Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману Л.Н. Толстого "Воскресение"

Толстой переосмыслил всю прожитую им жизнь. Он приходит к мысли, что только жизнь простого народа близка к нравственным истинам.

Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману Л.Н. Толстого "Воскресение"

Информация

Литература

Другие материалы по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Департамент образования Владимирской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам (по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»)

 

 

 

Выполнила ученица 10-б класса

Королёва Дарья

Научный руководитель

Лукьянова С.С.

 

 

 

 

Ковров

2010

 

План

 

Введение

1. Творчество Л. Н. Толстого после кризиса

2. Идейно-художественное своеобразие романа

3. Путь главного героя

4. Христианские идеалы в романе

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Литература второй половины 19 века - это литература критического реализма. Среди несовершенного мира, с господствующей в нем несправедливостью, писатели ищут те вечные светлые и справедливые начала, которые спасут человечество. Человеческая личность главное звено в этой цепи, с формирования ее самосознания, по мнению многих мыслителей, начинается путь к гармоничному обществу. Я выбрала тему духовного воскрешения потому, что считаю её актуальной по сей день, так как вопросы морали и нравственности волновали человека во все времена.

Душевные переживания главного героя романа Дмитрия Нехлюдова, его поиски истины, познание самого себя, окружающих людей - вот, что стало объектом моего научного исследования. Проблемы, поднятые в романе, никого не оставят равнодушным. Душевный кризис и последовавшее за ним нравственное прозрение есть закономерное развитие личности. Проблему-вопрос «Быть или не быть» личностью? (даже не столько личностью, сколько человеком в высоком смысле этого слова) озвучивает Л.Н. Толстой в своём романе «Воскресение».

Проблема «воскрешения» души сочетается в романе с проблемой социальных отношений в дворянско-буржуазном обществе. Именно социальная окраска произведения придаёт ему глубину и масштаб. Огромный охват жизни, широта и многообразие художественного материала, его необыкновенная сложность совмещаются с удивительной простотой плана, с цельностью и последовательностью сюжетного развития.

Цель моей научной работы осветить духовные приоритеты позднего Л. Н. Толстого в романе «Воскресение», раскрыв путь нравственного воскрешения его героя Дмитрия Нехлюдова.

В своей научной работе я бы хотела не только проследить путь главного героя к христианским идеалам, но и выявить сами идеалы, к которым обращается писатель (раскрыть их), рассмотреть систему персонажей романа, их реалистичность, жизненность. А также проследить связь между проблемами морали и нравственности и проблемой социальных отношений. И главное - найти отражение послекризисного мировоззрения Л. Н. Толстого в последнем большом романе писателя «Воскресение».

 

1. Творчество Л.Н. Толстого после кризиса

 

Во второй половине 1860-х в 1870-х Лев Николаевич Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет.

Свои чувства Лев Николаевич описал в незаконченной повести «Записки сумасшедшего», над которой работал в 18851886. Страх смерти, ощущение пустоты и бессмыслицы жизни преследовали Толстого на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Но не получил ни от философов, ни от богословов понятного и близкого ему ответа о смысле жизни. Философия и существующие религии представились Толстому бессодержательными и ненужными. Его неоднократно посещали мысли о самоубийстве.

Кризис был преодолен на рубеже 18701880-х.Л. Н. Толстой приходит к признанию неразумной, интуитивной народной религиозности, видя в ней единственный ответ на вопрос о смысле жизни. В опрощении, в уподоблении себя людям из народа, крестьянам он увидел предназначение и долг дворян, интеллигентов всех, кто входит в привилегированные сословия. При этом он не принимал и не понимал народной веры в чудесное и потустороннее. Новая вера, которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях 1880-х и более позднего времени, была, прежде всего, нравственным учением. Бог для Толстого это высшее, чистое начало в душе человека, воплощение нравственного принципа. Существующие христианские религии, в частности, православие, Толстой считал извращающими дух и сущность заповедей, вероучения Христа. Он не мог принять внерационального, сверхразумного в богословии (церковных догматов). Упрекал церковь в примирении с насилием или даже в оправдании насилия. По мысли Толстого, любое насилие недопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла, победа над ним и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере Толстой рассказал в «Исповеди» (написана в 18791882, опубликована в 1884).

Толстой переосмыслил всю прожитую им жизнь. Он приходит к мысли, что только жизнь простого народа близка к нравственным истинам. В статье «Что такое искусство?» (1898) писатель отвергает все в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий и классов. По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом. Бедность и страдания обездоленных мучительно переживались Толстым. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891. Личный труд, прежде всего физический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, он считает необходимыми для состоятельных людей. Об этом он написал в публицистическом произведении «Так что же нам, делать?», над которым работал в 18821886. Толстой пришел к мысли о том, что частная собственность на землю противоестественна, что государство, прибегающее к насилию, к жестоким наказаниям, не должно существовать. В 1908 узнал о казни через повешение в городе Херсоне двенадцати крестьян, которые участвовали в действиях против помещиков, и откликнулся на произошедшее статьей «Не могу молчать». Идеи позднего Толстого напоминают социалистическое учение. Но в отличие от социалистов, он был убежденным противником революции. И путь к человеческому счастью он видел, прежде всего, не в социальных и экономических переменах, а (как уже говорилось выше) в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренность желаний, скромная жизнь, чуждая роскоши, освобождение от страстей, ограничение или подавление полового влечения таковы, согласно Толстому, должны быть нравственные ориентиры.

Позиция позднего Толстого это позиция пророка, обличителя общественной и государственной неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братской любви и труда. Толстой-публицист и учитель жизни приобрел огромную известность не только в России, но и во всем мире.

В творчестве позднего Толстого ярко проявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность. Он создал многочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам и сказкам, в которых выразил свое понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальном обществе. Извращенность, неправильность жизни людей, устройства общества основная тема творчества позднего Толстого.

Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-1899), повесть «Крейцерова соната» (1887-1889), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-1886, «Отец Сергий», 1890-1898, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912).

Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Лев Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

Толстой работал над романом «Воскресение» с перерывами в течение почти десяти лет, с 1889-го по декабрь 1899 года. В основу сюжета легло действительное событие: судебное дело, о котором он узнал от своего друга, юриста А. Ф. Кони. Последний рассказал ему историю трагической судьбы финской девушки-сироты, взятой на воспитание богатой русской помещицей и совращенной одним из родственников этой дамы. Когда она забеременела, ей пришлось покинуть дом. Не будучи в состоянии сама себя прокормить, она стала проституткой и украла у одного из своих клиентов крупную сумму денег. После ареста она предстала перед судом. Случилось так, что одним из присяжных был ее бывший соблазнитель. Увидев, что стало с миловидной девушкой, жизнь которой он загубил, он был охвачен такими сильными угрызениями совести, ч

Похожие работы

1 2 3 4 > >>