«Вифания, приют родимый…». Исследовательский проект

Преображенская церковь, по словам современников, была "замечательная по своей затейливости". И, действительно, очень немногие провинциальные храмы имели интерьеры, подобные главному

«Вифания, приют родимый…». Исследовательский проект

Статья

Туризм

Другие статьи по предмету

Туризм

Сдать работу со 100% гаранией

«Вифания, приют родимый…». Исследовательский проект

Карнаухова Екатерина, Калинина М. Л.

III Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

Введение

Сергиев Посад был знаменит не только Троице-Сергиевой Лаврой, но и своими окрестностями, где находились монастыри, скиты и пустыни. Спасо-Вифанский монастырь среди них один из самых древних. Он представлял собой комплекс памятников XVIII XIX веков. История основания, связанная с именем московского митрополита Платона, свидетельства современников, сохранившиеся гравюры и фотографии, архивные материалы говорят о том, что монастырь был одной из достопримечательностей Сергиево-Посадского края.[6, с. 3]

Именно поэтому мы решили изучить историю Спасо-Вифанского монастыря и жизнь, деятельность и культурное наследие основателя монастыря, выдающегося церковного деятеля России XVIII века московского митрополита Платона. Тем более что с наследием Великого пастыря мы сталкиваемся каждый день, так как живем рядом с его творением Спасо-Вифанским монастырем.

И пускай на сегодняшний день монастырь мало напоминает о былом великолепии, но восстановительные работы, которые сейчас ведутся, позволяют нам надеяться, что в скором будущем мы сможем снова гордиться великолепным архитектурным ансамблем возрожденного монастыря.

Изучая историю «своей малой Родины», мы стали понимать, что углубленные знания о месте, где ты живешь, о людях, которые здесь ранее жили и трудились, способны пробудить у человека любовь к родному краю, любовь к Родине и готовность ее защищать.

Все это и определило цель нашей работы:

разработать экскурсию по возрождающемуся Спасо-Вифанскому монастырю для членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскресной школы при Спасо-Вифанском монастыре.

Задачами проекта стали:

· Изучить историю Спасо-Вифанского монастыря, восстановить хронологию его создания;

· Изучить жизнь и деятельность московского митрополита Платона (Левшина) как основателя Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской семинарии;

· Обобщить и систематизировать изученный материал;

· Подобрать фотографии с видами монастыря в прошлом;

· Оформить собранный и изученный материал в виде экскурсии.

В процессе исследования мы встретились со старшим научным сотрудником Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Хруновой Н.В., настоятелем Спасо-Вифанского монастыря игуменом Даниилом; изучили работы ряда авторов: Снегирева И.М., Голубцова С., Голубинского Е.Е., Лещинского А.Н., Хруновой Н.В. и др. В этих работах достаточно подробно представлена история Спасо-Вифанского монастыря, жизнь и деятельность его основателя.

Характеристика этапов работы

1 этап работы исследовательский:

· изучение истории Спасо-Вифанского монастыря, который явился основообразующим моего микрорайона; восстановление хронологии его создания;

· изучение жизни и деятельности Московского митрополита Платона (Левшина) как основателя Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской семинарии;

2 этап обобщение и систематизация материала:

· обобщение собранного материла, написание работы;

· выступление с сообщениями на заседаниях школьного краеведческого объединения «Вифания»;

· создание компьютерного архива по истории Спасо-Вифанского монастыря;

· создание компьютерной презентации по истории Спасо-Вифанского монастыря;

3 этап популяризация:

· подготовка доклада по истории Спасо-Вифанского монастыря для ежегодной школьной научно-практической конференции;

· разработка и проведение экскурсии по возрождающемуся Спасо-Вифанскому монастырю для членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскресной школы при Спасо-Вифанском монастыре;

Результаты работы

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

· На 1 этапе изучив историю Спасо-Вифанского монастыря, я узнала, что он был основан в 1783 году настоятелем Троице-Сергиевой лавры, московским митрополитом Платоном (Левшиным), выдающимся церковным деятелем России. Поначалу монастырь существовал как кладбищенское отделение Лавры для погребения братии. Главной достопримечательностью монастыря была церковь Преображения Господня (1783-1786 гг.) уникальное сооружение овальной формы с двухъярусным алтарём. Вместо иконостаса возвышалась искусная гора Фавор, украшенная мхом, цветами, кустарниками и зверями.

· На 2 этапе было подготовлено сообщение о промежуточных результатах исследования, которое было представлено на заседании школьного краеведческого объединения «Вифания». Совместно с другими участниками объединения приняла участие в создании компьютерного архива по истории Спасо-Вифанского монастыря и подготовке компьютерной презентации «О тебе, моя Вифания…». Все эти материалы были использованы при написании данной работы.

· На 3 этапе был подготовлен доклад по истории Спасо-Вифанского монастыря для ежегодной школьной научно-практической конференции. И, наконец, была разработана и проведена экскурсия «Вифания, приют родимый…» для членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскресной школы (см. Приложении 1). Экскурсия рассчитана на 40 минут и включает 7 экскурсионных объектов:

· старое и новое здания Вифанской семинарии (в процессе восстановления);

· монастырская гостиница (в процессе восстановления);

· Храм Сошествия Святого Духа с приделом в честь Николая Чудотворца (ныне действующий);

· колокольня (в стадии завершения строительства);

· Преображенский храм (ведутся внутренние работы);

· Вифанские (Ершовские) пруды с плотиной бывшей монастырской водяной мельницы.

Для проведения экскурсии был подготовлен так называемый «портфель экскурсовода», который включает в себя 19 фотографий.

Перспективы дальнейшего исследования:

· продолжение работы по изучению истории Спасо-Вифанского монастыря, в частности поиск материала о тех, кто когда-то был похоронен на его территории;

· изучение истории Вифанской семинарии и поиск материала об ее учащихся;

· разработка буклета о прошлом и настоящем Спасо-Вифанского монастыря;

· разработка новых тем экскурсий, например «Вифанская семинария», «История микрорайона Птицеград (на его территории в настоящее время находится Спасо-Вифанский монастырь) и другие.

Заключение

Благодаря этой работе мы больше узнали об истории создания Спасо-Вифанского монастыря и духовной семинарии, о человеке, стараниями которого преобразилось то место, которое мы называем «Малой Родиной». Мы будем продолжать изучение истории своей Малой Родины, так как без знания истории родного края невозможно осмыслить историю России.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст экскурсии «Вифания, приют родимый…»

Способ передвижения пешеходная.

Продолжительность 40 мин.

Состав участников экскурсии школьники.

Маршрут экскурсии:

Колокольня → Преображенский храм → церковь Сошествия Святого Духа → старое здание Вифанской семинарии → новое здание Вифанской семинарии → монастырская гостиница → Вифанские (Ершовские) пруды.

Остановка 1 в сквере напротив входа в Спасо-Вифанский монастырь.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашего с вами микрорайона Птицеград. Но это современное название, а раньше, 200 лет назад, это место называлось Вифания, и было оно уединенным, вдали от главных дорог. Вот как писал об этом месте митрополит Платон: «Место это «яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное ». Именно сюда решает удалиться и «окончить свои последние годы в тишине» Московский митрополит Платон, который и основал здесь Спасо-Вифанский монастырь. Сейчас мы видим, как он возрождается, а раньше он выглядел иначе (показ фотографий 1 и 2 из «портфеля экскурсовода»).

Его основателем являлся Московский митрополит Платон (Левшин) выдающийся церковный деятель России второй половины XVIII начала XIX веков (показ фотографии 3). Митрополит Платон (в миру Петр Георгиевич Данилов) родился в 1737 г. Фамилию Левшин он получил, учась в Славяно-греко-латинской академии, располагавшейся в Московском Заиконоспасском монастыре. Еще до окончания академии Петр Левшин стал преподавать в ней поэтику и греческий язык. В 1758 г. он был приглашен учителем риторики в Московскую семинарию, находившуюся в Троице-Сергиевой лавре. Там в возрасте двадцати одного года он принял иноческое пострижение под именем Платона.

В 1761 г. Платон был назначен ректором семинарии и учителем богословия. А в 1763 г. императрица Екатерина II своим указом возвела его в сан наместника Троице-Сергиевой лавры. Спустя несколько месяцев он становится придворным проповедником и законоучителем наследника престола Павла Петровича.

В 1766 г. Платон по высочайшему повелению был произведен в архимандриты Троице-Сергиевой лавры и вскоре стал членом Св. Синода. А в 1770 г. наречен архиепископом Тверским с сохранением звания архимандрита Лавры. Через пять лет указом императрицы архиепископ Платон был переведен из Тверской епархии в Московскую, и в 1787 г. ему был пожалован сан митрополита Московского.

Однако в 1792 г. он просит Екатерину II освободить его по состоянию здоровья от епархиального управления, но оставить при этом архимандритом Лавры. Его просьба была удовлетворена, и Платон получил возможность проводить большую часть времени в Лавре. Управление епархиальными делами на время его отсутствия в столице поручалось викари

Похожие работы

1 2 3 4 > >>