Архитектурные памятники Евпатории

В 1927 году в большой кенасе открылся антирелигиозным музей, в прилегающем к нему помещении (бывшей школе для мальчиков) караимский

Архитектурные памятники Евпатории

Курсовой проект

Разное

Другие курсовые по предмету

Разное

Сдать работу со 100% гаранией

Архитектурные памятники Евпатории

 

Пройдясь пешком можно быть, заворожен лабиринтом узких улочек в старой части города. Прогуливаясь по ним можно оказаться перед величественной мечетью Джума- Джами, перед затейливо-прихотливым зданием кенасы. А можно отыскать средневековый монастырь дервишей или натолкнуться на турецкую баню. Ближе к морю вам встречаются здания бывших миллионеров, запечатлевшие их архитектурные фантазии. А далее путьпройдёт по набережной, там, где в пышной зелени парков привольно раскинулись дворцы здоровья - санатории и дома отдыха, пансионаты.

Причудлив и разностилен архитектурный облик Евпатории. На нём печать разных эпох, здесь соединились в своеобразный ансамбль памятники разных народов. В городе выделяются три ярко выраженных стиля застройки: современные здания, дореволюционные дачные постройки и так называемая старая часть города с узкими и кривыми улочками. Каждая из трёх частей города существует как бы обособленно, всё это самостоятельные исторические комплексы. Кажется, будто побывал в трёх разных городах, отделённых друг от друга несколькими десяткими метров: сре6дневековом, дореволюционном и современном. И в каждом из них есть свои примечательные архитектурные сооружения.

В старой части города. Перед взором возникаут очертания бывшей татарской крепости Гёзлёв.

Как и все мусульманские города, Гёзлёв застраивался хаотично, без какой-либо заранее продуманной планировки. Задача архитекторов (обычно турецких) ограничивалась лишь строительством того или иного здания. Вот почему в подобных ситуациях видно сеть кривых узких улочек, порою заходящих в тупик.

Легко проследить границу старого города, по которой некогда тянулась мощная оборонительная стена, окружённая глубоким рвом. Если вы пойдёте по улице Революции, затем свернёте на улицу Караева, далее - на улицу Интернациональная, не доходя до рынка выйдете на улицу Дмитрия Ульянова, Пионерскую и вновь повернёте на улицу Революции, то обогнёте границу старого города, имевшего форму пятиугольника.

В старой части города сохранилось не много памятников архитектуры, но каждый из них уникален. Центральное место занимает мечеть Джума-Джами, сохранившаяся на территории нашей страны.

Здание отличается смелостью архитектурного решения, оригинальности планировки, лаконичностью и пропорциональностью форм. В своё время о создании мечети ходили легенды. Согласно одной из них, мастер по имени Сеид-Балли-эфенди за одну ночь построил мечеть, а к утрузакончил свой грандиозный труд. Другие предания приписывают авторские права на Джума-Джами придворному художнику и шуту хана Менгли-Гирея некоему Мен-Арслану. Однако подлинным её создателем является всемирно известный турецкий зодчий Ходжа Синан.

Творчество Ходжи Синана относится к классическому стилю. Им были построены сооружения, пользующиеся мировой славой: мечети Шах-Заде и Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне. Ходжа Синан прожил долгую жизнь около ста лет. Грек по происхождению, уроженец деревушки Агирна близ города Кайсери (в Турции), он получил первоначально военное образование, затем вступил в корпус янычар, где учили не только военному, но и фортификационному искусству. Во время военныхпоходов Синан проявил себя незаурядным строителем, и султан назначил его старшим архитектором. С этого времени начинается активная деятельность выдающегося зодчего.

Как и многие представители эпохи Возрождения, Ходжа Синан был разносторонне образованным человеком архитектором, военным инженером, астрономом. Всего им построено в различных городах Турции и за её пределами около 330 построек, в том числе 131 мечеть (81 собораня и 50 малых), 55 медресе, 19 мавзолеев, 5 акведуков, 17 караван-сараев, 14 минаретов, 31 дворец, 35 бань.

Евпаторийская мечеть Джума-Джами числится в списке сооружений Ходжи Синана под номером 77. По словам очевидцев, она была самой большой и красивой в городе и одной из лучших в Крыму.

Мечеть предназначалась для важного и торжественного в жизни Крымского ханства события. Крымские ханы, получавшие в Стамбуле права на ханство(фирман), прибывали сначала в Гёзлёв, где фирман обнародывался. Церемония эта происходила в мечети Джума-Джами. Лишь после оглашения фирмана хан следовал в свою резиденцию в Бахчисарай.

После обнародования фирмана хан расписывался в специальном акте, который хранился в мечети. А. Демидов, путешествовавший по Крыму в 1837 г., оставил свидетельство о существовании такогоакта, подписанного 18 ханами. Девлет-Гирея , поэтому его принято считать основателем мечети.

Вопрос о времени строительства до сих пор остаётся спорным. Согласно последним данным, мечеть строилась длительное время, вероятнее всего в 1552-1564 гг.

Джума-Джами означает в переводе “пятничная мечеть”. Пятница у мусульман праздничный день: в этот день по рпеданию родился пророк Магомет.

Храм представляет собой сооружение, в плане приближающееся к квадрату. Центральная часть его перекрыта мощным сферическим куполом диаметром 11,5 метра. С западной и восточной сторон к основному объёму пристороены двухэтажные галереи, увенчанные малыми куполами, по три с каждой стороны. В северной части к основному зданию примыкает притвор с пятью куполами. Композиция мечети построена на постепенном нарастании архитектурных объёмов кверху, где на высоте 20 метров покоится главный купол. Всей своей массой он опирается на сферические паруса и подпружные арки. Распор передаётся на четыре мощных столба. Малые купола конструктивно выполняют роль своеобразных контрфорсов.

В квадратном помещении главного здания происходило богослужение. Южную стену урашает открытый алтарь (михраб), свод которого выполнен из резного сталактита. Справа от михраба расположена высокая кафедра мимбер, где во время службы находился мулла. Свет, проникая через 16 окон, прорезанных в основании купола, заполняет помещение мечети. От этого купол кажется легким, как бы невесомо парящим. При исследовании мечети установлено, что притвор, расположенный с северной стороны, - позднейшая пристройка. Первоначально здесь была открыта галерея с арками, опиравшимися на мраморные колонны.

О внешнем виде мечети ханского периода мы можем судить по рисункам архитектора Гесте, сделанному в 1798 г8. С запада на восток к мечети примыкали два 35-метровых минарета, которые придавали всему ансамблю строгость и торжественность.

Образцом для Джума-Джами послужила в известной мере знаменитая Айя-София В Константинополе. Сочетая архитектурные приёмы Византии с формами мусульманского Востока, Ходжа Синан создал замечательное по своей простоте и пропорциям сооружение.

В настоящее время производится полная реставрация мечети с восстановлением недостающих детадей и освобождением от всех позднейших наслоений. После реставрации творение Синана предстанет в своём первоначальном виде, радуя взоры многочисленных посетителей. Согласно проекту здесь откроется филиал краеведческого музея.

В Евпатории на улице Красноармейской сохранилась весьма примечательный памятник османской архитектуры 16 в. турецкая баня.

В жизни народов Востока бани играли важную роль: они представляли собой, как в свое время античные и византийские термы, сооруженияобщественные, своего рода клубы, особенно любимые женщинами. Здесь они проводили свободное время, показывая друг другу наряды, распевая песни, угощаясь сластями и прохладительными напитками. Баня была для восточной женщины, пожалуй, единственным местом, где она чувствовала себя свободной от муржского деспотизма. Строителю приходилось учитывать все: сооружение должно было сочетать уют, красоту помещений с их прочностью и другими практическими требованиями (устройство отопления, водопровода и т. д.), поэтому строительство бань требовало болького искуссвта и было доступно лишь зодчему самой высокой квалификации.

Евпаторийская баня многокупольное здание. Его отличают прежде всего простота архитектурных форм и надёжность в эксплуатации. Внутрення планировка соответствует общей схеме, по которой строились все турецкие бани: предбанник, промежуточное помещение служилоа также местом отдыха. Освещалась баня через круглые окна, прорезанные в куполах.

Стены здания очень толстые, сложены из бута и местного известняка-ракушечника, на растворе, отличающемся прочностью. За 400 лет существования баня несколько раз подвергалас реставрациям и переделкам. Предбанники, некогда перекрытые высокими куполами, в настоящее время имеют плоские перекрытия. Мраморные полы почти полностью заменены метлахской плиткой или бетоном.появилась пристройка котельная, а средневековый водопровод уступил место железным трубам.

Турецкая баня в Евпатории по своим архитектурным формам и техническому решению очень близка феодосийской, построенной Синаном и до наших дней не сохранившейся.

В юго-восточной части города находится ещё один интересный памятник средневековой архитектуры келье дервишей, иначе говоря мусульманский монастырь. Как и действующая турецкая баня, памятник этот в Крыму единственный.

Текие дервишей центрально-купольное сооружение, в плане представляет квадрат, вокруг которого распологались многочисленные комнаты-кельи. Квадратное центральное помещение путём среза углов переходит в восмигранник, он завершается куполом с шатровой крышей. Интерьер здания текие поражает широтой пространства, блестяще перекрытого куполом (диасферических парусов и подпружных арок передаётся на мощные (толщиной более метра) стены.

Кельи дервишей лепятся вокруг здания одна подле другой. Они представляют собой небольшие, невысокие помещения, перекрытые плоскими сводами, каждое с небольшим щелевидным окном. Войти в келью ожно былолишь из центрального помещения.

В простой и оригинальной композиции и внутренней планировке текие сказалось большое мастерство архитектора. К сожалению, нет никаких письменных сведений ни об истории монастыря, ни о его авторе, ни

Похожие работы

1 2 3 > >>