Особенности трактовки сонатного цикла на примере клавирной сонаты А - dur (KV331)

В сонатах Моцарт сознательно воспроизводит черты ранних сонат Гайдна, а зрелый Гайдн следует образцам Моцарта. Моцарт

Особенности трактовки сонатного цикла на примере клавирной сонаты А - dur (KV331)

Реферат

Литература

Другие рефераты по предмету

Литература

Сдать работу со 100% гаранией

Введение

 

Среди величайших мастеров музыки Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) выделялся ранним расцветом мощного всестороннего дарования исполнителя и необычностью жизненной судьбы от триумфов вундеркинда до тяжелой борьбы за существование, и признания в зрелом возрасте. Моцарт представитель венской классической школы XVIII века и сын эпохи Просвещения. Рационалистические принципы классицизма соединились в нем с влиянием эстетики сентиментализма. Взволнованность и страстность также характерны для музыки Моцарта, как выдержка и воля, высокая организованность. В музыке Моцарта присутствует изящество галантного стиля.

Великий композитор оставил человечеству огромное творческое наследие в различных жанрах: траурный «Реквием», который потрясает глубиной скорби, жалобой и эмоциональным напряжением; опера « Свадьба Фигаро», произведение не лишенное социального подтекста, нов то же время, веселая, лиричная, божественно легкая; опера «Волшебная флейта», которая утверждает победу разума и добра над враждебными силами; торжественные, величественные, взрывные и гармоничные симфонии и концерты; струнные квартеты и квинтеты; фантазии и сонаты; различные вокальные произведения.

Важную часть творческого наследия составляют фортепианные сонаты. В них отразилась эволюция композиторского стиля Моцарта (ранние клавирные сонаты датируются 1774 - 1778 гг., а поздние 1784 1789 гг.). Впечатляет многогранность образного мира сонат, отражение в них широкого круга жизненных явлений. В сонатах Моцарта ощутимо влияние его оперной эстетики и индивидуализация образов, характеров, передача динамики ситуации, психологических состояний. Это естесственно, в связи с тем, что опера была главным жанром в творчестве Моцарта, именно с эмоциональностью, динамичностью возникает возможность сценических «превращений». Развитие жанрово-конкретных рельефных тем в сонатах прерывается включением импровизационно-виртуозных эпизодов. Всего Моцарт создал 19 клавирных сонат. Его сонатное творчество можно разделить на три периода:

  1. раннего Зальцбургского (1774 1775 гг.);
  2. Парижского периода (1777 1778 гг.);
  3. Венского периода (1784 1789).

 

Целью данной работы является выявление особенностей сонатного цикла в сонате В. А. Моцарта А-dur ( К. V 331).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

§ 1. Жанр клавирной сонаты XVIII века до В. А, Моцарта

 

В XVI XVIIвеках сонатами называли все музыкальные произведения. От итальянского «sonare» - звучать, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Также сложилась форм старинной сюиты, состоящей из четырех танцев ( аллеманда, куранта, сарабанда и жига), части были контрастны, по-французски «suite» - последовательность. Иногда сюиты и сонаты назывались партитами и дивертисментами. «Partita» - от ит. разделенная на части, «divertissment» - от фр. развлечение. В XVII веке соната, по отношению к исполнительству, произведение для одного или двух инструментов. Состав цикла еще не сформировался. Сонаты были небольшие по размеру, различные по композиции, писались для скрипки и клавира. Молодой жанр получил развитие благодаря И. С. Баху, который углубил образное содержание и обогатил импровизационную форму.

Родоначальником классической сонатной формы является выдающийся австрийский композитор Й. Гайдн (1732 1809). Среди клавирных сочинений Гайдна главное место занимают сонаты для клавира, хотя в раннем творчестве их можно назвать клавесинно-фортепианными ( в ранних сонатах композитора фортепианный стиль только формируется, а клавесин еще широко распространен, таким образом, происходит развитие от клавесина к фортепиано). Гайдн следует традиции И. С . Баха, первые 18 сонат ( до 1767 г. ) были созданы под влиянием творчества Ф. И. Баха. Композитор называет их партитами и дивертисментами, также композитор пишет сонаты для скрипки и фортепиано.

Классический сонатный цикл с типовым соотношением частей ( быстро медленно быстро) и формы складывается позже. И. С, Бах на всю жизнь стал образцом для Гайдна, он стал вдохновителем в ранних «романтических» и поздних произведениях. В поздних сонатах Гайдн следует классическому образцу сонатного цикла, в отличие от ранних, в них обогащается фактура, тематизм носит патетический характер, углубляются и развиваются вариационные приемы. Композитор хочет порвать со старым клавесинным стилем письма.

Число гайдновских сонат в точности неизвестно, что вполне объяснимо, исторической дистанцией по отношению к его творчеству и отсутствием опусной нумерацией у композиторов до Бетховена. В полное собрание сочинений Гайдна вошли 52 сонаты. В течении многих лет композитор работал над жанром клавирной сонаты, последняя соната была написана в 1798.

 

§ 2. Жанр клавирной сонаты в творчестве В. А. Моцарта

Моцарт один из величайших виртуозов своего времени. С детских лет он проявлял блестящее дарование импровизатора за клавесином или органом. Легкость и чистота пасажжной техники соответствовали изяществу и прозрачности фактуры в сочинениях композитора. Прежде чем писать сонаты для клавира, Моцарт создал 18 сонат для клавира и скрипки, а всего с 1763 1765 по 1788 гг. им написано 38 произведений для этого состава. Лишь в 1774 г. появилась его первая клавирная соната.

В сонатах Моцарт сознательно воспроизводит черты ранних сонат Гайдна, а зрелый Гайдн следует образцам Моцарта. Моцарт увлекался произведениями И. Х. Баха и Ф. И. Баха. Он усваивал и развивал черты клавирно-фортепианной манеры. Среди ранних сонат Моцарта произведения очень скромные по масштабу и характеру изложения, но уже можно отметить характерные черты стилистики композитора. Например, арии из зрелых произведений ( ария Сюзанны из 4-го действия оперы «Свадьба Фигаро» ) родственны по тематизму некоторых сонат ( andante cantabile из сонаты F-dur). Перелом в сонатном творчестве композитора происходит в 1777 1778 гг., произведения, созданные в Мангейме, приносят новый тематизм и стилистику. Сонаты C-dur и D dur (К. 309, 311) композитор трактует в концертном плане и причисляет их к своим «трудным» клавирным сонатам. Сонату D dur Моцарт сымпровизировал после своего последнего концерта в Аугсбурге, соната C-dur была создана, как сказал сам композитор, «…Потом….я неожиданно сыграл великолепную сонату в C-dur. Прямо так, из головы, с рондо в конце. Вот уж было и бурно, и шумно». Здесь видна лирическая выразительность, импровизационно-патетическое выражение и мелодизация всей фактуры.

В Парижский период Моцарт ставил перед собой новые творческие задачи, он уделил большое внимание работе над клавирной сонатой. Тогда композитор создает первую трагическую сонату a-moll (К. V 310), основное содержание которой мужественная борьба против тягостного болезненного гнета. В противоположность этому, Моцарт создает нетипичную сонату A-dur (К.V 331), она одна из всех, которая больше всего отклоняется от структуры сонатного цикла.

 

Глава 2

§ 1. Особенности сонатного цикла в сонате A-dur (К.V 331) В. А. Моцарта

 

«Favorite sonata» - исключительное произведение, с которым связано первое представление о творчестве Моцарта. Она относится к Парижскому периоду, может поэтому в ней видна раскрепощенность, свобода и причудливый финал alla Turca. Образы этой сонаты навеяны Моцарту Парижскими музыкальными впечатленипями.

 

 

В сонате 3 части:

1 часть вариации;

2 часть менует;

3 часть французское рондо alla Turca.

 

Все части написаны в одной тональности, эти признаки присущи более сюите, чем сонате.

Первая часть начинается с изложения мелодичной, грациозно-танцевальной темы. Размер 6/8 придает ей плавность движения. Простая двухчастная форма характерна для темы вариаций и не меняется в течении всей первой части. Варьирование жанровое и оранаментально-фигурационное. Шесть разнообразных по характеру вариаций подчеркивают различные особенности темы: вторая и пятая песенность; первая и четвертая изящность, грациозную остроту, третья оттеняет одноименным минором, в пятой и шестой изменен темп. Контрастность и завершенность вариаций не мешает цельности всего цикла, постоянными остаются гармония, тональность и форма (кроме третьей).

 

Первая часть Andante grazioso. Главная тема проходит в A-dur. Написана в простой двухчастной форме. Имеет танцевально-грациозный характер. Образ создает уже первый период ( пример 1), тема звучит на Р и в конце звучание оживляет sf.

Тема напоминает изящную французскую песенку. Во втором разделе происходит расширение второго предложения. В нем образуется своеобразный «диалог» между спокойными фразами и применением приема sf. Эта тема получит дальнейшее развитие в вариациях. Первая вариация создает кокетливо-взволнованный образ благодаря прозрачной фактуре (пример 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ритмика шестнадцатых, динамика р, «задыхающимися» короткими паузами, второе предложение контрастно. Это уверенный, сильный образ, который создается аккордовой фактурой. Немного угрожающе и одновременно комично з

Похожие работы

1 2 >