Доклад

  • 1. Положения по организации и проведению межведомственных проверок лесного хозяйства
    Экология добавлен 12.01.2009

    Дополнительной проверке при анализе деятельности лесхозов могут подлежать следующие вопросы:

    • соблюдение лесхозами правил предоставления участков в краткосрочное пользование, предусмотренных действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами;
    • качество лесной охраны (количество, характер и динамика выявляемых нарушений), качество оформления актов, частота и результативность передачи дел в суд);
    • объемы рубок, осуществляемых лесхозами: а) собственными силами (исходя из имеющихся мощностей);
      б) объемы лесозаготовок, осуществленных с переуступкой прав как законной, так и незаконной. К законным могут быть отнесены переуступки прав, оформленные договорами найма, к незаконным - все остальные. При выявлении незаконных переуступок прав необходимо в установленном порядке ставить вопрос о выплате лесхозами и фирмами, фактически осуществляющими заготовку леса, штрафных санкций. При анализе переуступок всех видов необходимо подсчитать суммы не поступивших в бюджет лесных податей;
    • объемы торговли лесом и цены на отпускаемую древесину. Необходимо получить данные об объемах продаж и ценах на древесину франко-лесосека, франко-склады (верхний и нижний), франко-дорога и т.д. Случаи продажи древесины франко-лесосека (франко-пень) нуждаются в выборочной проверке с выездом на место и с проверкой покупателей, в том числе силами налоговой инспекции и полиции, на предмет выявления, кто на самом деле осуществлял заготовку леса на этом участке и по какой цене на самом деле была продана древесина. При выявлении фактов незаконной переуступки нарушителям выставляются соответствующие иски. Результаты этой работы учитываются при анализе налогово-финансовой ситуации в лесном секторе;
    • оказание платных услуг. Проверке подлежит перечень платных услуг, оказываемых лесхозами и порядок формирования цен на эти услуги. В идеале, порядок формирования цен должен быть "прозрачным", т.е. любой заготовитель до получения лесорубочного билета (до победы на лесных торгах либо аукционе) должен иметь возможность рассчитать объемы дополнительных платежей, неизбежных при реализации права заготавливать лес. Если этого нет, то как минимум цены на оказываемые услуги и объемы оказанных услуг должны во всех случаях оформляться договорами либо соглашениями между заготовителями и лесхозом. При анализе этого вопроса необходимо учитывать, что лесхозы не имеют приоритетного права на оказание платных услуг. Любые отказы лесхозов признать результаты услуг, полученных от других фирм должны расцениваться как нарушения, конечно если результаты работы других фирм соответствуют лесохозяйственным требованиям;
    • качество ведомственного контроля. Необходимо обратить внимание на соответствие ведомственного контроля за качеством ведения лесного хозяйства требованиям отраслевых инструкций и стандартов. При этом, особое внимание должно быть уделено оценке качества работ, выполняемых силами лесхоза, особенно, если объемы ликвидных рубок ухода, осуществляемых лесхозом превышают 50 тыс.кбм в год. При проверке этих вопросов внимание должно быть уделено участию управления лесами в проверках качества ведения лесного хозяйства. Помимо количества проверок, необходимо обратить внимание на количество и характер выявленных нарушений, соответствие законодательству и эффективность принятых мер. Отдельно контролируется качество охраны обходов, качество и эффективность охраны лесов от пожаров, защиты леса от вредителей и болезней, наличие и участие службы защиты леса в текущей деятельности лесхозов (назначение и согласование выборочных и сплошных санитарных рубок и иных лесозащитных мероприятий);
    • официальная переписка, договора (соглашения), подряды на выполнение работ;
    • иные вопросы, например, экономические и финансовые, согласно планов работы комиссии.
  • 2. Анализ эффективности гидроразрыва пласта на разведочных скважинах
    География добавлен 12.01.2009

    Бурение новых скважин требует привлечения значительных капитальных вложений. Для уточнения характера насыщения и фильтрационно-емкостных свойств продуктивных пластов в слабоизученных зонах месторождения проводится расконсервация и пробная эксплуатация разведочных скважин. Бурение разведочных скважин на Южно-Пырейном и Восточно-Таркосалинском месторождениях производилось в 1980-1990 гг., т.е. период консервации скважин, в среднем, составляет 10 - 15 лет.

  • 3. Когда правительство бессильно
    Экология добавлен 12.01.2009

    Не следует недооценивать роли и возможностей общественности, неправительственных природоохранных организаций в сохранении уникальных природных ландшафтов, формировании экологической политики в масштабах целых регионов. Так, широкую известность получила деятельность природоохранных неправительственных организаций в Карелии, выступающих за сохранение последних массивов малонарушенных естественных лесов республики (занимающих, вместе с расположенными на их территории озерами и болотами, а также вместе с уже существующими заповедниками и национальными парками около 11% от всей территории Карелии). Власти Карелии, а также представители многочисленных структур, управляющих лесозаготовками и экспортом древесины, категорически отказывались и отказываются не только признавать предложения неправительственных организаций в качестве заслуживающих рассмотрения, но и не соглашаются на какие-либо контакты или переговоры. Промышленникам (причем часто не только российским) постоянно выделяются участки леса в рубку в пределах сохранившихся уникальных лесных массивов. Древесина из этих массивов продается практически за бесценок. Тем не менее, большинство из наиболее ценных массивов до сих пор удается сохранить от лесозаготовок; более того - отдельные участки правительство Карелии все же вынуждено было зарезервировать под организацию особо охраняемых природных территорий. Работу неправительственных природоохранных организаций по сохранению уникальных таежных массивов Карелии, учитывая высокую криминализованность лесного комплекса республики и крайнюю заинтересованность властей в продаже последних массивов естественной тайги лесозаготовителям, можно считать довольно успешной. И это несмотря на то, что огромной армии правительственных чиновников, лесозаготовителей, крупнейших транснациональных лесозаготовительных корпораций, а иногда и просто бандитов противостоит лишь несколько десятков сотрудников природоохранных неправительственных организаций.

  • 4. "Career in hotel industry"
    Иностранные языки добавлен 07.10.2010
  • 5. "Вишнёвый сад" А.П.Чехова
    Литература добавлен 09.12.2008

    Смысл жизни она видит лишь в сменяющихся личных удовольствиях, в сердечных увлечениях, но и здесь она не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. В сущности это всего-навсего чувствительно-слезоточивая, капризная и легкомысленная барыня, с весьма не глубокими, быстроменяющимися настроениями. Лично у меня Любовь Андреевна вызывает неприязнь, это действительно человек прошлого, отживающий свой век, потому что она уже не сможет жить по-новому, не сможет изменить свои жизненные принципы. У действующих лиц «Вишнёвого сада» противоречие между социально-типическим и индивидуальным наиболее резко проявляется в характере купца Лопахина.

  • 6. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)
    Литература добавлен 09.12.2008

    Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печерин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?" Этот спор прверяется тремя примерами, тремя смертельными схваиками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком; в-третьих, отважный брасок Печерина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печерин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно было с чем ".

  • 7. "Евгений Онегин"
    Литература добавлен 09.12.2008

    Печорин воплощает такие качества, как развитое сознание и самосознание, "полнота чувств и глубина мыслей", восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества, духовно-нравственная свобода, деятельное самоутверждение целостного существа и т.п. Но, будучи сыном своего времени и общества, он несет на себя и их неизгладимую печать, сказывающуюся в видовом, ограниченном, а подчас и искаженном проявлении в нем родового. В личности Печорина наблюдается особенно характерное для социально неустроенного общества противоречие между его человеческой сущностью и существованием, "между глубокостию натуры и жалкостию действия одного и того же человека". (Белинский) Однако, в жизненной позиции и деятельности Печорина больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Печатью мужественности, даже героизма, отмечено его ни перед чем не останавливающееся отрицание неприемлемой для него действительности; в протесте против которой он полагается только на собственные силы. Он умирает, ни в чем, не поступившись своими принципами и убеждениями, хотя и не совершив того, что мог сделать в иных условиях. Лишенный возможности прямого общественного действия, Печорин стремится, тем не менее, противостоять обстоятельствам, утверждать свою волю, свою "собственную надобность", вопреки господствующей "казенной надобности". Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные, "последние" вопросы человеческого бытия - о цели и смысле жизни человека, о его назначении. В ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет: "Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения. Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни". Жертвой своеволия Печорина становится Бэла, насильственно вырванная из ее среды, из естественного течения ее жизни. Погублена прекрасная в своей естественности, но хрупкая и недолговечная гармония неискушенности и неведения, обреченная на неизбежную гибель в соприкосновении с реальностью, хотя бы и "естественной" жизнью, а тем более со все более властно вторгающейся в нее "цивилизации".

  • 8. "Зелёные деньги" Республики Беларусь
    География добавлен 09.12.2008

    (около 1/4 общего объема лесосеки). Согласно соглашению между Минлесхозом и Всемирным банком, который выдал отрасли кредит на развитие лесного хозяйства с условием либерализации цен на древесину и создания системы продажи леса на корню, на аукционах должно продаваться до 80% леса. Конечные цены на аукционах превышают стартовые в 56 раз, что вызывает недовольство неконкурентоспособных госпредприятий, проигрывающих торги. Оставшаяся часть древесины (около 3,3 млн. куб. м) реализуется по договорным ценам (превышающим таксовые на 3040%) строителям, предприятиям леспрома и т.п.

  • 9. "Конармия". Анализ новеллы Бабеля "Мой первый гусь"
    Литература добавлен 09.12.2008

    Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и отсутствие связи между ними. Чтобы показать всю ценность жизни. Этого он добивается использую глаголы совершенного видов: особенно - в глаголах стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется именно рядом с нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны: «…подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”, логически не связанных между собой. Всё как бы построено по схеме краткости. Структура стиля Бабеля предсталение живого мира как нечто осколочное и оборван, нет в нем цельности.

  • 10. "Молодая гвардия" А. Фадеева
    История добавлен 09.12.2008

    Но после того, как молодогвардейцы украли новогодние подарки, немцы специально следили за тем, кто продаст эти подарки и выследили мальчика, которого действительно отправила на рынок «Молодая гвардия». Мальчик не выдержал долгих мучений и выдал трёх членов организации, одним из которых был Стахович. Этот молодой человек был стоек, самолюбив, умён, но при встрече с опасностью становился трусом. Он - то и выдавал членов «Молодой гвардии». Все остальные держались стойко, переносили жуткие муки молча, скрипя зубами, они достойно отвечали на вопросы немцев, и никто из них не сдался, не выдал товарищей, не нарушил клятву.

  • 11. "Необъятные силы" и трагическая участь Печорина
    Литература добавлен 09.12.2008

    Печорин обречен на непонимание окружающих. Его внутреннего мира не смог постичь и добросердечный Максим Максимыч, который не видел глубины страданий Печорина после смерти Бэлы: "…его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя". Он просто не привык передавать свои страдания так, чтобы их видели другие. И только по оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной силе переживаний героя. Поэтому мы не можем осуждать Печорина при последней встрече его со штабс-капитаном. Просто он служил Григорию живым напоминанием о горьком прошлом. Его поведение не является признаком духовной пустоты.

  • 12. "Политическое завещание" Ленина
    Политология добавлен 09.12.2008

    Да, просмотрев замечания некоторых историков, можно прийти к выводу, что это действительно было стремление Ленина вовлечь самый массовый класс страны в революционную перестройку. Это, по мнению не только Ленина, но и его соратников по партии, полностью соответствует второму варианту ответа на важнейший вопрос. Сегодня в России много различных партий и очень обидно, что большинство из них проповедуют генеральный лозунг «Отнять и поделить!». Большинство политиков не видят другого пути решения проблем целой страны. Почему Ленин, не ищет решения в повышении производительности труда? Почему его последние работы затрагивают лишь личностные аспекты партийной политики? Ответ прост и не очень приемлем: он мало что понимает в то время, когда почти прошла эпоха речей, когда нужно было делать конкретное дело, а не произносить лозунги, уже даже не перед толпой пролетариев, а перед имеющими свои интересы функционерами. Наивная игра старца, живущего в ирреальном мире.

  • 13. "Преступление и наказание" - роман-предупреждение
    Литература добавлен 09.12.2008

    Роман ”Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Его страшили все усиливающаяся власть денег, падение нравственного ориентира, обилие преступлений, с которыми ему приходилось сталкиваться на каждом шагу. И он настойчиво искал выход из кричащих противоречий буржуазного общества. Писатель попытался решить вопрос о пагубности анархического бунта, о возможности изменить существующий миропорядок без революционных потрясений, путем перевоспитания человека через проповеди религиозного смирения и очищающего страдания. Он поставил и попытался решить также глобальные вопросы бытия, как жизнь и бессмертие, добро и зло в окружающем мире, вера и безверие, отношение общества к личности. В романах и повестях Достоевского, в его публицистических выступлениях и литературно-критических статьях отразилась тревога писателя за судьбу человечества, стремление предостеречь его от пагубных последствий учений, иных радетелей всемирного счастья, призывающих пожертвовать во имя торжества абстрактных “теорий” миллионами жизней. Все эти идеи будут говорить, что они и только они спасут мир и только они знают истину, но мир не может быть спасен насильно. Задача не в простом соединении всех частей человечества и всех дел человечества в одно общее дело. Можно себе представить, что люди работают вместе над какой-нибудь великой задачей и к ней сводят и ей подчиняют все свои частные деятельности; но если эта задача им навязана, если она для них есть нечто роковое и неотступное, если они соединены слепым инстинктом или внешним принуждением, то хотя бы такое единство распространялось на все человечество, это не будет истинным всечеловечеством, а только огромным “муравейником”. Против такого муравейника со всей силой восставал Достоевский, видя в нем прямую противоположность своему общественному идеалу. Его идеал требует не только единения всех людей и всех дел человеческих, но главное - человеческого их единения. Достоевский видел, что человечество не может уйти с этого пути, пути насилия над личностью. И он предвидит апокалипсис, история подтверждает его правоту. Сколько всевозможных идей пленяли ум человечества: бонапартизм, большевизм, фашизм. И что самое важное - эти идеи не умирают, а находят новую почву для процветания. На каждом витке истории появляются новые идеи, и они углубляют раскол в обществе. Этот раскол привел человечество к “холодной войне”, когда уже жизнь всего человечества находиться в руках одного человека. Люди, которых пленяли идеи, рукоплескали Сталину, Гитлеру и другим диктаторам. Неокрепшим разумом руководило “белое братство”. По своему принципу, по идеи, ненужных и лишних людей убивал Чикатило. Многие герои Достоевского существуют, видоизмененными в нашем обществе. И поэтому нужно во чтобы то ни стало избавиться о любых форм насилия. Все эти прообразы героев Достоевского в нашей жизни дают возможность назвать его произведения, не только “Преступление и наказание”- произведениями-предупреждениями.

  • 14. "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы
    Литература добавлен 09.12.2008

    В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал величайшее произведение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Открытие и публикация в 1800 г. "Слова" сыграли важную роль в развитии всей русской литературы. Это произведение обозначило исторические дали отечественной художественной культуры, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе, что произведения древнерусских писателей находятся в ряду виднейших памятников мировой литературы. Интересы развивающегося древнерусского государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обличать распри и междоусобицы. Многими чертами "Слово" связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки эпических приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью. Летописи тех времен не блистали изяществом литературного языка. В них он был сух, документален, но ведь летописец и должен был рассказывать только то, что видел, без всяких искажений и прикрас это было главное правило написания летописей. "Слово" ни на шаг не отступает от этого правила, наоборот, в нем события изложены правдивее, чем в других "свидетельствах истории". Безымянный автор сам указывает на то, что он не будет петь незаслуженную хвалу, как это делал Боян, знаменитый сказитель тех времен, да и как можно восхвалять, ведь поход, о котором идет речь, окончился неудачей! Конкретная тема, которой посвящено "Слово о полку Игореве", неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в "Слове" уделяется немало внимания, а русский народ, Русская земля. Именно эта любовь к родине, к русским людям до предела усилила чувства автора, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к родине, явилась вдохновительницей и определила выбор художественных средств в "Слове", усилила наблюдательность автора, вдохнула в него подлинное поэтическое воодушевление, придала высокую идейность его произведению. В "Слове" нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход против половцев и поражение русского войска для автора только повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь. Все "Слово о полку Игореве" проникнуто пафосом защиты родины, объединения Русской земли. В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила от Русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололе-помешала его конному войску подоспеть вовремя. Повидимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от участия в походе. Вот почему в 1185 году Игорь отправился в поход против половцев со своими союзниками без уговора с киевским князем Святославом. Его планы простирались очень далеко он надеялся отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань. Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычей алчных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей. Как подлинный выразитель интересов всего населения Руси, страдавшего от раздоров князей и нашествий половцев, он призывает прекратить междоусобные войны и объединиться против внешних врагов. Эта мысль единение русских против общих врагов является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор "Слова" видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю. Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, где Святославу снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняют Святославу, что сон этот сбылся: Игорь, князь, новгород-северский, потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит "золотое слово", в котором упрекает Игоря и его брата Всеволода за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни самонадеянно пошли на половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор "Слова" напоминает им, как они сильны, как сильна их дружина, и просит "вступить в стремя" за землю Русскую, он видит русских князей могущественными и славными. Но вот гневная нота в голосе автора сменяется нежной и лирической: он вспоминает юную жену Игоря, Ярославну, и приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу. Она тоскует и умоляет их о возвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны "прыснуло море в полночь, закрутились смерчи на море": Игорь бежал из плена. Описание побега Игоря одно из самых поэтических мест в "Слове". Заканчивается произведение радостно возвращением Игоря и пением ему славы при въезде в Киев. Автор "Слова" одним из первых стал использовать многие литературные приемы, он применял разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты, контрасты, олицетворения. А какие картины природы вводит автор в произведение! Вообще, в летописях того времени если и встречалось описание природы, то это был неподвижный, мертвый пейзаж, который непосредственно связан с событиями, например, описание местности, где происходило сражение. В "Слове" же природа просто оживает. Через природу автор доносит до нас настроение, атмосферу событий; природа оживляет строки повествования. В основе силы и свежести человеческих чувств автора "Слова" лежала его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и формы поэмы. Идее единения перед лицом страшной внешней опасности, т. е. перед нашествием кочевников, подчинено все содержание "Слова". Призыв к единению проникнут самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине. Чувство это пронизывает все произведение, оно покоряет и нас, современных читателей. Оно наполняет наши сердца печалью при описании поражения русского войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее защитников, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси обрела огромную известность и популярность, выделилась из всех подобных произведений тех времен. Художественное своеобразие, необыкновенный поэтический язык "Слова", высокое мастерство автора сделали его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма.

  • 15. "СтранныйТургенев"
    Литература добавлен 09.12.2008

    Инструменты Топорова как исследователя и читателя - это контрпереживание, фильтрация фактов через призму импрессионизма. Это совершенно новый и необычный подход, претензия обнаружить и показать то, чего раньше не было в русской классике. Для такого подхода становятся актуальными приемы психоанализа. Например, описание родовых и генетических травм, - деспотичной матери, красавца и Дон Жуана отца красной нитью проходят через всю биографию писателя и предопределяют появление главного комплекса, главного архетипа Тургенева - морского, всюду словно бы преследующего его. На самом деле, подбор подобных примеров впечатляет: «Вешние воды», «Накануне» - описание Царицынских прудов, в рассказе «Касьян с Красивой мечи» небо. Вот цитата из этого произведения, описание неба «бездонное море... оно широко расстилается под вами, деревья... словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянно ясные волны... Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг все это море, ... все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетание, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби». Вот он, морской синдром, морской архетип в действии. Море ритмически отмеривает наступление жизни и смерти, соединяет сознательное с бессознательным и так с раннего детства. В свою очередь сама книга Топорова ритмическим чередованием и монтажом цитат Тургенева, других классиков, стилистически однородных комментариев - завораживает, постепенно обнаруживая свою власть над читателем. Текст её, этой книги, как бы прошит словами «роковой», «безысходный», «трагический», «темный», «пленник фатума».

  • 16. "Таинство венчания"
    Культура и искусство добавлен 09.12.2008

    Говорят, церковный брак - решение бесповоротное и развестись можно только в загсе, а «развенчаться» - нет. На самом же деле церковный брак может быть расторгнут. Но только в особых случаях:

    • прелюбодеяние (особенно если есть свидетели этому);
    • психическая неполноценность супруга;
    • один из супругов скрыл какую-нибудь болезнь (например, заболевания СПИДом, сифилисом, проказой и т.п.); недопустимая степень родства, которая выяснилась после брака (например, супруги оказались родными или двоюродными сестрой и братом); длительное безвестное отсутствие супруга (5 лет);
    • неспособность к исполнению супружеского долга, наступившая до брака. Если в первую брачную ночь выяснится такая неприятность, брак можно расторгнуть. Но если сначала в браке было все в порядке, а потом разладилось, то придется с этим смириться;
    • хронический алкоголизм, наркомания, подтвержденные медицинскими документами;
    • использование одного из супругов для извлечения личной выгоды (например, муж ради денег заставляет жену заниматься проституцией).
  • 17. "Тарас Бульба". Трагедия Андрия: конфликт чувств и обязанностей
    Литература добавлен 09.12.2008

    Для Гоголя совершенно определенно просвечивает особая тема Андрия. Интересно проследить, как она развивается, как постепенно и неизбежно определенная поэтизация героя сменяется развенчанием. Смелый, горячий, необузданный Андрий «погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Не раз восхищался Тарас своим сыном, видя, как Андрий «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то , на что никогда бы не отважился хладнокровный и разумный»Под Дубно «Андрий же, сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце». Проникнув в осажденный город и еще до встречи с дочерью ковенского воеводы (хотя, конечно, уже с особым настроем души), Андрий войдет в монастырскую церковь, вначале невольно остановится при виде католического монаха, но почти тотчас забудет, что это монастырь чужой веры. «Весь алтарь в своем далеком углублении показался вдруг в сиянии, кадильный дым остановился на воздухе радужно освещенным облаком. Андрий не без изумления глядел из своего темного угла на чудо, произведенное светом.» Всего несколько мгновений, и где-то уже очень далеко Запорожскую Сечь. Душе Андрия доступно чужое: красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города. Панночке он скажет: «Погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко»

  • 18. "Теория" и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
    Литература добавлен 09.12.2008

    Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил, а не старушонку».

  • 19. "Теркин" Твардовского
    Литература добавлен 09.12.2008

    В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, - несравнимы.

  • 20. "Mother Russia": гендерный аспект образа России в западной историософии
    Философия добавлен 12.01.2009

    Что касается контекста, в который помещаются гендерные характеристики России, то для него свойственны общие закономерности отношения к Иному: феминная инаковость способствует возникновению как «русофильских», так и «русофобских» представлений.
    Женственная Россия вызывает симпатию благодаря своей близости к природе, открытости, душевности, приоритету любви над законом, братству, преодолевающему западный эгоизм. Особое значение в секулярный, прагматический век Европа придавала русской религиозности. Так, Грэхем пишет, что Святая Русь - это душа Европы, это «наш союз с Богом» [5, с. 329-331], и уподобляет Запад библейской Марфе, которая «печется о многом», Россию же - Марии, которая думает о Боге [12, с. 252, 253]. Идея комплементарности России и Запада, воплощающих различные ценности, нашла выражение в тезисе Р. Штайнера о грядущем духовном браке между германством и славянством (причем первое символизирует, разумеется, мужское начало, тогда как второе - женское) [13, с. 310].
    Еще более значительной миссия России выглядит в тех концепциях, где ей отводится роль спасительницы Европы: «Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе... Россия - единственная страна, которая способна спасти Европу и спасет ее...» 2, с. 33, 34].
    Причины симпатий к женственной России - как и сама потребность западной культуры в таком образе - в какой-то степени проясняются при более внимательном рассмотрении мифа о русской женщине, который прочно вписан в историософский нарратив не только в России, но и на Западе. Приведем несколько характерных суждений: «Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни» (курсив мой. - О. Р.) [2, с. 184];
    она «объединяет в себе все преимущества своих западных сестер», не имея их недостатков [2, с. 184]; она разделяет все интересы любимого мужчины, но при этом сохраняет свою женственность и не оставляет дом [14, с. 275]; она ни в коем случае не «синий чулок» [2, с. 184].
    Для патриархальной культуры такой вариант решения женского вопроса представляется, пожалуй, идеальным, поскольку снимает одно из основных противоречий - как совместить все милые сердцу мужчины женственные добродетели (мягкость, нежность, такт) с женской потребностью в достижениях, с интеллектуальным развитием, с ориентацией на успех в политике или бизнесе? В андроцентрической картине мира женщина представлена либо как «восточная» (со всеми ее плюсами и минусами), либо как «западная» - tertium поп datur. России же как «Востоко-Западу» и здесь дан третий путь, синтезирующий все преимущества и Востока, и Запада, - ход мысли, который типичен для логики «русской идеи» 6. Вопрос же о том, почему бы русской женщине не совмещать в себе не преимущества, а недостатки и Востока, и Запада (подобно тому как Россия может быть не только Евразией, но и Азиопой), просто не ставится. Поскольку Иное - это место, где возможно «нигде и никогда», постольку оно является на редкость удобным ментальным пространством для конструирования самых произвольных схем. Подтекст рассуждений западных авторов о русской женщине таков: «наши», европейские, феминистки требуют изменения «статус-кво», мотивируя это высоким уровнем своего личностного развития. А вот есть такая женщина - русская, есть такое место на земле - Россия, где женщины нисколько не уступают западным сестрам, но при этом остаются женственными и милыми существами и не стремятся к равноправию «пофеминистски».
    Однако Иное вызывает не только восхищение и упования на преображение неправедной реальности, но также непонимание, страх и неприязнь. Женщина как Иное - и святая, и блудница; и Мария, и Ева; и надежда на спасение, и грехопадение. Подобный дуализм заметен и в облике феминной России: П русофобские» умопостроения коррелируются с женофобиеи. России инкриминируются феминные же непредсказуемость, нестабильность, иррациональность, неспособность к самоконтролю, неумеренность во всем: доброта и милосердие и те вызывают опасения - ведь даже с самыми благими намерениями Россия может задушить в своих «медвежьих объятиях». Россия как «империя зла» - это рабье смирение, отсутствие уважения к праву, поглощение личности безликим коллективом.
    В таком контексте идея необходимости контроля над Россией - подобно тому как каждой женщине необходим контроль со стороны мужчины выглядит на Западе вполне разумной и естественной. Эти сентенции обретают особую эффективность еще и потому, что отношения между мужчиной и женщиной традиционно воспринимаются как едва ли не наиболее легитимный, естественный и не подлежащий сомнению вид социальных связей и социальной иерархии. И если проанализировать, например, гендерную нагруженность норманнской теории (в широком смысле), то обнаружится все та же модель взаимодействия - славянская бесформенная стихия оформляется германским маскулинным элементом. Так, А. Розенберг в «Мифе XX века» пишет, что в основе арийской культуры лежат мужественные ценности, аполлоническое начало, в то время как в основе культуры неарийской - женственное, дионисийское [15, с. 48-50]; ярким примером арийской маскулинной активности он называет культуртрегерскую деятельность варягов на Руси [15, с. 102-104]. И по мнению А. Гитлера, организующее, оформляющее начало в России - это всегда немцы [16, с. 556], в его речах мужественные германцы противопоставлены женственным славянам [17, с. 25; 18, с. 137].
    В таком ракурсе становится понятнее динамика отношения отечественных авторов к идее женственности России. В дни мира ее могли принимать с безразличием, с благосклонностью, с восторгом: в феминности России видели возможность особого пути для нее (см. [19]). Однако в периоды обострения международной обстановки русские мыслители воспринимали подобную гендерную трактовку оппозиции «РоссияЗапад» как некую идеологическую диверсию. Показателен пример изменений в воззрениях В. Розанова. В одной из статей 1911 года он предлагает свой комментарий к «распространенному в Германии мнению о женственности русских, которые в сочетании с мужественной тевтонской расой дадут чудесный материал для истории» [20, с. 322]. Мыслитель соглашается с тем, что Россия - «женщина, вечно ищущая жениха, главу и мужа» [20, с. 329], но вместе с тем подчеркивает, что женская уступчивость и мягкость «оказываются» силой». Жена входит в дом мужа как ласка и нежность в первый миг, но уже во второй она делается госпожой [20, с. 329]. Так и европейцы оказываются побежденными русской женственностью; они сами отдаются русскому началу, отрекаются от «самой сущности европейского начала - начала гордыни, захвата, господства» [20, с. 329].
    Однако в годы Первой мировой войны означенный способ аргументации представляется Розанову явно недостаточным и неубедительным. В работе 1915 года мыслитель решительно возражает против идеи женственности русских, усматривая в ней оправдание германского империализма с его тезисом, что славяне - это «прирожденно рабская нация». Розанов подчеркивает, что ныне поднялся этот «бесхарактерный» и «женственный» русский мужик, чтобы показать соседям, что не такая уж он «баба», как рассчитывает его сиятельство прусский юнкер [21, с. 30, 31].
    Похожие оговорки в различные периоды своего творчества сочли необходимым сделать Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский, М. Меньшиков, В. Эрн и другие отечественные авторы [22, 23, 12, 24, 19].
    Критике подверглась не только идея женственности России, но и сам расхожий образ русской души, который и позволял соотносить «русскость» с феминностью. Один из наиболее убедительных вариантов альтернативного образа России принадлежит перу И. Солоневича, возлагавшего значительную долю вины за феминизированный (пассивность, мягкость, любовь к страданию, неспособность к государственному строительству) образ русского мужчины на русскую же литературу и философию, которые, по его оценке, фактически и провоцировали немцев на агрессию [25].
    Подобные атаки отечественных авторов на идею женственности России могут показаться слишком резкими; ведь, как было отмечено, симпатии к русской культуре, убежденность в ее мировом значении также коррелируются с образом России-женщины. Однако обратим внимание на то, какое место в мире отводится женственной России в работах авторов, настроенных вполне «русофильски». Так, Грэхем называет Россию «женой западного человека», так как она «ближе к земле» и «дает нам хлеб» [5, с. 327]. Гендерное разделение труда оказало влияние и на другой аргумент этого английского автора: «Святая Русь мрлится за нас и поддерживает огонь домашнего очага, в то время как мы отправляемся в мир» [5, с. 329], т. е. России-женщине отводится приватная сфера, в то время как Англии-мужчине - публичная. «Англии необходима Россия, живущая по принципам святости и простоты, как каждому мужчине необходима женщина - из-за пищи, которую она ему готовит, и из-за молитв, которые она возносит за него» [5, с. 328]. Всех ли россиян устроит такое понимание комплементарности маскулинного Запада и феминной России?
    А вот как видится миссия России другому «русофилу», Шубарту: «Россия не стремится ни к завоеванию Запада, ни к обогащению за его счет - она хочет его спасти. Русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности. (...)Она переливается через край - на Запад. (...)Она намерена не брать, а давать. Она настроена по-мессиански» [2, с. 29]. Русь потому Святая, что готова пожертвовать собой, пренебречь своими интересами ради спасения Запада? Еще Дж. С. Милль когда-то обратил внимание на то, что сакрализация женщины в европейской культуре всегда включала представления о ее жертвенности и альтруизме (см. [19, с. 115]). И не удивительно, что тот же Солоневич откровенно смеется над шубартовским пониманием смысла бытия России [25, с. 386, 387]. Здесь вполне уместны параллели с феминистской критикой культа женственности;
    как известно, тот оценивается как своеобразная идеологическая ловушка, при посредстве которой женщины вытесняются из публичной сферы и лишаются возможности развивать свои общечеловеческие способности. И вслед за «Мистикой женственности» Б. Фридан впору писать о «Мистике русскости»: быть может, женственной России с ее всечеловечностью, смирением, загадочностью, соборностью, милосердием и любовью, России как «радикально Иному» позволено включаться в мировой контекст только как «империи Зла» или как заботливой женушке и жертвенной матери?
    В заключение еще раз подчеркнем значимость изучения проблемы гендерного аспекта образа России: и потому, что это расширяет круг источников анализа стереотипов маскулинности и феминности, и потому, что позволяет открыть новые грани в исследовании одной из самых иррациональных сфер человеческого бытия - национальной.