"Молот Ведьм" - причины написания

«Молот Ведьм» возник и получила своё развитие в недрах инквизиции. Инквизиция, в первичном своем значении это исследование, учёный совет, однако

Молот Ведьм - причины написания

Дипломная работа

Культура и искусство

Другие дипломы по предмету

Культура и искусство

Сдать работу со 100% гаранией

Министерство образования и науки Украины

Одесский Национальный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологи и искусствоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Теория культуры»

«Молот Ведьм» - причины написания

 

 

Подготовила

студентка группы ИК-092

Шамина В.Я.

Проверил: кандидат философских наук

Доцент Найдорф М.И.

 

 

 

Одесса 2011

 

Введение

 

Основной задачей моей курсовой работы является исследование произведения « Молот Ведьм» с культурологической точки зрения. «Молот ведьм» являлся, практически во всё время существования «охоты на ведьм» «настольной книгой инквизитора», повествующей о необходимости сознания должностными лицами гнусности колдовства, о трёх типах злодейства и видах противодействия ему. Книга также содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, также разграничиваются юрисдикции судов в ходе процессов. В «Молоте ведьм» обсуждается ведение допроса свидетелей, проведение ареста, заключения и пыток ведьм, а также вопросов преодоления сложностей при ведении процесса над ведьмами. Таким образом, книга является пособием для инквизитора, в котором находятся предписания действий в ходе разразившейся «охоты на ведьм».

"Молот ведьм" или "Hexenhammer" - бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.

 

Теоретическая часть

 

Культурология - это одна из форм размышлений современности. Она дает нам возможность «приоткрыть» завесу времени, посмотреть на ситуацию со стороны, понаблюдать глазами ученого, умеющего поставить культуру, в которой он находится, в один ряд с другими (так называемый взгляд извне). Культурология интересна не только способами анализа, но и тем, что она может рассматривать абсолютно любое явление. Даже торговля луком в ларьке как явление культуры может рассматривать культуролог.

Однако для того, чтобы суметь поставить свою культуру в один ряд с другими, необходимо знать, какими же являются либо являлись нам (как ученым) эти самые другие культуры. В течение многих учебных курсов в университете мы изучали различные аспекты культур, которые делятся по историческому и географическому признакам. Когда же мы пришли к курсу «Теория культуры», мы смогли проанализировать полученные ранее знания с культурологической точки зрения. В этом анализе для большей ясности мы пользовались языком понятий теоретической культурологии. Он был дан нам для диалога с прошлым и настоящим.

В первую очередь, речь идет о мотивирующих факторах культуры. «Мотивирующими механизмами культуры можно называть устойчивые комплексы представлений, которые обеспечивают воспроизведение одобряемых в обществе той или иной культуры социально значимых мотивов»[1]. Центральным интегрирующим фактором безусловно является сама культура. Она является как «внутренней», так и «внешней» мотивацией. Причем она сама диктует методы достижения замотивированных целей. Кроме этого, важнейшими мотивирующими факторами являются традиция, парадигма, идеал, ценность и норма.

Традиция - это механизм культуры, посредством которого происходит простое воспроизведение сложившихся форм коллективной жизни. Основой традиции является подражание. Воспроизведению традиции обучаются при соучастии, часто с самого детства. В традиционных культурах редкое действие не обусловлено традицией. Однако если определенный ритуал обесценивается, то традиции, с ним связанные, могут быть нейтрализованы, поскольку нейтрализуется сама система отношений, строящаяся на этих традициях. «Особенность традиции в том, что она существует как целостная формула действия (поведения), в которой неразличимо слиты его мотивы, способы, средства, цели» [2].

Что же касается парадигмы, то парадигма - это сложившийся в данной культуре поведенческий образец. Главным отличием парадигмы от традиции является четкое соблюдения алгоритма поведения в традиции и «желательность» соблюдения парадигмы, но не обязательство. Над традицией никто из носителей культуры не задумывается. Парадигма предлагает модель поведения, принятую в данной культуре, однако человек по своему усмотрению может поступать по модели либо нет. Реклама зачастую направлена на построение парадигм: если зубная паста, то Колгейт, если средство для мытья полов, то Мистер Проппер, если отдых в Карпатах, то это, безусловно, Буковель.

Идеал - это комплекс представлений, об истинно должном в данной культуре. Идеал - сохраняемый в культуре образец результата деятельности. К нему можно всегда стремиться, но достичь его невозможно. Со временем идеалы меняются, и как только ты достигнешь поставленной цели, ты поймешь, что идеал уже изменился. На мой взгляд, человек никогда «не догонит» идеал.

Ценность. Ценность - это вещь или идея, которая символизирует принадлежность индивидов или групп к определенному сообществу, т.е. служит средством само отождествления с культурой этого сообщества. Можно сказать, что ценность приобретает свой смысл там, где отсутствуют или утрачивают свою значимость традиции и ритуалы [1]. Для культуролога важен не только и не столько сам символ, сколько тот комплекс представлений, который обеспечивает значимость этой ценности (символа).

Норма - это характерная для данной культуры мера той или иной деятельности, внутренняя согласованность фрагментов, составляющих культуру, которая позволяет последней сохранять устойчивость и целостность в течение длительного времени. Именно жесткая нормированность помогла в течение длительного времени удерживать практически без изменений культуру Китая или некоторые культуры Африки.

Итак, культурология может исследоваться с помощью мотивирующих факторов, но есть еще набор очень важных система основополагающих вопросов, с которыми исследователь культуры подходит к изучению своего предмета. Это система культурологических категорий: культура и цивилизация, образ мира и картина мира, ситуация и контекст, действие и алгоритм, смысл и значение. Эти категории можно рассматривать попарно.

Культура представляет нам коллективную волю, оформленную представлениями. Цивилизация, в свою очередь, эту же волю демонстрирует с помощью осуществления представлений в артефактах. Она является вещным воплощением культуры. Например, представление о правильной вере в Бога в Средневековье - пример культуры, а храмы, воздвигнутые в каждом населенном пункте как Божие дома - пример цивилизации. Чтобы со всех сторон максимально рассмотреть какое-либо явление или какую-либо эпоху, необходимо брать во внимание и культуру, и цивилизацию. Эти понятия кажутся в некоей мере противоположными, однако они являются взаимодополняющими. Если посмотреть в корень проблемы, можно сделать вывод, что культура породила цивилизацию. Все вещные продукты человеческой деятельности выходят из представлений о миропорядке в данной культуре. Именно поэтому постижение той или иной культуры должно быть двойным описанием − как со стороны наблюдаемого поведения, технологий и продуктов человеческой деятельности («цивилизация»), так и со стороны представлений, лежащих в основе мотиваций, значений и смыслов, свойственных данному обществу («культура»). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цивилизация представляет собой культуру, взятую в её технологически состоявшемся овеществлении.

Картина мира - это общекультурные представления о мироустройстве и миропорядке. С помощью этой категории культуролог обращается сразу ко всей совокупной реальности, в которой находит себя изучаемое общество. «Картина мира - коллективное достояние, она объективирована текстами, - устными повествованиями, пластическими, рельефными и рисуночными изображениями, ритуалами, записями и т.п., благодаря которым она может транслироваться от человека к человеку, из поколения в поколение»[3]. Картина мира включает в себя, помимо всего остального, представление о времени и пространстве в данной культуре - хронотоп - являющийся одной из важнейших вех для изучения культурологом этой культуры. Однако понятно, что между синтетической картиной мира любого данного общества и представлениями, актуально присутствующими, «живущими» в сознании отдельного человека из этого общества, не может быть полного совпадения. Эти представления отличаются друг от друга в силу возраста, профессии, пола, круга интересов, круга общения и т.д. каждого носителя культуры. Именно индивидуальные представления о мироустройстве и миропорядке мы называем образом мира. Полное описание фактов культуры предполагает учет как личных мотивов их участников и творцов, так и предопределившие их коллективные представления, поэтому для нас как для культурологов важны как картина мира, так и образ мира. Из этого можно сделать вывод, что образ мира и картина мира - пара взаимозависимых и взаимодополняющих категорий культурологии.

Действие и алгоритм можно объединить словом «деятельность». Культура обнаруживает себя не иначе, как в деятельности людей, в том, что в этой деятельности определяется культурой, а не природой: в усмотрении целей, в построении действий, в средствах их достижения. Деятельность можно рассматривать как целесообразную активность человека. Эти человек принципиально отличается от животного, у кот

Похожие работы

1 2 3 4 > >>