«Кто имеет уши слышать, да услышит!»

Молодой шофер Ванька Стригалев способен просидеть в своей «Волге» сутки, «не читая, а о чем-то медленно думая». Родители беспутной Юльки,

«Кто имеет уши слышать, да услышит!»

Сочинение

Литература

Другие сочинения по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

«КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА УСЛЫШИТ!»

(ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЗЛА. ПО ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА «ПОЖАР» И РОМАНУ В. АСТАФЬЕВА «ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ»).

В произведениях современных авторов все более открыто начинают звучать ноты отчаяния. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» сказано в Евангелии. Нельзя не вспомнить эти слова, читая повесть Валентина Распутина «Пожар» (1985).

На складах сибирского поселка лесозаготовителей внезапно вспыхивает пожар. Внезапно, но не случайно. «Пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках» рабочие, всеобщая безалаберность и безответственность стали обычным, повседневным явлением в Сосновке. Сумятица и разброд еще более усилились с появлением «бригады оргнабора» незванных пришельцев, прозванных архаровцами и различаемых по «коротким и дерганным движениям».

За картинами реального пожара без труда угадывается общий символический план изображения: все наше общество, по мысли В. Распутина, охвачено силой дьявольского пламени. Отсюда всесветность события, космические масштабы его показа. Главному герою Ивану Петровичу Егорову кажется, что рвущиеся на пожаре голоса исходят не от конкретных людей: «это стены, земля, небо и берега звучат человечьими словами чтоб понятно было людям».

Но более всего Ивана Петровича поражает поведение поселковых жителей, стремящихся не столько потушить разбушевавшийся огонь, сколько поживиться за счет государства. Тащили все, что можно было утащить, а «маленький, скрюченный в три погибели» архаровец с «бабьим именем Соня» погиб, сражаясь за бутылку даровой водки.

Однако нашлись и те, кто вместе с главным героем не поддались всеобщему безумию. Как солдат на поле битвы, пал смертью храбрых сторож дядя Миша Хампо, сам Иван Петрович и его жена Алена не щадили себя, спасая государственное добро, и даже один из «архаровцев» Сашка Девятый оказался верным и сноровистым помощником.

Конец повести многозначителен: на рассвете Иван Петрович покидает поселок. Пожар перевернул его жизнь, показав то недоброе в душах людей, что раньше скрывалось под приличной видимостью, а теперь выступило наружу.

Почти одновременно с «Пожаром» Распутина вышел роман В. Астафьева «Печальный детектив» (1986). Преднамеренно акцентируя внимание на темных сторонах жизни, сгущая зло, которое (пусть и временно) потеснило собой добро, В. Астафьев воссоздает, в сущности, ту же охваченную бесовским пламенем действительность, что и В. Распутин в своей повести. Стремлением понять природу зла объясняется выбор центрального героя романа бывшего милиционера Леонида Сошнина, который, как этого требует его профессия, прежде всего обращает внимание на мерзости жизни. А их немало, и обрисованы они писателем по степени нарастания, реалистически ярко.

Молодой шофер Ванька Стригалев способен просидеть в своей «Волге» сутки, «не читая, а о чем-то медленно думая». Родители беспутной Юльки, живя «в свое удовольствие», катаясь вокруг Европы и по ближним странам, откупаются от дочери дорогими заграничными подарками. Сирота «при родителях», предоставленная самой себе пятнадцатилетняя Юлька тем временем «добивала себя с кавалерами». Кочегар Чича Мезенцев умер, месяцами не выходя из своей кочегарки, куда его жена каждый вечер приносила по пол-литра водки. Незадачливая бессердечная «мамуля» решила «хитро» избавиться от своего новорожденного ребенка, закрыв его в автоматической камере хранения на вокзале.

Рушатся общество, человек, семья. Люди забывают о своем долге и перед родителями, и перед детьми. Что можно сказать о матери и отце «книголюбах», которые, устав от троих детей и заимев четвертого, уморили его голодом, скрываясь «не где-нибудь, не на темном чердаке, а в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М Достоевского»? Или другой пример. «Папа с мамой поругались, подрались», ушли из дома и загуляли, забыв о своем дитяти, которому не было и трех лет. И когда пришло время взламывать дверь, люди настали ребенка, научившегося ловить тараканов, «он питался ими».

Духовное оцепенение, внутренняя спячка, безразличие, бездушие общества привели к току, что на ведущие роли чаще всего выдвигаются властолюбивые, бездуховные, пустые, неспособные к созидательной деятельности люди, вроде тещи Сошнина Евстолии Сергеевны Чащиной, которую все время держали на «должностях, где можно и нужно много говорить, учить, советовать, бороться, но ничего при этом не делать». Подобные «пустобрехи», по мысли Астафьева, и «проорали деревню», довели ее до того, что «села наши и пашни опустели».

Леонид Сошнин, чаще других сталкивающийся с человеческими пороками и преступлениями, воспринимает мир в серых, сумрачных тонах, которые впоследствии сливаются в темные цвета. И вот уже в сознании героя возникает символический образ «душной трубы» в «черной саже», из которой вылетел «на метле веселой бабой-ягой или юрким бесом диавол в человеческом облике и принялся горами ворочать». А в людях «под покровом тонкой человеческой кожи и модных одежд» спрятался жуткий, «себя пожирающий зверь».

Однако никто не рождается преступником или негодяем, ими становятсяи чаще всего добровольно Поэтому Астафьев, описывая прошлое своих персонажей, стремится подчеркнуть то хорошее и светлое начало, которое когда-то определяло их поведение. Так, до предела опустившаяся женщина, по кличке Урна, ставшая «особенным существом со слепой, полубезумной тягой к пьянству и безобразиям», имела когда-то мужа и детей, была талантливой самодеятельной певицей Спившийся Чича Мезенцев, как выясняется, имел награды не только за боевые, но и трудовые заслуги Даже преступник, угнавший самосвал и задавивший насмерть ни в чем не повинных прохожих, был отмечен значком «за спасение людей на пожаре».

Емким смыслом наполнена нарисованная писателем симво-лическая сцена: посреди «беспросветной, серой планеты», в центре Вейска, по самой «середке» проспекта Мира, неспешно следовала пегая лошадь с хомутом на шее Пока ее хозяин «подзасел» в буфете с мужичками, она, «ученая, самостоятельная», двигалась по направ-лению к своей конюшне.

Казалось бы, малопримечательный эпизод, но В Астафьев умеет в будничном и малом обнаружить значительное и большое. Неупорядоченной, развороченной, бездушной действительности, неразумности и суетности человеческого существования противопоставляется размеренное, неспешное шествие умного животного, как бы напоминающего людям об их утраченном природном достоинстве Вот почему «коняга» производит «оживление» на улице: народ, «единодушно» провожавший лошадь глазами, «светлел лицами, улыбался» Заулыбался и Леонид Сошнин, ощутивший, как что-то «сместилось» в его душе, и погода «дурная не так уж гнетуща», и проблемы бытия не так уж неразрешимы.

« Жить дальше и помнить тех, кто жил до них», такова одна из итоговых мыслей главного героя, которую, разумеется, разделяет сам автор произведения «Помнить» значит хранить и передавать от поколения к поколению духовно-нравственные традиции предков, восстановить разорванную «связь времен» и как-то налаживать расколотую, надтреснутую жизнь. Астафьев приходит к той же мысли, что и Распутин: спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, по сравнению с которой «все остальное в мире пыль, хлам, дешевка ».

Важно только услышать эти призывы современных писателей и прислушаться к их тревожным голосам.

Лучшие

Похожие работы