Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный анализ)

Дело в том, что в России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных «базаровских» веяний.

Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный анализ)

Курсовой проект

Литература

Другие курсовые по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им.В.Н.Каразина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Поэтический образ весны
в лирике Ф.Тютчева и А.Фета
(сопоставительный анализ)

 

 

 

cтудентки II курса

филологического факультета

(специальность русский язык и

литература, издательское дело и

редакторская правка)

группы ЛР-21

Капитоновой Яны Евгеньевны

 

 

Научный руководитель:

Професор Р.Н.Поддубная

 

 

 

 

 

Харьков

2006

 

Введение

 

Темой курсовой работы является «Поэтический образ весны в лирике Ф.Тютчева и А.Фета (сопоставительный анализ)», следовательно, метод данной исследовательской работы сопоставительный анализ и анализ мотивов.

 

В литературоведческом словаре-справочнике издательского центра «Академия» (2-е издание) находим следующее определение:

 

Образ художественный специфическая для литературы (и искусства вообще) форма отображения действительности, в создании которой основную роль играют чувства, мышление и особенности мировосприятия автора-художника. Различают образы-персонажи (человеческие образы), образы-пейзажи (картины природы), образы-вещи (описания предметов и интерьера) и т.д.

 

Цель данной исследовательской работы: провести сопоставительный анализ поэтического образа весны в лирике Ф.Тютчева и в лирике А.Фета.

 

Задачи курсовой работы:

1. На основе изучения пейзажной лирики (а именно «весенних» циклов) каждого из поэтов, а также различного рода критических статей и монографий, сопоставить поэтический образ весны в их творчестве.

2. Провести сопоставление справочных (исследуемых) источников, указанных в списке использованной литературы.

3. Выявить свою собственную позицию относительно рассматриваемого вопроса.

 

Объект изучения: сборники стихотворений Ф.Тютчева и А.Фета, а также научные работы нижеуказанных авторов.

 

Предмет изучения: поэтический образ весны в лирике Ф.Тютчева и в лирике А.Фета.

 

Материал для исследования: лирические сборники Ф.Тютчева и А.Фета, а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

 

Поэтический образ весны
в лирике Ф.Тютчева и А.Фета
(сопоставительный анализ)

 

Тема курсовой работы акцентирует внимание на сложных, тонких взаимоотношениях человека и окружающего его природного мира в их противоречивости и единении.

Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям Ф.Тютчева и А.Фета, отражающим своеобразное восприятие весенней природы, ее влияние на душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов.

Стремясь к полному и глубокому раскрытию темы, необходимо обратить внимание на общую направленность творческих поисков поэтов, а также их индивидуальность и своеобразие.

«Любя поэзию, вчитываясь в стихи, важно проникнуть в глубину строк, в подтекст, увидеть за немногим сказанным, явленным в слове бездну смысла, беспредельность образного содержания. Без этого проникновения в поэтические глубины читательское скольжение по верхам быстропреходящее и не оставляет следов в сердце и сознании человека».

Вот почему так важно и нужно знать историю создания поэтических произведений. Надо знать, как они были созданы, что последовало за их публикацией при жизни или после смерти автора, в какой связи находится то или иное стихотворение с другими сочинениями этого автора. Наконец, как отозвалось это стихотворение в последующих поколениях читателей, в нашей современности.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф.Тютчева. Пейзаж дается поэтом в динамике, движении. Об этом говорит В.Н.Касаткина в монографии «Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева»: «Движение в природе мыслится Тютчевым не только как механическое перемещение, но и как взаимосвязь, взаимопереход явлений, переход одного качества в другое, как борьба противоречивых проявлений. Поэт улавливал диалектику движения в природе». Причем диалектика явлений природы отражает таинственные движения человеческой души. Конкретно-зримые приметы внешнего мира порождают субъективное впечатление.

В.Н.Касаткина подчеркивает: «Природа у Тютчева живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными».

А.А.Фет пишет о стихотворениях Тютчева: «По свойству своего таланта г. Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала соответственная яркая мысль. До какой степени природа является перед ним одухотворенной, лучше всего выражает он сам <…>:

 

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

 

…Заметим, что не только каждое стихотворение, почти каждый стих нашего поэта дышит какою-нибудь тайной природы, которую она ревниво скрывает от глаз непосвященных. Какою эдемскою свежестью веет его весна…!

…Кроме глубины, создания его отличаются неуловимой тонкостью и грацией, вернейшим доказательством силы».

Природа для Тютчева всегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…». «Впоследнем программном стихотворении поэта, где он поэтически сформулировал свое отношение к земле как отношение сына к матери, он создал образ земли весенней. Весна для него прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха:

 

Что пред тобой утеха рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный свет, златые сны? …»

 

«Бытие матери-Земли исполнено радости: «Лазурь небесная смеется, ночной омытая росой», весенний гром «как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом», выси ледяные гор играют с лазурью неба, природа улыбается весне, а весна с хохотом прогоняет зиму, майские дни, как «румяный светлый хоровод», толпятся весело за весной.»

Белинский писал Тютчеву: «Ваши весны не имеют морщин, и, как говорит великий английский поэт, вся земля в этот утренний час года и жизни улыбается так, как будто бы она не заключала могил».

И действительно, поэзия Тютчева оптимистична; она утверждает прекрасное грядущее, в котором будет жить новое, счастливейшее племя, для свободы которого солнце «живей и жарче будет греть». Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешних вод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»:

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

 

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

 

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

 

Весна воспринимается поэтом не только как чудесное время года, а и как победа жизни над смертью, как гимн юности и человеческому обновлению.

Н.А.Некрасов подчеркивал близость содержания тютчевских стихов каждому человеку. В стихотворении «Весенние воды», по его мнению, запечатлено чувство, переживаемое людьми весной. Некрасов считал данное стихотворение «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева, и добавлял: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести...! Читая его, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто бы несколько лет свалилось долой с плеч, когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распустившимся деревом, и бежишь, бежишь, забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам, а следует идти степенно и что радоваться тоже совсем нечего и нечему…»

Геннадий Никитин в статье «Люблю грозу в начале мая…» говорит, что образы, картины, чувства, заключенные в стихотворении «Весенние воды» «…представляются подлинными и живыми, они воздействуют на читателя непосредственно и глубоко, видимо, потому что находят отклик в подсознании. Согласованность и слитность смысла, слова и музыки усиливают этот эффект, проявляясь не как статичное, а подвижное, динамическое единство.

…Лирика Тютчева преимущественно не окрашена, а озвучена и приведена в движение. Природа изображается им в открытых и скрытых переходах и определяет типологию его стихов. В данном случае динамизм пьесы достигается двумя приемами, которые осущест

Лучшие

Похожие работы

1 2 3 4 5 > >>