватизм в философии Дэвида Юма

1.4 Консерватизм в философии Жозефа Де Местра

Глава II. Русский консерватизм конца XIX начала XX веков

2.1 Истоки истории русского консерватизма

2.2 Характер русского консерватизма

2.3 Русские философы - мыслители консерватизма

2.3.1 Консерватизм в философии Достоевского-Соловьёва

2.3.2 Философия либеральных консерваторов Б. Чичерина и П. Струве

2.3.3 Философия защитников монархии Леонтьева и Тихомирова

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность темы диссертации обусловлена, прежде всего, тем, что с момента своего появления и до настоящего времени понятие консерватизм является неотъемлемой частью жизни общества. Долгое время отечественное обществознание видело в консерватизме лишь "приверженность к старому строю, старым, отжившим порядкам, отстаивание и стремление восстановить их", косность и вражду "ко всему новому, передовому в политической жизни, науке, литературе и т.д." В связи с активным употреблением идеологии консерватизма обострилась борьба в политической сфере, между людьми. В последнее десятилетие, когда возникла мода на консерватизм, эта дефиниция безусловно устарела в политическом отношении и абсолютно недостаточна в научном плане. При этом, чем большую популярность завоёвывает понятие консерватизма в сознании политических элит и масс, тем больше затруднений вызывает его дефиниция у научной общественности. Для характеристики отечественной историографии консерватизма достаточно привести тот факт, что основополагающие произведения классиков консервативной мысли - Эдмунда Бёрка и Жозефа де Местра - были изданы лишь после 1991 г.

Именно сегодня, крайне интересным объектом для исследования являются такие идеологии, в которых, всё вращается вокруг вопроса о власти; именно сегодня не только интересно, но и полезно выявить, благодаря чему данная идеология выходит на первый план. Консерватизм в наше время воплощается в деятельности отдельных людей, организаций и политике.

Степень разработанности проблемы. Проблема определения философской сущности и раскрытия социальной роли консерватизма - это проблема, наилучшим образом поставленная в рамках политической философии и историцизма. Политические философы, как правило, не превращают идеологию консерватизма в объект социально-философского исследования: они либо соотносят те или иные ее положения со своими взглядами, либо рассматривают ее только в политическом аспекте. Таким образом, в числе предшественников автора диссертации оказываются в основном политические философы.

Роль консерватизма в общественной жизни заинтересовала политических философов довольно рано. Первыми этой проблемы коснулись: Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли и др. Позднее данный политический принцип, систему воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологическую ориентацию описывали в своих работах Э. Берн, Д. Юм, Жозеф де Местр, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Цзен Гофань, Лян Цичао и др. Среди отечественных приверженцев консерватизма можно выделить Достоевского-Соловьёва, Б. Чичерина, П. Струве, Леонтьева, Тихомирова и других социально-философских и идейно-политических отечественных деятелей.

В монографии политолога В.А. Гусева, "Русский консерватизм: основные направления и этапы развития" выделен ряд этапов в развитии отечественного консерватизма. Первый - дореволюционный, по его мнению, являлся реакцией на Великую французскую революцию и на то влияние, которое оказал на Россию процесс обуржуазивания Запада. Как и большинство исследователей, Гусев считает, что русский консерватизм начал принимать форму политической идеологии на рубеже XVIII - XIX вв. Однако в дореволюционном этапе исследователем отдельно выделяется "предконсерватизм", история которого уходит в эпоху Киевской Руси и Московского Царства.

Традиции объективного, научного исследования сущности и роли консерватизма в обществе изучаются однобоко. Данная диссертация - попытка всестороннего исследования истории международного становления консерватизма как термина и понятия, опираясь на лучшие работы социально-философских и идейно-политических отечественных и зарубежных авторов, в то же время, привлекая, в числе других источников информации, работы ряда философов, политологов и социологов, писавших о консерватизме в работах других авторов:

Одним из аспектов исследования роли консерватизма в обществе является социально и политико-философский. Их центром является вопрос о социально-философской и политической обусловленности распространения консерватизма среди некоторых слоев политического общества. Консерватизм, как явление, впервые был упомянут Э. Берком, в работе которого объясняется происхождение консерватизма. Таким образом, труды Берка (в первую очередь его книга "Размышления о революции во Франции", которая с полным правом может быть названа не только политической, но и философской работой) прямо касаются разработки темы нашей диссертации.

Целью диссертации является определение консерватизма как общественного явления и краткое описание той роли, которую последнее сыграло в общественной деятельности людей XVIII, начала XX веков. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

)Раскрыть понятия либерализм, консерватизм, радикализм;

2)Рассмотреть и проанализировать консерватизм в работах европейских философов XVIII-XIX веков;

3) Рассмотреть и проанализировать консерватизм в работах отечественных философов XIX, начала XX веков;

) Всесторонне изучить консерватизм в китайской философии на рубеже XIX-XX веков;

) Показать роль консерватизма в общественной жизни рассматриваемых философов и социума XVIII, начала XX веков.

Объектом исследования является консерватизм в философии отечественных и зарубежных авторов, а также произведения философов и политических идеологов, программные документы и периодические издания политических организаций, являющихся приверженцами идеи консерватизма.

Предметом исследования является роль консерватизма в общественной жизни XVIII, начала XX веков.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы……. В диссертации используется метод исторического материализма - "философский подход" (то есть выяснение того, какую роль консерватизм играет в общественной жизни XVIII, начала XX веков). При этом авторская интерпретация "философского подхода" отличается от традиционно-политических тем. Теоретические основы консерватизма в философии европейских и отечественных общественных деятелей XVIII, начала XX веков изложены автором диссертации в двух статьях, опубликованных в ….

Научная новизна исследования заключается в следующем:

) доказано, что именно для интересов общества существенно иногда придерживаться идей консерватизма, тем самым избегая ненужных людских жертв. В основу доказательства положено исследование работ различных социально-политических деятелей;

) исходя из сказанного выше, доказано, что различные философские подходы к изучению консерватизма отличаются друг от друга тем, что зачастую носят либеральный характер. Тем самым доказано, во-первых, что консерватизм обладает отличающимися друг от друга социально-политическими сущностями, а во-вторых - что последние - являются философскими сущностями. Итак, у консерватизма есть социально-политическая сущность, которая есть не что иное, как ее философская сущность;

) на базе исследования философии консерватизма, взятой в ее развитии и диалектической противоречивости, показано, что консерваторы вполне сознательно использовали философский подход как методологию своих исследований;

) рассмотрены различные точки зрения социально-философских и идейно-политических деятелей, выражающих общую точку зрения на роль консерватизма в жизни социума - и доказано, что консерватизм является по своей философской сути идеологией именно всего общества, а не только политиков, философов, социологов и других общественных деятелей, не только части общества;

) показана философская роль консерватизма на протяжении XVIII начала XX веков. Доказано, что, повлияв на идеологию большинства вариантов идеологий, консерватизм сыграл роль, вполне адекватную своей философской сущности;

) доказана несостоятельность попыток представить консерватизм частью либерализма. С точки зрения либерализма человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. Государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. Общество - совокупность индивидов, а исходные и конечные ценности общества совпадают с ценностями индивидов, которые его составляют. На конкретных примерах показано, что те, кто предпринимает подобные попытки, искажают понятие консерватизма;

) введены в научный оборот многие литературные источники по идеологии классического европейского, русского и китайского консерватизма;

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующих его достижениях:

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>