Архитектура Франца Хайтмана

В Кенигсберге возникли новые районы (Амалиенау, Ратсхоф и другие). Когда строилась колонию престижных вилл «Амалиенау» (тогда это была окраина города,

Архитектура Франца Хайтмана

Информация

Иностранные языки

Другие материалы по предмету

Иностранные языки

Сдать работу со 100% гаранией

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………… 3

§1. Палестра Альбертина ……………………………………. 5

§2. Последняя жертва ………………………………………… 9

§3. Капелла святого Адальберта …………………………… 12

§4. «Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства» и Амалиенау ………………………………………….. 14

§5. Озеленение Кёнигсберга ……………………………….. 18

Заключение ………………………………………………….. 19

Список литературы …………………………………………. 20

ВВЕДЕНИЕ

 

27 октября 1853 года в Алене (Вестфалия) родился Франц Хайтман, человек, оставивший значительный след в архитектурном облике Кенигсберга.

В 1875 году он получил диплом инженера строителя.

С 1886 года несколько лет Хайтман был занят проектированием и строительством почтамтов в Гуммингене (ныне город Гусев) и Пиллау (ныне город Балтийск). Оба здания сохранились.

Затем Франц Хайтман работал как свободный архитектор в Кенигсберге и вскоре стал одним из самых популярных в городе.

Хайтман построил студенческий дом Палестра Альбертина (здание в сильно измененном виде сохранилось; сейчас его занимает спорткомплекс ДКБФ), капеллу святого Адальберта (лаборатория Измаран на углу проспекта Победы и Каштановой аллеи), католическую кирху в Хаберберге (органный зал филармонии), кирху памяти королевы Луизы (кукольный театр), большинство вилл в Амалиенау (район улицы Кутузова) и многочисленные здания кирх и больниц в городах Восточной Пруссии.

Данная работа посвящена деятельности этого великого архитектора, во многом определившего облик не только Кенигсберга, но и в какой-то степени Калининграда ведь многое из того, что он создал, до сих пор возвышается на улицах города и области.

К сожалению, о таком известном архитекторе нашего края практически нет никаких статей на русском языке. Это огромное упущение очень помешало в работе. Даже в «Восточной Пруссии» нет достаточной информации. В большинстве же календарей памятных дат, путеводителях и т. д. имя Хайтмана упоминается только при упоминании того или иного памятника хорошо еще, если указаны годы жизни!

Эта работа как раз и ставит своей целью попытаться собрать воедино клочки упоминаний о Франце Хайтмане, разбросанные по различным изданиям, и создать целостное представление о великом кенигсбергском архитекторе XIX века.

§1. ПАЛЕСТРА АЛЬБЕРТИНА

 

 

Одно из наиболее известных творений Франца Хайтмана - студенческий спортивный комплекс Палестра Альбертина, относящийся к Кенигсбергскому университету Альбертине.

Закладка комплекса состоялась в год 350-летия Кенигсбергского университета, то есть в 1894 году.

Открытие «Палестры Альбертины» состоялось через четыре года в 1898 году.

 

 

Изначальный вид здания

 

Палестра Альбертина дворец спорта Кенигсбергского университета стал первым спортивным сооружением подобного рода и масштаба в германской системе высшего образования. Комплекс располагал большим спортивным залом, крытым плавательным бассейном, залом для фехтования, кегельбаном, бильярдной комнатой, душевыми, читальным залом и бесплатной студенческой столовой.

В момент своего возведения Палестра Альбертина былачем-то сенсационно новым. Впервые водном здании былообъединено всё то, чтотребовалось студентам помимо учёбы длявосстановления исохранения своей физической силы.

Главное здание (длиной 62,5 м) имело двелестничные клетки, выдававшиеся кулице; напервом этаже тогда былодвамагазина ихолл, изкоторого главная лестница велана2-й этаж. Оттуда изроскошного заладляпрогулок путьвёл налево вгимнастический залинаправо встоловую с5-ю большими окнами пообеим сторонам.

 

 

Вид здания после капитального ремонта в 1930 году

 

Перед этимзалом былабольшая терраса, изкоторой большая двойная лестница велавнизвсад. Наэтомэтаже былибильярдная, читальный заликабинет директора, натретьем этаже былотризаладляфехтования ипятьзалов длясобраний. Всеверном флигеле (длиной 60 м) досихпоррасполагается гимнастический зал; напервом этаже раздевалки; размеры гимнастического заланаднимисоставляют 29 х16 мвплане иот7 до10 мввысоту. Назрительскую трибуну можно былопопасть стретьего этажа.

С востока примыкает тракт сплавательным бассейном (доступ через 1-й этаж). Присдаче здания насчитывалось 6 кабин дляпринятия ванн, 12 длядуша, 2 бассейна длячистки и30 кабин дляпереодевания. Размеры бассейна былитогда: 18,5 мдлина, 8,25 мширина и3,5 мглубина. Вначале 90-х годов онбылпродлён до25 м. Этонебылоединственной перестройкой, вцелом, внутри сейчас сложно установить, чтоосталось снемецкого времени, ачтобылоизменено вовремя восстановления илипозднее. Ихотявоснову чертежа-реконструкции лёг советский чертёж обмера, сдостаточной уверенностью можно отнести кнемецкому времени только показанную чёрным стену. Затрактом бассейна находилась котельная имашинное отделение.

По восточной стороне раньше былкегельбан длиной в40 мишириной в4 м. Сюгакглавному зданию примыкал короткий боковой флигель схозяйственными ижилыми помещениями. Напервом этаже внём былабольшая кухня. Сюго-востока примыкает узкий флигель, вкотором тогда (как исейчас) быликвартиры.

Трёхэтажный клинкерный фасад былрасчленён двумя лестничными клетками. Егороманские формы украшения (тогда называемые «Орденским стилем»), реконструированные нарисунке, исчезли невовремя восстановления, абыли, какдоказывают старые открытки, сняты сфасада входеих“очистки” в30-е годы.

 

 

Современный вид

 

Сейчас в здании Палестры Альбертины расположен спортивный клуб ДКБФ. Таким образом, здание, построенное Хайтманом, используется по назначению. Правда, оно дошло до нас в сильно измененном виде, и теперь, глядя на него, сложно представить его первозданный облик.

§2. ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА

 

 

Одно из интереснейших произведений Франца Хайтмана так и не дошло до нас. Речь идет о кирхе, строительство которой началось в 1907 и закончилось освящением 18 декабря 1910.

Кирха, о которой идет речь, построена в стиле позднего ренессанса с переходом в барокко. Такое сочетание стилей было характерно для конце XX начала XX века, когда в европейской архитектуре утвердился так называемый эклектический стиль.

От ренессанса кирха Лютера восприняла четкость и завершенность форм, от барокко пышность и торжественность.

 

 

Кирха Лютера до войны

Кирха имела приличные размеры 30 на 45 м. Башня была высотой почти 70 м. Зал имел специально оборудованные скамьи, рассчитанные на 1400 человек. Купол зала был высотой 30 м и был выполнен из железобетона, что впервые было применено в кирхах Восточной Пруссии.

 

 

Кирха Лютера в начале 60-х гг.

 

Отопление осуществлялось из подвала специальным котлом. Орган выполнен мастером Новак. Кирха располагала 3 стальными колоколами с бронзовыми пластинками для смягчения звука.

Во время боев Второй Мировой кирха почти не пострадала. После войны она практически никак не использовалась и простояла до мая 1976, после чего была взорвана, а обломки вывезены. На месте кирхи разбили «клумбу».

 

 

Современный вид на бывшую кирху Лютера

 

Это последняя кирха в Кенигсберге, уничтоженная властями. Произведение Франца Хайтмана стало последней жертвой «культурной» политики в отношении культовых немецких зданий, проводимой властями после Второй Мировой Войны на территории бывшего Кенигсберга.

 

 

§3. Капелла святого Адальберта

 

 

Католический костел Святого Адальберта представляет собой постройку в строгом стиле архитектора Франца Хайтмана. Она была освящена в 1904 как капелла для новой «колонии вилл» Амалиенау.

Уже в 1932 капелла была достроена и получила статус кирхи Святого Адальберта покровителя Пруссии.

Во время боевых действий при атаке Кенигсберга в апреле 1945 кирха пострадала. Наибольшие повреждения были причинены новой пристройке.

 

После войны пристроенная часть была разобрана на кирпич, а старая часть кирхи была отдана под протезное предприятие, которое просуществовало до 1975.

Затем здание кирхи было передано магнитно-ионосферной обсерватории «Измиран». Помещение внутри перестроено и разделено на три этажа. §4. «Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства» и амалиенау

 

 

В 1898 году было основано «Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства». Возглавляли его архитекторы и советчики по строительству Фридрих Хайтманн и Иозеф Кречманн.

По их проектам в городе были построены десятки роскошных вилл с башенками и фронтонами, загородных домов, похожих на замки, окруженных зеленью и прудами.

В Кенигсберге возникли новые районы (Амалиенау, Ратсхоф и другие). Когда строилась колонию престижных вилл «Амалиенау» (тогда это была окраина города, и вряд ли кто даже сейчас будет спорить, что район ул. Кутузова нынче самый престижный в городе), были чётко сформулированы правила совместной застройки: расстояния между домами должны быть не менее 30 и не более 35 метров; все виллы имеют два этажа (не считая мансардных), и планировка их обязана иметь ряд общих принципов, свойственных виллам. А именно: все квартиры на этаже соединяются между со

Похожие работы

1 2 >