Астрономический ландшафт в произведениях М.А.Шолохова

Самой естественной функцией астрономического ландшафта является обозначение времени и пространства. Уже отмечалось, что в мире произведений М.А.Шолохова отсутствуют часы как

Астрономический ландшафт в произведениях М.А.Шолохова

Сочинение

Литература

Другие сочинения по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Астрономический ландшафт в произведениях М.А.Шолохова

Кашибадзе В.Ф., Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова, ст. Вешенская Ростовской области

Кашибадзе О.Г., Астрономическое отделение физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

И. Кант

Произведения М.А. Шолохова читаемы и любимы миллионами людей. В них каждый находит и то общее, великое, вечное - красоту, любовь к жизни, боль за человека, и то свое, особенное, воспринимаемое через личностный, возрастной и даже профессиональный опыт.

Читатель, в силу своих интересов и образования связанный с астрономией, не может не обратить внимания на удивительную особенность прозы М.А.Шолохова - обилие и богатство астрономических зарисовок и их безупречную точность, отсутствие, с научной точки зрения, фактических ошибок, встречаемых у других, в том числе знаменитых и любимых авторов.

Общеизвестна феноменальная точность писателя при использовании им письменных источников, устных свидетельств, своих собственных наблюдений (Ермолаев, 2000), в определении хронологии событий, в описании отношений людей, быта казачества, структуры казачьих войск, топонимических, демографических и агрономических характеристик, семейного быта казаков, реальных событий исторического значения, пейзажей, растительности (Семанов, 1987). По произведениям М.А.Шолохова составлен удивительно полный литературный гербарий Верхнего Дона (Степаненко, 2002). В этом смысле работы писателя являются не только шедевром искусства, удовлетворяющим самым высоким эстетическим и нравственным критериям, но и богатейшим информационным источником.

Данное обзорное исследование ставит своей целью провести наиболее общий количественный и качественный анализ использования М.А.Шолоховым астрономических образов и зарисовок.

В работе рассмотрены следующие произведения писателя: "Донские рассказы", "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Судьба человека".

Было выявлено, что автор использует в указанных работах образы основных астрономических объектов, среди которых: Солнце, Луна ("месяц"), звезды и их группы (созвездие Большой Медведицы, скопление Плеяды - "Стожары", Полярная звезда, Млечный Путь - "Млечный Шлях"), метеорные явления ("падучие звезды"). Фактом использования считалось любое упоминание в тексте хотя бы одного из вышеперечисленных объектов. Подобные упоминания имеют разную значимость в количественном и качественном отношении, что дало основание применить к ним термин "астрономический ландшафт", учитывая универсальность самого понятия "ландшафт", обеспечивающего целостность восприятия окружающего пространства (Культурный ландшафт как объект наследия, 2004).

Соответствующие количественные оценки приведены в таблице 1.

Таблица 1. Частоты элементов астрономического ландшафта в произведениях

М.А.Шолохова (в процентах).*

Общая численность АЛ**СолнцеЛунаЗвездыМетеорыПлотность АЛ на 1 стр.Донские рассказы 7173.223.916.90.00.21Тихий Дон, кн.14348.844.216.30.00.12Тихий Дон, кн.23357.618.230.30.00.10Тихий Дон, кн.36563.123.118.54.70.19Тихий Дон, кн.47880.85.115.41.30.20Тихий Дон сумм.21965.820.118.71.80.16Поднятая целина2832.139.332.13.60.04Судьба человека875.00.025.00.00.23* Отдельные астрономические ландшафты содержат сразу несколько элементов, поэтому общая сумма частот этих элементов превышает 100%.

** В дальнейшем в таблицах и цитатах использована следующая аббревиатура:

- АЛ - астрономический ландшафт;

- ТД - "Тихий Дон";

- ПЦ - "Поднятая целина";

- СЧ - "Судьба человека".

Как видно из таблицы, тексты произведений М.А.Шолохова, действительно, насыщены астрономическим ландшафтом и в абсолютном, и в относительном выражении. При этом он гораздо чаще присутствует в рассказах и в третьей и четвертой книгах романа "Тихий Дон" (примерно 1 на каждые 5 страниц текста), а это произведения с максимальным психологическим напряжением; заметно реже, почти на порядок - в романе "Поднятая целина", изобилующем монологической и диалогической речью.

Чрезвычайно интересны также различия в представительстве отдельных астрономических элементов. Так, заметно нарастает от первой к четвертой книге романа "Тихий Дон" частота включения в астрономический ландшафт солнца как наиболее многозначного объекта, дающиего автору широкий спектр возможностей психологического и художественного выражения. Метеоры, "падучие звезды", как символ оборвавшейся человеческой жизни входят в астрономический ландшафт только третьей и четвертой книг романа, повествующих об уходе из жизни многих его персонажей.

Эти и другие особенности будут выглядеть рельефнее и понятнее, если определить функциональную роль астрономического ландшафта в работах М.А.Шолохова. Весьма условно ее можно свести к трем основным положениям (вариациям): обозначение времени-пространства, раскрытие психологического состояния героев, создание соответствующих логике произведения картин окружающего мира и ситуаций. Значительная часть астрономических зарисовок многофункциональна.

Некоторые качественные характеристики астрономического ландшафта в произведениях М.А. Шолохова приведены в таблице 2 (процентное выражение).

Обозначение времени сутокОбозначение времени годаПсихологизмыДонские рассказы 50.719.725.3Тихий Дон, кн.123.316.339.5Тихий Дон, кн.218.224.269.7Тихий Дон, кн.327.718.550.7Тихий Дон, кн.435.923.130.8Тихий Дон сумм.28.320.544.3Поднятая целина25.025.042.8Судьба человека25.025.00.0Анализ приведенных показателей позволяет сделать ряд заключений. Во-первых, далеко не все случаи использования астрономического ландшафта можно было классифицировать, поскольку они не относились безоговорочно ни к одной из трех основных позиций, или же были многофункциональны. Во-вторых, психологизмы в астрономическом ландшафте малой прозы используются автором в четверти случаев, что в два раза реже, чем в романах, где почти половина зарисовок имеет ту или иную психологическую нагрузку. Напомним, что приведенные показатели относительны и не зависят от объема произведения. Очевидно, они свидетельствуют в пользу роста мастерства писателя от первых его рассказов к зрелым романам. Несколько особняком в этом смысле стоит поздний рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", в котором полностью отсутствуют психологизмы в астрономических зарисовках, несущих только функцию обозначения времени (суток, года) и пространства (запад, восток): "Как только солнце село, немцы усилили конвой" (стр.390) или "А потом - бегом, держу прямо на восход солнца" (стр. 396). Парадокс заключается в том, что это произведение отличается особой силой художественного воздействия. Все, однако, встает на свои места, если учесть, что рассказ представляет, по большей части, монолог простого человека, чья живая и естественная речь не могла быть декорирована кистью художника. Это и есть та самая гениальная простота, которая доступна только великим - писателям, художникам, ученым.

Самой естественной функцией астрономического ландшафта является обозначение времени и пространства. Уже отмечалось, что в мире произведений М.А.Шолохова отсутствуют часы как прибор для измерения времени, однако течение последнего отмечено с большой точностью (Семанов, 1987). И это не только православный и трудовой календари и общеизвестные события. Удивительная хронологическая точность достигается четким определением времени-пространства по положению основных астрономических объектов - солнца, луны, звезд, их восхода и заката, высотой над горизонтом, перемещения по небесной сфере. Такие краткие временные характеристики составляют хронологический каркас всех произведений автора. Например, в рассказе "Коловерть": "За дворами, на бугре, промеж крыльев красношапого ветряка на ночь мостится солнце" (стр.95). Там же: "Солнце всходит. С кургана баба каменная ... смотрит на пахарей глазами незрячими, а сама алеет от солнечных лучей" (стр.100). Там же: "...Дотлевала вечерняя заря. На гумне в ворохе рыжей половы остался позабытый солнечный луч, ветер с восхода ворохнул полову, и луч погас" (стр.101). В рассказе "Обида": "Под конец ночи, когда дышло Большой Медведицы воткнулось в плоскую крышу элеватора, Степан проснулся" (стр.149). В романе "Поднятая целина": "Предрассветная синяя тишина. Меркнет пустынный Млечный Путь" (кн.1, глава 14, стр.99). Там же: "В Гремячий Лог сходила ночь. Омытый дождями молодой месяц прорезью покоился на западной окраине неба" (кн.1, глава 31, стр.222). В рассказе "Смертный враг": "Ефим ... ступил на скрипевшее от мороза крыльцо... По черному пологу неба приплясывали желтые крапинки звезд. Стожары тлели над самой головой. "Полночь", - подумал Ефим..." (стр.162). В романе "Тихий Дон": "Григорий поднял голову, посмотрел на солнце... Тень от прошлогоднего татарника, угрюмо караулившего дорогу, лежала в полшага; было, по всей вероятности, не более двух часов пополудни" (кн.4, ч.8, гл.6, стр.285). Там же: "...Кое-кто ухитрялся и так: солнце на закат - выезжал с места стоянки сотни..., и не успевали еще померкнуть Стожары - снова был в сотне" (кн.3, ч.6, гл.43, стр.223).

Таких очень точных и не содержащих ни одной фактической ошибки определений великое множество (таблица 1). Важно подчеркнуть, что время и пространство в астрономическом ландшафте произведений М.А.Шолохова составляют единое целое. Так, Григорий Мелехов, контуженный на поле боя за австрийской границей, придя в сознание, безошибочно определяет вре

Похожие работы

1 2 >