Анекдот в советской печати 1964-1982 гг. на примере журнала "Крокодил"

Начало второй половины XX века ознаменовало собой новый этап в истории развития СССР. После Второй Мировой войны и смерти Сталина,

Анекдот в советской печати 1964-1982 гг. на примере журнала Крокодил

Дипломная работа

Журналистика

Другие дипломы по предмету

Журналистика

Сдать работу со 100% гаранией

Министерство науки и образования РФ

Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Исторический факультет

Кафедра Истории России

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Анекдот в советской печати 1964-1982 гг. на примере журнала «Крокодил»

 

 

 

Студента 201 группы

Фоминцева О.С.

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Русина Ю.А.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

Содержание

 

Введение

Глава 1. История журнала

Глава 2. Анекдоты в журнале

Заключение

Список использованной литературы и источников

 

Введение

 

Начало второй половины XX века ознаменовало собой новый этап в истории развития СССР. После Второй Мировой войны и смерти Сталина, ставшей концом целой эпохи, он был крупным, сильным и влиятельным государством, которое мало напоминало то, что оно представляло из себя всего двадцать лет назад. Как бы ни оценивались действия и события, приведшие Советский Союз к такому положению, нельзя отрицать, что именно таким путём в мире появилась одна из двух сверхдержав, деливших друг с другом мир ещё почти полвека. Всё это время СССР официально был «государственной машиной» с людьми, поддерживающими её работоспособность. Гарантированное право на труд одновременно было и обязанностью. Тем не менее, люди всегда остаются людьми. Как бы ни была действенна пропаганда, как бы ни были убеждены люди в правильности данных им идей, это не может полностью заменить простых радостей и потребностей. В их числе находился и юмор - средство психологической разрядки и мотивации, способ одобрения и выражения несогласия - то, что сопровождало человека с древнейших времён. В различных видах и формах, различной тематики: от безобидного бытового до крайне сомнительного в условиях господствующей идеологии - политического, он существовал вне зависимости от желания властей. Что-то пытались запрещать, что-то - ставить на пользу идеологии, но никогда не отрицали, но и не допускали полной свободы. Никто не отменял цензуру, пусть многое и просачивалось мимо неё. Но если бытующие «в народе» шутки, пародии и карикатуры были совершенно ей неподконтрольны, как бы ни старались силы госбезопасности, официальная печать была зависима от неё полностью. Но ведь не всё может нанести вред. Да, одна шутка может быть обидной для власти или какого-либо конкретного её представителя, но другая, правильно использованная, может оказаться полезна, будучи способной сформировать в представлении читателя нужное представление о чём-либо, подтолкнуть к желательному мнению, или же просто снизить напряженность, вызванную некоторыми проблемами, дав возможность «выпустить пар», ибо это лучше, чем медленно, но верно копящееся невысказанное напряжение и недовольство. Но помимо своей единомоментной ценности, шутка обладает и другой, не столь явной, но оттого не менее значимой - информацией. Высказанная аллегорически, она способна сохраняться в течение длительного времени, отражая в себе условия, в которых она сформировалась и даже, так или иначе, характеризующая отношение современников к проблемам, ей затрагиваемым. Это открывает возможность реконструировать жизнь общества в том виде, в каком она представлялась его членам изнутри, а не в том, в каком её отражали в официальных бумагах. Благодаря этому источнику информации появляется возможность как взглянуть на уже освещённые процессы и события, так и осветить новые, ранее не зафиксированные в других источниках в достаточном объёме, а учитывая малую изученность с исторической точки зрения столь обширного массива информации, можно говорить о ценности проведения исследований в данном направлении.

В данной работе будут рассмотрены шутки и анекдоты, прошедшие контроль официальной цензуры и допущенные к печати в издании, чей профиль допускал размещение подобной информации в период второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов; тематика шуток в различные периоды, степень их злободневности и идеологической направленности.

Основная цель данной работы - выявить основные темы публикуемых в официальных изданиях анекдотов за период 1964-1982 годов, их направленность, изменение степени зависимости публикуемого материала от позиции властей.

Для достижения этой цели был выбран сложный и противоречивый период в истории СССР, знаменуемый нахождением у власти Леонида Ильича Брежнева - от принятия на себя роли главы государства в 1964 году до смерти в 1982. В качестве источника информации выступает самый популярный советский юмористический журнал «Крокодил» как наиболее яркий представитель юмористического направления советской печати в рассматриваемый период, пользующийся наибольшей популярностью и потому наиболее ярко отражающий в себе все протекающие процессы, связанные с официальной публикацией анекдотов.

Для проведения работы были выбраны полные выпуски журнала за 9 лет со средним интервалом в 2 года.

 

Глава 1. История журнала

 

Говоря об исследовании содержащейся в журнале информации, в первую очередь стоит осветить его историю и путь к тому положению, которое сделало его столь значительным и, следовательно, ценным для исторической науки изданием, которым журнал являлся в данный исторический период.

Журнал «Крокодил» основан в 1922 году. Возникновение связано с «Рабочей газетой» - органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редакцией К.С. Еремеева. Талантливый коллектив сотрудников создал новый тип массовой газеты, рассчитанной на рабочего читателя. Тесная связь с народом, большой приток критических писем с мест, наличие в числе сотрудников опытных сатириков во главе с Демьяном Бедным - все это обусловило видное место сатирических произведений в газете. Из номера в номер печатались здесь сатиры Д. Бедного, Н. Иванова-Грамена, В. Князева, А. Неверова. Хорошо зарекомендовали себя в качестве сатириков А. Архангельский и В. Лебедев-Кумач. На страницах газеты прочно утверждаются сатирические отделы и рубрики «Под стеклянным колпаком «Рабочего»», «Красный раек», «Дела поповские» и др., карикатуры, критические сигналы читателей с сатирическими комментариями редакции. С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами. Называлось это приложение, как и газета, вначале «Рабочий», а после ее переименования - «Рабочая газета». Первые два выпуска приложения почти целиком были посвящены процессу над эсерами, проходившему в Москве. Подробный отчет о процессе сопровождался сатирическими сценками и другими произведениями малых форм, карикатурами художников И. Малютина, М. Черемных, Б. Ефимова, А. Занятова, К. Фридберга. Значительное место занимала иллюстрированная хроника событий внутренней и международной жизни.

Эти и последующие выпуски приложения печатались на 16 стр., с одноцветными иллюстрациями, быстро возрастающим тиражом. Самостоятельной нумерации не имели. Она появляется лишь с восьмого выпуска, когда приложение окончательно приобрело характер периодического издания, а редакция убедилась в насущной необходимости регулярного выпуска журнала сатиры и юмора. К этому времени произведения сатирических жанров начинают играть в приложении главенствующую роль. Карикатурами, сатирическими стихами, баснями, эпиграммами, сценками на злободневные темы внутренней и международной жизни заполнялись 6-7 первых страниц, включая обложку, а также последние страницы журнала. Лишь средние листы содержали хроникально-иллюстративные материалы, рассказывающие об успехах мирного строительства, о событиях зарубежной жизни. Вскоре появляются постоянные сатирические рубрики «Наш быт», «Из иностранных журналов». В отличие от газеты, сатира которой строилась главным образом на критических письмах читателей, страницы приложения заполнялись произведениями профессиональных литераторов, более приверженных к традиционным формам и методам отбора и подачи сатирических материалов. 27 августа 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№13) подписчики «Рабочей газеты» получили первый номер «Крокодила».

В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного «Красный Крокодил - смелый из смелых - против крокодилов черных и белых» четко была сформулирована задача издания:

Добираться до всякой гнилости

И ворошить гниль без всякой милости,

Чтоб нэповская муть не цвела

И не гнила

Вот какова задача Красного Крокодила!

Красный Крокодил, таким образом, должен был решать, прежде всего, политические задачи - бороться с буржуазными извращениями НЭПа, охотиться на идеологических противников. Внимание сатириков «Крокодила» устремлялось также на недостатки хозяйственной жизни страны. Он бичевал империалистов, иностранных шпионов, вредителей, бракоделов, тунеядцев, недобросовестных работников сферы услуг и вообще всех, кто тормозил строительство социализма. Непримиримостью к недостаткам, беспощадной критикой конкретных их виновников, дышат стихотворные отчеты «краснокрокодильского селькора» Демьяна Бедного о его поездках по стране, отчеты специальных корреспондентов журнала А. Архангельского, Л. Митницкого и др. Остротой отличались фельетоны и заметки, подписывавшиеся коллективным псевдонимом «Демьян Бедный и теплая компания краснокрокодильского звания». Они строились на материалах рейдов сотрудников журнала и рабочих корреспонде

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>