Анимационная деятельность как средство саморазвития личности

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37

Анимационная деятельность как средство саморазвития личности

Дипломная работа

Психология

Другие дипломы по предмету

Психология

Сдать работу со 100% гаранией

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет социально - культурной деятельности

Кафедра теории и методики социально - культурной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Анимационная деятельность как средство саморазвития личности

выпускная квалификационная (дипломная) работа

 

 

 

Кирсановой Екатерины Юрьевны

Студентки 5 курса группы 531

Очной формы обучения

Научный руководитель:

Медведь Элеонора Ильинична

к.п.н., профессор

 

 

 

 

Москва, 2011

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические и исторические аспекты социально-культурной анимации

.1 Исторические аспекты социально-культурной анимации

.2 Теоретические аспекты социально-культурной анимации

.3 Роль социально-культурной анимации в формировании личности

Глава II. Технологии анимационной деятельности саморазвития личности

.1 Содержание, формы и методы социально-культурной анимации

.2 Анализ экспериментальной работы

Заключение

Библиография

Приложения

 

Введение

 

Актуальность исследования

Проблема личности выдвигается в число важнейших именно в те периоды, когда кризис политической, экономической жизни страны заставляет людей обратиться к осмыслению себя, своего я.

Стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей. Каждая общественная система формирует свою личность. Сегодня мы наблюдаем процессы, которые не являются благоприятными и не способствуют гармоническому развитию личности. Противоречия в экономике и политике затрагивают и социально культурную сферу.

Под влиянием политических, социально-экономических, культурных тенденций современная сфера досуга претерпевает в настоящее время значительные изменения. Достижения и противоречия цивилизации XXI века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, вызванные интенсификацией производства, усложнением процесса овладения возрастающим объемом информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость формирования у каждого человека потребности и способности рационально строить свое свободное время, осуществлять выбор созидательных форм досуга.

Необходимо осознать, что научно-технический прогресс, экономика, политика и идеология становятся источником социального развития лишь при условии проявления и реализации физических и духовных способностей человека.

Современное общество пока не может создать условия для всестороннего развития, отсюда появляются такие формы проведения досуга, которые противоречат природе человеческой души, понимания человека человеком, естественным контактам с окружающей средой. Поэтому в ходе формирования новых общественных отношений возрастает роль анимационной деятельности, способной внести в социально-культурную сферу инновационные идеи и новые формы общения в учреждениях культуры.

Социально-культурная анимация - это самоорганизующаяся педагогическая система, субъектом которой являются общественные объединения аниматоров, имеющие целью актуализацию духовных потребностей населения. Источники ее самоорганизации находятся в духовных качествах аниматоров, а также в духовных потребностях аудитории, с которой работают аниматоры. В педагогическом процессе в пространстве досуга аниматор помогает аудитории обратиться к духовным ценностям бытия и утвердить эти ценности в повседневной жизни.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Именно в сфере свободного времени в различных формах анимационной деятельности индивид обретает широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое я.

В условиях, когда формирующееся информационно-креативное общество требует от каждого индивида социальной активности и способности проявлять инициативу и самодеятельность во всех сферах жизнедеятельности, существенно актуализируется проблема самоутверждения и самовыражения личности.

В связи с этим чрезвычайно актуален социально-культурный подход, затрагивающих духовную сферу личности, в частности социокультурная анимация, которая оказывает на неё непосредственное педагогическое влияние.

Теоретической основой исследования являются следующие концепции: анимационной модели социально-культурной деятельности во Франции Е.Б. Мамбекова; социологии досуга Ж. Дюмазедье; социокультурной анимации как социально-культурной педагогики Н.Н. Ярошенко; социально-культурной деятельности Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова; социокультурного менеджмента В.М. Чижикова; внешкольного образования С.И. Гессена; экзистенциональной педагогики О.Ф. Больнова; культурно-исторической психологии В.П. Зинченко и др.

Исследования по социокультурной анимации проводили во Франции с 60х гг. XX века теоретики и практики анимационной работы П. Бенар, А.М. Гурдон, М. Кайрес, Р. Лабури, П. Лангар, Ж. Левегль, М. Леви-Котре, Э. Лембо, П. Мулинье, М. Смоно, М. Паризе, А. Тери и др.

Философские аспекты становления и развития личности отражены в трудах французских мыслителей ХХ века: А. Бергсона, А. Комю, Ж. Лакруа, Э. Левинаса, Ж.Ж. Маритена, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Э. Мунье, П. Рикера, Ж.П. Сартра и др., а также в трудах философов экзистенциального направления: Н. Аббаньяно, Н. Бердяева, М. Бубера, М. Хайдеггера и др. Процессы духовного развития человека рассматриваются в русской религиозной философии 19- 20 века в трудах: В.Л. Соловьева, С. Аскольдова, С.Н. Булгокова, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Е.Н. и С.Н. Трубецких, Е.А. Флоренского, С.Л. Франка и др. А также в трудах отечественных философов ХХ века: Г.С. Батищева, М.М. Бхтина, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, С.С. Хоружего и др.

Психологические аспекты становления личности отражены в работах: К.Г. Юнга, а также Р. Асаджиоли, Л. Бансвангера, Дж. Бьюджентала, У. Джемса, Дж. Кэмпбелла, А. Маслоу, Р. Мея, К. Наранхо, К. Роджерса, В. Франкла. В трудах отечественных психологов дореволюционной России: В.И. Веденского, Н.Я. Грота, В.В. Зенковского, А.А. Ухтомского, Г.И. Челпанова - и ученых советского периода: К.А. Абулхановой - Славской, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Педагогической основой социально-культурной анимации во Франции стали идеи Ж.Ж. Руссо, а в ХХ веке Ж. Маритена, Э. Дюркгейма, Э. Шартье, А. Бине, Ж.П. Сартра, Ж. Шато и др. Процессы духовного пробуждения личности отражены в экзистенциальной педагогике О.Ф. Больного, Э. Венигера, Р. Гвардини, Ф. Гогартена, К. Левина, Е. Метцке, Е. Роттена, Э. Шпрангера, К. Ясперса. Среди отечественных педагогов основанием для нас являются труды К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, С. Гессена а также В.П. Вахтерова, К.Н. Вентеля, А.С. Макаренко, В.Н. Сороко- Росинского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шатского и др.

Зарубежный опыт анимационной деятельности в нашей стране исследовали Г.С. Вовк, Е.Б. Мамбеков, К. Чекалов, Е.П. Яценко, Н.Н. Ярошенко. Российский опыт культурно-досуговой деятельности, аналогичный французской анимации, освещали: М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.В. Туев, В.М. Чижиков и др.

В целом социально-культурная анимация как научное направление изучено не достаточно, а система социально-культурной анимации как средство саморазвития личности не была разработана в отечественной науке. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и обусловила выбор темы нашего исследования.

Объект исследования - процесс самореализации личности в социально-культурной анимации.

Предмет исследования - технологии социально-культурной анимации в процессе саморазвития личности.

Цель исследования - исследовать роль социально-культурной анимации в саморазвитии личности.

В основу исследования положена следующая гипотеза, исходящая из того, что анимационная деятельность как средство саморазвития личности будет эффективной при условии:

анализа степени разработанных проблем социально-культурной анимации за рубежом и в России;

определения теоретико-методологических основ социально-культурной анимации;

разработки и систематизации наиболее эффективных форм и методов анимационной деятельности;

разработки и внедрения проектов и программ с использованием технологий социально-культурной анимации, направленных на саморазвитие личности.

Реализация поставленной цели обусловила выполнение следующих задач:

. Уточнить степень разработанности проблемы социально-культурной анимации в мире и России в исторической, философской, социально-педагогической литературе;

. Определить теоретико-методологические аспекты социально-культурной анимации;

. Рассмотреть психолого-педагогические основы социально-культурной анимации;

. Разработать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы анимационной деятельности саморазвития личности;

. Разработать методические рекомендации по исследуемой проблеме.

В соответствии с гипотезой и задачами из числа

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>