Антон Брукнер

Для творчества Б. характерны этич. возвышенность, серьёзность и глубина намерений, здоровое жизнеощущение, теплота и искренность чувств. В симфониях композитор воплотил

Антон Брукнер

Доклад

Литература

Другие доклады по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Антон Брукнер

Брукнер (Bruckner) Антон (4 IX 1824, Ансфельден, близ Линца 11 X 1896, Вена) австр. композитор. В раннем возрасте работал органистом, затем учителем. Муз. образование приобрел почти самоучкой, изредка пользуясь консультациями авторитетных мастеров. Профессиональным музыкантом стал после победы на конкурсе органистов в Линце в 1853. Работая органистом в Линцском соборе, Б. писал гл. обр. духовную, хор. и органную музыку. В 1868 переехал в Вену, с к-рой связан осн. период его творчества. С этого же года преподавал в Венской консерватории (гармония, контрапункт и игра на органе), с 1875в ун-те и учительском ин-те св. Анны. Среди его учениковГ. Малер, А. Никиш, Ф. Клозе. В 6080-е гг. Б. создал свои симфонии, но они исполнялись редко, а сам композитор подвергался резкой критике со стороны Э. Ганслика и последователей И. Брамса. Признание пришло к Б. лишь в 1884, когда была исполнена его 7-я симфония под упр. А. Никиша. После смерти Б. творчество композитора пропагандировали дирижеры Ф. Мотль, Ф. Вейнгартнер, Г. Леви, Ф. Лёве, Й. Шальк, 3. Окс. Редакторы симфоний Б. братья Й. и Ф. Шальк, а также Ф. Лёве сильно изменили тексты партитур. В 1912 А. Гёллерих положил начало движению за пропаганду творчества Б. (Bruckner-Bewegung), задачами к-рого стали организация фестивалей (Bruckner-Festen) и издание полн. собр. сочинений композитора. К 1936 восстановлен подлинный текст симфоний Б., освобождённый от многочисленных редакторских наслоений, и опубликованы авторские рукописи, хранившиеся в Венской национальной библиотеке.

Б.один из крупнейших симфонистов 2-й пол. 19 в. Тесно связанный с австр. фольклором и традициями муз. классики, он возродил в своём творчестве монументальный симф. стиль. Наиболее значительны и характерны его зрелые симфонии, начиная с 3-й, посв. Р. Вагнеру (1873), и особенно 4-я (“Романтическая”, 1874), 7-я (1883, 2-я ч. симфонии возникла под впечатлением смерти Вагнера), 8-я (т. н. “Трагическая”, 1887), 9-я (т. н. “Готическая”, 1894). Большинство симфоний перерабатывалось композитором, 9-я симфония не была закончена, 1-й предшествовали две симфонии, не исполненные при жизни композитора и не имеющие нумерации.

Для творчества Б. характерны этич. возвышенность, серьёзность и глубина намерений, здоровое жизнеощущение, теплота и искренность чувств. В симфониях композитор воплотил преклонение перед красотой и величием мироздания. Образы произв. Б. всегда конкретны, рождены впечатлениями реальной действительности. Мировоззрение Б. отличалось наивной религиозностью и пантеизмом. Иск-во Б. обращено к широкой аудитории, отсюда его эпический размах, крупные планы, “фресковость” письма. В музыке композитора воплощены противоречия эпохи. Они преломились в остроконфликтных образах ряда симф. аллегро, трагич. образах медленных частей, саркастич. скерцо последних симфоний. В скерцо симфоний также слышны интонации крестьянских песен, ритмы лендлеров, вальсов. Стилистически музыка Б. лежит в русле позднего романтизма. Но, будучи современником Ф. Листа, И. Брамса, Р. Вагнера, Б. пошёл самостоятельным путём. Романтически возвышенный, гимнический, подчас экзальтированно приподнятый строй чувств Б. соединил с классич. принципами симф. формы. Он создал монументальный, эпически протяжённый четырёхчастный цикл, композиционные черты к-рого определяются целенаправленностью, постоянным возрастанием степени напряжённости. Для симфоний Б. характерны длительные волны нарастаний, постепенное накапливание динамики, приводящее к грандиозным кульминациям, после к-рых следует медленный, равномерный спад. Три из четырёх частей симфонии написаны обычно в насыщенной острыми конфликтами сонатной форме. Но пропорции и строение её по сравнению с классической нарушены. Основные темы разрастаются до трёх развёрнутых тематич. групп, причём особое значение приобретает заключит. партия; если у классиков она служит завершением экспозиции, то у Б. она самостоятельна и часто играет роль кульминации, после к-рой следует новая фаза развития. Наиболее органично муз. развитие в медленных частях. Обычно они построены на чередовании 2 тем. С каждым новым проведением темы усложняются, эмоциональная напряжённость всё более растёт, достигая вершины к концу части. Наиболее сложны по строению (как и по содержанию) финалы. При всём обилии тематич. материала и эпизодов, при кажущейся импровизационности изложения и здесь сохраняется сонатная схема.

Б. был присущ большой дар мелодич. изобретения. Муз. ткань его сочинений полифонична (господствуют приёмы имитац. полифонии). Гармония отмечена завоеваниями позднего романтизма (сопоставление далёких тональностей и др.). Оркестровка оригинальна (оркестровые группы нередко трактуются как регистры органа).

Основные даты жизни и деятельности

1824.4 IX. В Ансфельдене в семье сельского учителя Антона Брукнера родился сын Йозеф Антон.

1834. Первое сочинение органная прелюдия.Первый опыт работы в качестве церк. органиста. Занятия музыкой с отцом (игра на скр. и фп.) и двоюродным братом И. Б. Вейсом (уроки игры на органе, гармонии и полифонии).

1837. Начало самостоятельной жизни. Работа в качестве хорового певчего в монастыре Сан-Флориан. Занятия игрой на органе у А. Каттингера и скрипке у Ф. Грубера.

184041. Поездки в Линц на лекции по гармонии и генерал-басу теоретика И. А. Дюрнбергера.

1841.Окончание курсов нар. учителей в Линце.Получение должности помощника сельского учителя в дер. Виндхаг.

1843. Перевод на работу в Кронсторф. Создание ранних хоровых сочинений Libera и Tantum ergo. Занятия гармонией с органистом Энса Л. Ценетти.

1845. Выдерживает с отличием экзамены на звание учителя. Получает место учителя в Сан-Флориане.

184855. Работа в качестве помощника органиста, а затем главного органиста Сан-Флориана. Создание ряда крупных сочинений, в их числе: Реквием, две мессы, Missa solemnis, Магнификат и др. Первая поездка в Вену. Начало заочного обучения у видного теоретика С. Зехтера. Победа Б. на конкурсе органистов в Линце (1853). Работа в качестве органиста в Линцском соборе.

1858. В вечерней “Венской газете” (“Wiener Zeitung”) напечатана первая статья о Б. как о выдающемся органисте и импровизаторе.

1861.Экзамен в Венской консерватории и получение свидетельства о. муз. образовании.

186163. Занятия по композиции с О. Кицлером.

1863. Первое знакомство с совр. музыкой (произв. Ф. Листа, Р. Вагнера). Пост. в Линце оперы Вагнера “Тангейзер”; увлечение Вагнером, длившееся всю жизнь.

1864. Исп. мессы № 1 в Линцском соборе. Первая хвалебная рецензия о творчестве Б. в линцской газете.

186567. Нервное перенапряжение с симптомами психич. заболевания.

1868. Переезд в Вену. Преподавание гармонии и контрапункта в Венской консерватории. Исп. в Линце 1-й симфонии под управлением автора. Хвалебная статья Э. Ганслика в “Wiener Zeitung” о творчестве Б.

1869. Гастрольная поездка Б. в качестве органиста во Францию. Триумфальный успех концерта Б. в Нотр-Дам (Париж).

1870. Начало газетной травли со стороны Э. Ганслика и “брамсианцев”.

1871.Гастроли в Англии (Лондон).Получение звания профессора Венской консерватории.

1873. Исполнение 2-й симфонии в Вене под упр. автора.

1874. Поездка в Байрёйт к Р. Вагнеру, посвящение ему 3-й симфонии.

1875. Работа в Венском ун-те (лекции по гармонии и контрапункту).

1877. Провал 3-й симфонии в Вене (исп. под упр. автора). 1881. 1-е исп. 4-й симфонии в Вене (дирижёр Х.Рихтер).

1883. 1-е исп. двух частей 6-й симфонии в Вене (дирижёр В. Ян).

1884. 1-е исп. 7-й симфонии под упр. А. Никиша в Лейпциге с триумфальным успехом. Запоздалое признание Б., интерес к его ранее написанным сочинениям.

1891.Присуждение Б. степени доктора honoris causa Венским ун-том.

188794. Работа над 9-й симфонией. Тяжёлая болезнь (водянка).

1892.Исп. 8-й симфонии в Вене (дирижёр Х.Рихтер).

1896. 11 X. Смерть композитора.

Многие композиции могут быть найдены на диске "БРУКНЕР Антон. Симфонии"

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.muzlit.narod.ru/

 

 

Похожие работы