Доклады по предмету психология

Доклады по предмету психология

Формально-динамические и психологические основания социального интеллекта

Доклад пополнение в коллекции 24.02.2012

В.М.Русалов не только обосновал существование коммуникативного наряду с предметным аспекты темперамента, но и разработал методику диагностики структуры обеих сторон темперамента (1). Нас, прежде всего, интересует коммуникативный аспект темперамента. Этот аспект темперамента представлен следующими свойствами: социальной эргичностью (от греч. ergos - работа), социальной пластичностью, социальным темпом и социальной эмоциональной чувствительностью. Выделение этих свойств социального аспекта темперамента связано с обобщенным представлением о работе психических систем. Эргичность характеризуется степенью потребности человека в действиях, задачах. Пластичность - степенью гибкости его мышления, переключения, стремления к разнообразию задач, форм деятельности способов решения этих задач. Темп - скоростью психических и моторных действий человека, решения задач. Эмоциональная чувствительность - силой эмоциональной реакции на расхождение между задуманным и реальным действием и результатом решенной задачи.

Подробнее

Есть стресс? Будем бороться!

Доклад пополнение в коллекции 21.12.2011

Объективизация стрессов. Суть этого метода заключается в умении отличать неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и т.д. Иначе говоря - это способность объективно оценивать то, что вначале представляется катастрофическим или трагическим. Серьёзным подспорьем является составление оценочных карт. Их структура довольно проста, а эффективность применения порой поразительна. Карта состоит из трёх колонок. В левую в порядке убывания отрицательной значимости (с указанием их «веса» заносятся все возможные отрицательные события, которые могут коснуться человека; в среднюю вносится перечень реальных успехов, достижений (личностных, служебных, финансовых и т.п.) либо делается запись об извлечённом из неудачи уроке (это то, что мы называем абсолютной утилизацией - превратить вред в пользу); в правую колонку вписывается конкретная неприятность. После этого три колонки сравниваются. У человека, не вооружённого таким инструментом и слабого в нервно-психическом отношении, какое-нибудь порицание вышестоящего руководителя может вызвать невротическую реакцию. Человек, имеющий подобный масштаб для сравнения, сразу же ставит всё на своё место. Если к тому же ему удаётся заполнить среднюю колонку - рациональное восприятие неудачи ему обеспеченно, а невротические сбои в деятельности будут предотвращены.

Подробнее

Об основаниях и показателях оценки личностных достижений школьников в соответствии с требованиями стандарта второго поколения

Доклад пополнение в коллекции 26.11.2011

В данной статье мы ставили задачей оценить возможности понятия «идентичность» как основания для систематизации требований Стандарта относящихся к личностным результатам освоения основной образовательной программы и оценки этих результатов. Приведенные выше доводы и аргументы позволяют, на наш взгляд, говорить о том, что понятие «идентичность» с теоретической точки зрения является более подходящим (более обоснованным) основанием для объединения и систематизации достаточно разных представлений и содержания, относящегося к требованиям Стандарта к личностным результатам, чем, например, понятие «социализация». Однако, при всей обоснованности этого понятия (и представлений, связанных с ним), оно имеет ряд существенных недостатков с точки зрения требований к оценке. И главный из них - невозможность операционализации составляющих этого понятия. Многое из того, что представлено в публикациях, относящихся к идентичности, имеет, к сожалению, описательный характер. Это позволяет понять смысл того, о чем в них говорится, но не больше. Например, очень привлекательным и, в принципе, ценным является представление о состояниях (статусах) идентичности (Дж. Марсиа), или представление Г. Брейкуэлл о двух измерениях (содержательном и ценностном) в содержании идентичности и др. В то же время, в этих описаниях трудно найти то, что можно было бы рассматривать как показатели оценки, тем более, подобрать для них подходящие средства оценки. Суммируя, можно поэтому сказать, что в смысле общенаучного описания эти представления обладают определенными достоинствами и преимуществом, но они не могут быть (по крайней мере пока) реализованы при построении системы оценки.

Подробнее

Темперамент личности

Доклад пополнение в коллекции 01.11.2011

Подробнее

Речевая деятельность как средство реализации межличностных отношений

Доклад пополнение в коллекции 12.09.2011

Элементарные навыки ориентировки и соответственно «подстройки», т.е. соотнесения содержания и коммуникативной формы высказывания с ситуацией общения, личностью собеседника, начинают формироваться у человека уже в самом раннем возрасте. Однако эти навыки формируются чаще всего бессистемно. Инструкции, адресованные ребёнку, даются чаще всего в форме повелительных предложений, заключающих негативную оценку. В результате ребёнок не всегда знает, в какой ситуации, кому, что и как нужно говорить. Недифференцированное, приблизительное знание человеком социальных норм, возможных реакций других людей и своих возможностей является причиной социально неадекватного поведения. Возникающее в результате рассогласование ожидаемого и реального приводит к напряженному фону отрицательных эмоций.

Подробнее

Психологические особенности компьютерных игр

Доклад пополнение в коллекции 09.09.2011

Мы согласны с этой точкой зрения, однако наше исследование показало, что есть определенные типы компьютерных игр, которые предпочитает большинство подростков, и существуют тендерные различия в выборе типов компьютерных игр. Так, мальчики отдают предпочтение, в первую очередь, стратегиям, затем - автосимуляторам и динамическим играм; девочки чаще всего играют в приключения, затем идут динамические игры и стратегии. Стратегические игры - это игры, где происходит строительство городов, развитие государства, военные действия (военные стратегии). Большинство людей считает, что эти игры развивают мышление и кругозор. Даже те, кто относятся к компьютерным играм плохо, стратегические игры называют наименьшим злом. По мнению подростков, «там идет самая настоящая жизнь, и я могу этой жизнью управлять». «Эти игры дают власть», причем такую власть, которая не влечет никакой ответственности. Игрок уподобляется создателю -миссия Бога. Если учитывать, что главные мотивационные линии подросткового возраста вязаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - самопознанию, самоутверждению, самоуважению, то стратегические игры дают возможность самоутверждаться, испытывать самоуважение. Современные компьютерные игры-приключения имеют высококачественный видеоряд, они менее динамичны, зато более красочны, изображение в них гораздо ближе к реальному, чем в игре любого другого типа. Можно сказать, что девочки выбирают более тонкий, более эстетичный вид игры. Кроме внешнего эффекта, основное в приключениях, на чем и строится игра, - разгадывание загадок. С нашей точки зрения, в играх этого типа игрок познает себя, свои интеллектуальные возможности, а это, в свою очередь, ведет к самоутверждению и самоуважению.

Подробнее

Определение характера и его основных черт

Доклад пополнение в коллекции 05.07.2011

Подробнее

Аналогии поведения человека и животных

Доклад пополнение в коллекции 06.06.2011

На первый взгляд, тяжело обнаружить аналогии поведения человека и животного. Но при детальном изучении этого вопроса всё, же можно найти ряд аналогий. Хотя некоторые способности, которыми обладают люди, обнаружить у животных очень трудно. Так считалось, что только человек способен создавать и использовать орудия, однако уже хорошо известно, что этой способностью обладают многие виды животных. Использование орудий можно определить, как использование тех или иных предметов окружающей среды в качестве функционального продолжения какой-либо части тела для достижения цели. Так, например, может послужить эксперимент, проведённый в 1917 году немецкими исследователями. В нём перед клеткой, в которой сидел шимпанзе, пожили банан. Банан лежал на таком расстоянии, что его нельзя было достать, просто вытянув из клетки руку. В клетке валялось несколько палок. После небольшого замешательства обезьяна схватила одну из них, просунула сквозь прутья решетки и подтащила желанный плод на расстояние, с которого уже могла достать его рукой. Но стоит отметить, что употребление внешних объектов считается орудийным использованием лишь в том, случае если объект является продолжением какой-либо части тела. Так же считают, что приматы способны на такие же эмоциональные переживания, как и люди, но проблема состоит в том, что эмоции животных тяжело дифференцировать, так как у них проявляются одни и те же физиологические реакции на различные виды эмоциональности. Конечно, в повседневной жизни мы часто можем наблюдать различные эмоциональные проявления наших домашних животных. Так отчётливо наблюдаются эмоциональные выражения собак, кошек. Отчасти можно говорить и о самосознании у животных. Об этом факте может свидетельствовать одна история. Рассказывают, что самка шимпанзе Уошо, прославившаяся еще в 60-е годы прошлого века тем, что сумела выучить более 130 знаков жестового языка глухонемых, любила постоять перед зеркалом. Когда однажды ее застали за этим занятием и, показав на отражение, спросили, что это, она уверенно ответила: «Я, Уошо». Конечно, сами по себе такие истории вряд ли в чем-то могут убедить ученых, не привыкших полагаться на непроверяемую информацию, от кого бы она ни исходила. Тем не менее, благодаря специальному изучению этого вопроса, сегодня можно уже считать твердо установленным, что, обыкновенные шимпанзе и карликовые, глядя в зеркало, часто и в самом деле понимают, что видят там именно себя. Впервые существование у них такой способности доказал американский исследователь Дж. Гэллап, поставивший для этого серию относительно простых экспериментов. Существует теория о том, что даже дельфины обладают самосознанием. Ещё одной способностью, которой обладают и люди и животные является язык. У всех животных есть голоса, и подчас довольно разнообразные. Способны ли они общаться друг с другом при помощи этих голосов, передавать друг другу какую-либо информацию? Если да то, что могут звери «сказать» друг другу? Что они думают о себе, об окружающем мире, о нас, людях? Да и думают ли они в том смысле, как мы понимаем это слово? Все эти вопросы оказались в центре внимания современной биологической науки и одного из интереснейших ее разделов - биоакустики, изучающей звуковой язык животных. Термин «язык животных» биологи долгое время писали в кавычках, подчеркивая тем самым условность и «неофициальность» этого термина. Однако после известных работ Дж. Хаксли, Л. Коха, Дж. Лилли, Р. Бюснеля, В.Р. Протасова, В.Д. Ильичева, Л.А. Фирсова, Л.В. Крушинского и многих других отечественных и зарубежных исследователей мы не стесняемся писать «язык животных» уже без кавычек, признавая правомерность этого понятия, для обозначения способности зверей, общаться друг с другом. Язык животных - сложное понятие и не ограничивается только звуковым каналом связи. Так, важную роль в обмене информацией между животными играет язык поз и телодвижений. Оскаленная зубная пасть, вздыбленная шерсть, выпущенные когти - достаточно выразительные свидетельства намерения животного драться. Ритуальный брачный танец журавля - сложная система поз и телодвижений, передающая партнеру информацию совсем иного рода. Эдвард Толмен, американский психолог, разработчик идеи молярного бихевиоризма, считал поведение животных целенаправленным. С точки зрения молярного бихевиоризма, поведенческий акт как таковой имеет свои, присущие только ему характерные особенности, которые можно описать независимо от конкретных физиологических процессов, обеспечивающих данное поведение. Основной его идеей было то, что животное научается, познавая подкрепляющий фактор, а не просто научается потому, что получает подкрепление. А это свидетельствует об умственных способностях животных. Так же часто проводятся и ищутся аналогии в играх животных и человека. Так как вопрос о возможностях сопоставления игр детенышей животных и игр детей представляет, большой теоретический и практический интерес, для детской психологии. Хотя ещё нет однозначного и полного определения игры, всё же можно говорить о том, что все формы игры у любых представителей животного мира коренным образом отличаются от «серьезной» деятельности, но в то же время в них прослеживается явное сходство с конкретными, вполне серьезными ситуациями и не просто сходство, а имитация. Игровому поведению присущ высокий положительно-эмоциональный компонент - животным явно нравится играть. Так же и у детей. Ребенок не станет играть в случае, если не испытывает к данной игре интереса. Завершая можно только подметить, что аналогии поведения человека и животных многочисленны.

Подробнее

Профессиональная мобильность

Доклад пополнение в коллекции 20.03.2011

Анализируя особенности современного исторического развития (постоянные перемены, изменения, взаимопроникновение различных областей деятельности и знаний, движение в направление единства понимания всех сторон жизни на Земле) А. Кочеткова выделила два мегатренда в условиях действия которых, и происходит данное развитие. Первый связан с перемещением мировых процессов в сторону хаоса, что детерминирует становление новых семантических основ жизнедеятельности человека. Второй характеризуется отказом от технократического восприятия протекающих перемен, стремлением к гармоничному постижению происходящего. Именно эти тенденции и привели к тому, что устоявшиеся требования к качеству специалиста не соответствуют меняющимся условиям жизни и деятельности. Творчество становится неизменным атрибутом жизни и деятельности каждого человека, т.е. способности, знания и навыки, залаженные в человеке приобретают иное более важное значение, определяющее место современного специалиста в развитии страны, общества. Соответственно изменяются требования к качеству образования, среда, в которой должна вестись профессиональная подготовка должна быть изоморфна среде, в которой будет реализовываться творческий потенциал специалиста. Таким образом, происходит смена модели образования основанной на трансляции знаний на модель образования "ориентированную на трансляцию принципов работы в условиях ученого незнания" [1], что в наибольшей степени связано со становлением личности современного специалиста. Современный человек живет и действует в среде с высокой степенью "турбулентности", что определяет уровень непредсказуемости направления перемен. Соответственно в таких условиях специалист, эффективно действующий должен обладать рядом качестве, которые выступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к частой обучаемости и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренний среды организации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в "турбулентной среде" характеризует мобильного специалиста, т.е. специалиста способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя.

Подробнее

Биография психолога Э. Фромма

Доклад пополнение в коллекции 01.03.2011

Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, "накопители" тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно психоанализу Фромма, у них есть и некоторые положительные особенности предусмотрительность, лояльность и сдержанность. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз "Я такой, каким вы хотите меня видеть". Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества открытость, любознательность и щедрость. Фромм, как психолог, психоаналитик, рассматривал "рыночную" личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

Подробнее

Психология педагогической коррекции детской агрессивности

Доклад пополнение в коллекции 18.02.2011

Агрессивное поведение детей станет понятным, если разобраться в сущности феномена человеческой агрессии. Прежде об этимологии. Слово «агрессивность» происходит от латинского выражения «ad gressere», означающая «идти к», что является синонимом понятия контакт. Слова жестокость, насилие, означают принуждать к действию силой, чрезмерное использование силой. Итак, этимология отсылает нас к двум совершенно разным концепциям: идти на встречу или же принуждать силой-насилием. Прежде всего, следует различать силу, а с другой, всесилие или бессилие. Всесилие и бессилие связаны с насилием, тогда как сила с агрессивностью. Некоторые виды насилия (сексуального) могут быть связаны с переживанием всесилия, которое может быть резюмировано в следующей фразе: «Если мне хочется, то я возьму не зависимо от того, согласен другой человек или нет». Другие виды насилия возникают, когда человек переживает бессилие: он способен ударить, разрушить, так как ему не удается получить то, что он хочет, или потому, что его игнорируют и ему нечего терять. В этом случае в основе мотивации к акту насилия в меньшей степени лежит стремление получить что-либо, скорее это попытка выразить свое разочарование свое бессилие и даже бешенство. И наоборот, ощущение своей силы, т.е. своего потенциала позволяет идти на встречу другому человеку, но не для того чтобы разрушить его, а чтобы встретиться и проявиться рядом с ним. Второй критерии различия жестокости и агрессивности касается отношения к рамкам, в которых осуществляется действие, а именно ко всему множеству которые регулируют межличностные отношения. Насилие всегда сопровождается выходом за рамки, тогда как агрессивность может проявляться к в уважении к рамкам - границам другого. Последний критерии всегда связан с понятием контакта: в то время как в агрессивном действии присутствует осознание существования другого человека и возможной встречи. Насилие сопровождается разрывом отношения, а другой человек становится объектом, который надо разрушать. Так образом, агрессивность и насилие это две разнонаправленные силы, при этом первая ведет к контакту, а вторая - к разрыву контакта.

Подробнее

Мотивация к самообучению аспирантов и соискателей Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ)

Доклад пополнение в коллекции 12.02.2011

В мае-сентябре 2005 года среди аспирантов и соискателей УГЛТУ. автором был произведён социологический опрос. Суть опроса заключалась в заполнении респондентами бланков установленной формы (прил. 3). Все респонденты разделены на бюджетников и контрактников. Каждая из этих двух групп разбита на вновь поступивших и уже обучающихся в аспирантуре. В пределах этих групп выделены очники, заочники и соискатели. Для каждой из указанных категорий произведено разделение по половому признаку. Опрос проводился анонимно. Данные опроса не проверялись на соответствие действительности, их достоверность определяется честностью ответов респондентов.

Подробнее

Поняття "рівень домагань"

Доклад пополнение в коллекции 12.02.2011

З моменту введення обговорюваного поняття в психологічний ужиток в літературі накопичилося досить багато різних приватних визначень рівня домагань. Кожен з авторів підкреслює окремі аспекти, так що терміну набуває безліч варіативних значень і, не дивлячись на свою поширеність, зберігає неоднозначність в розумінні феномену, що позначається ним. По уявленнях В.Н. Мясищева рівень домагань - це ті якісно-кількісні показники, яким повинна задовольняти, з погляду досліджуваної особи, його продуктивність. У трактуванні Б.Г. Ананьева рівень домагань пов'язаний з оцінними потребами, будучи домаганнями на оцінку. Згідно В.С. Мерліну, рівень домагань відображає той ступінь оцінки, якої потребує людина, щоб випробовувати задоволення. Автор тлумачить рівень домагань як форму синтезу мотивів різного рівня узагальненості, наприклад, специфічної "потреби в одязі, продуктивності діяльності . і більш загального мотиву соціального престижу". Для Е.А. Серебрякової рівень домагань - це потреба в певній самооцінці, що приймається і схвалюваній людиною. У Н.Л. Коломінського рівнем домагань є модель самоосуществления, образ - Я, який особа рахує для себе прийнятним і так далі.

Подробнее

Факторы одиночества и способы его преодоления

Доклад пополнение в коллекции 09.02.2011

Одинокие люди более пессимистичны чем неодинокие, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других только неприятностей, а от будущего лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость. Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительными отношениями, характерный для состояния одиночества, то разные люди реагируют на это по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на данную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, что сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества. Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем. Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе и чаще, чем другие, меняют тему разговора. Они также медленнее реагируют на высказывания партнера по общению.

Подробнее

Нарушение мышления

Доклад пополнение в коллекции 25.01.2011

Психология мышления одна из самых разработанных областей психологической науки, она являлась всегда центральной проблемой и именно в этой области психологии яснее всего обнаруживаются различия исходных теоретических позиций исследователей. В связи с техническим прогрессом психология испытывает на себе влияние кибернетических исследований. Наметился новый подход к деятельности мышления как деятельности управления поиском решения задач. Несмотря на то что такой подход к деятельности мышления обогатил во многом психологическую науку, создались неправильные взгляды на природу самого человеческого мышления. Ряд зарубежных ученых выдвинули положения, согласно которым мышление может быть сведено к элементарным информационным процессам, к манипуляциям символами [220]. Программа решения задач на электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) стала выдаваться за теорию мышления. Поэтому в настоящее время встает новая проблема выявление в управлении поисками решения задач специфически человеческого.

Подробнее

Суицид как форма девиантного поведения

Доклад пополнение в коллекции 16.01.2011

Наиболее распространённые и известные способы самоубийства:

  • Повешение.
  • Удушение.
  • Утопление.
  • Химическое воздействие:
  • Отравление. В зависимости от препарата действует от нескольких секунд (острое) до нескольких дней;
  • Сильная щёлочь или кислота. При употреблении разъедает внутренние органы. Действует от нескольких минут до нескольких часов. Чрезвычайно болезненный способ.
  • Радиологическое воздействие:
  • Поглощение радиоактивных материалов.
  • Прыжок и падение с высоких зданий, скал, мостов и других возвышений, прыжок из самолёта без парашюта (в 2010 году в Германии молодой человек имеющий проблемы с законом так свел счеты с жизнью)
  • Самоубийство при помощи огнестрельного оружия (самострел) наиболее распространено в России в среде военных и сотрудников МВД, а также у солдат срочной службы из-за доступности для этих групп граждан оружия. Как вариант «русская рулетка».
  • Самоубийство методом подрыва в непосредственной близи от себя заряда взрывчатого вещества.
  • Самосожжение.
  • Самоубийство методом доведения себя до физического истощения (голодом или жаждой).
  • Самоубийство при помощи холодного оружия:
  • Сэппуку или харакири ритуальное самоубийство в Японии;
  • Падение на меч (в Древнем Риме);
  • Вскрытие кровеносных сосудов (человек умирает от потери крови).
  • Использование технических средств:
  • Прыжок под поезд, под машину и т.д.;
  • Использование электричества;
  • Отключение больным аппаратуры поддержания жизни пассивная эвтаназия.
  • «Полицейское самоубийство» нападение на сотрудника правоохранительных органов, охранника, часового с целью спровоцировать его на применение оружия (с формальной точки зрения является убийством, так как самоубийцу лишает жизни другой человек).
  • Самообезглавливание при помощи самодельной гильотины (случай 04.06.2010 в Подмосковье в поселке Малаховка. Самоубийство совершил психически больной мужчина).
Подробнее

Причина самоубийств среди трудоспособного и не трудящегося населения в Российской Федерации

Доклад пополнение в коллекции 30.12.2010

Безработица уничтожила важнейший компонент привычного для гражданина России образа жизни уверенность во всеобщей занятости населения, в трудоустройстве (пусть и не всегда добровольном и не всегда с желаемой оплатой труда). Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе. Он чувствует себя униженным, ненужным обществу, своей семье, даже самому себе. Безработица приводит к бездеятельности и деградации человека пьянству, наркомании, совершению аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в обществеДанные IV. 1 показывают, что доля безработных в их общей численности в возрасте 1529 лет больше, чем их доли в численности занятых и тем более общей численности населения; доли же безработных старших возрастов, наоборот, существенно ниже. Следовательно, можно утверждать что молодежь испытывает большие трудности с трудоустройством. Этот вывод подтверждают и такие данные: среднероссийский уровень безработицы в 1997 г. составил 11,8%, а для лиц в возрасте 2024 года - 17,4%, 2529 лет 12,7%, 30-34 года 13,5%, но для группы лиц 4549 лет лишь 4%. Подобная ситуация обусловлена многими обстоятельствами. Наиболее важными из них надо считать невысокий уровень профессиональной подготовки молодежи, несоответствие профиля подготовки и структуры рабочих мест, отсутствие практики работы по своей специальности и т.д. В свете этих данных нет ничего удивительного в том, что преступность среди молодежи (в возрасте до 30 лет) растет быстрее, чем среди других групп населения.

Подробнее

Об аддиктивном поведении

Доклад пополнение в коллекции 23.12.2010

Аддикция к еде это, с одной стороны, психологическая зависимость, а с другой утоление голода. По мере того как еда приобретает все больший аддиктивный потенциал, происходит искусственное стимулирование чувства голода. Переедающий человек входит в зону повышенного обменного баланса. Чувство голода начинает появляться сразу с падением концентрации глюкозы в крови после очередного приема пищи. Физиологические механизмы рассогласовываются. Человек начинает есть слишком много и слишком часто. На каком-то этапе он уже стыдится переедания и стремится скрыть факт аддикции. Аддикт начинает есть в одиночку, в промежутках между любой активной деятельностью. Все это приводит к опасным для здоровья последствиям: нарастанию веса, нарушению обмена веществ и потере контроля, в результате чего человек употребляет количество пищи, представляющее опасность для жизни. В принципе, можно «заесть» себя до смерти.

  1. Голодание. Существуют два механизма возникновения аддикции к голоданию: медицинский и немедицинский (Короленко Ц.П., Дмитриева Н. В., 2000). При медицинском варианте используется разгрузочная диетотерапия. Фаза вхождения в голод характеризуется трудностями, связанными с необходимостью подавить аппетит. Затем состояние меняется появляются новые силы, аппетит исчезает, повышается настроение, усиливается двигательная активность, невротические проявления редуцируются. Некоторым пациентам нравится состояние голода, когда уже исчез аппетит, и они стремятся его продлить. Повторное голодание осуществляется уже самостоятельно. На уровне достигнутой голоданием эйфории происходит потеря контроля и человек продолжает голодать даже тогда, когда это становится опасным для его здоровья, теряется критика к своему состоянию.
Подробнее

Диалог как форма психологического воздействия

Доклад пополнение в коллекции 19.12.2010

Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, - это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения. Общение характеризует - взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения. Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зависимости не только прослеживаются, но и объясняются. Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже - свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом.

Подробнее

Зависимость от компьютерных игр

Доклад пополнение в коллекции 11.12.2010

Таким образом, мы выделяем три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов: 1. Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности. 2. Субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости. 3. Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности "Я реального" и "Я виртуального". Причины эмоциональных отклонений, выделенные нами в результате изучения игровой компьютерной зависимости, позволили выдвинуть соответствующую гипотезу с целью проведения исследования. Высокий уровень тревожности аддиктов как критерий дезадаптации. Наблюдения показали, что игровые аддикты не нормально адаптируются в социуме. За критерий дезадаптации мы взяли уровень тревожности. На самом деле к проблеме высокой тревожности у аддиктов может быть два подхода: высокая тревожность как причина зависимости от компьютерных игр и высокая тревожность как следствие этой зависимости. Наиболее вероятно предположить, что верно и первое, и второе: являясь одной из причин зависимости, и без того высокая тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности. Рост уровня тревожности отражает усиление дезадаптации личности, что в целом опровергает представления некоторых исследователей компьютерных игр о их благотворном влиянии на уровень адаптации. На самом деле достаточно логично предположить, что виртуальная реальность, с ее способностью моделирования любой ситуации, может служить средством приобретения и закрепления жизненных умений и навыков, а также навыков общения и жизни в социуме, которых не хватает дезадаптивным личностям. Иными словами, есть мнение о терапевтическом воздействии компьютерных игр, о способе психотерапии дезадаптации. Однако, изучение аддикции и аддиктов показывает, что это не более, чем теоретическое предположение, которое расходится с практикой. Переполненные насилием игры, в которые играют большинство аддиктов, служат усилению тревоги и дезадаптации, а не их ослаблению. Каким образом происходит это влияние, описано ниже в этой главе. Тем не менее, использование виртуальной реальности в психотерапии возможно, но только под наблюдением специалистов, с помощью специально разработанных методик и компьютерных программ. Более того, есть смысл усиленно работать в этом направлении, поскольку возможность моделирования реальности, предоставляемая современными компьютерами вполне может быть использована в целях психологической терапии и профилактики различных нарушений. Предположение о том, что высокая тревожность является одной из причин увлечения компьютерными играми и зависимости от них, очень значимо для объяснения природы самой зависимости и ее профилактики. Изучение игровой зависимости показало, что основные механизмы ее формирования основаны на потребностях в принятии роли и ухода от реальности. Нормально адаптирующийся в социуме человек не стремится к бегству от реальности, точно как и здоровая личность, адекватно оценивающая себя и других, не стремится к принятию роли другого человека или существа. Уйти от реальности, принимая чужую роль пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя. Поскольку высокая тревожность является критерием дезадаптации, можно предположить, что игровые аддикты изначально тревожны, т.е. этой психологической особенностью они обладают до начала увлечения компьютерными играми и формирования зависимости от них. С этой точки зрения высокая тревожность может рассматриваться как одна из причин формирования зависимости, и, если это так, можно сказать, что люди с высоким уровнем тревожности в большей мере предрасположены к увлечению компьютерными играми и попаданию в психологическую зависимость от них. Другой подход к проблеме высокой тревожности более основателен и частично доказан на основе изучения аддиктов. Здесь мы рассматриваем высокую тревожность как следствие влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того - человек развивается в виртуальности, развивая свое "Я виртуальное", а развитие реальной личности резко затормаживается. Наряду с этим, с увеличением силы зависимости в сознании аддикта нарастает диссонанс между виртуальным миром, где "все дозволено" и реальным миром, полным опасностей. Все это ведет к тому, что человек начинает все меньше жить в реальности и все больше уходить в виртуальную реальность. Виртуальный мир компьютерной игры становится ближе для аддикта, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой и опасной, огромной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры. Адаптация к виртуальному миру растет, в то время, как в реальной жизни растет дезадаптация. Один игровой аддикт так описывает отчуждение от реальности и бегство в виртуальную реальность: "Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть". Чувство незащищенности - признак повышенной тревожности, уровень которой возрастает с возрастанием противоречий между реальностью и виртуальной реальностьюю в сознании аддикта. Стремление уйти в виртуальный мир выступает у аддиктов как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защита от реальности. Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют аддикты, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится "убивать" компьютерных "врагов", а те, в свою очередь, пытаются "убить" его. Человек, находясь длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такое отношение человека к окружающему миру мы и называем высоким уровнем тревожности личности. Исходя из этого, предположение о влиянии длительного и регулярного нахождения в виртуальном мире компьютерных игр на повышение уровня тревожности личности можно считать вполне объясненным. Таким образом, мы считаем, что высокая тревожность у аддиктов - это и причина, и следствие аддикции. В том случае, если человек не обладает высокой тревожностью до начала увлечения, то на стадии аддикции тревожность станет высокой, а если у человека изначально высокая тревожность, то она станет еще выше. В этой связи логично предположить, что увлечение компьютерными играми - это гиперкомпенсация личностной тревожности: в виртуальном мире компьютерной игры человек не тревожен, поскольку он "силен, быстр и хорошо вооружен". Потребность уменьшения тревоги побуждает человека "уходить" в виртуальную реальность, в тот мир, где он сильнее всех, в отличие от мира реального. Виртуальный мир уменьшает тревогу на время игры, но после выхода из нее тревожность вновь увеличивается, более того - ее уровень становится выше исходного, т.к. каждое "вхождение" в виртуальный мир усиливает диссонанс между реальностью и виртуальным миром, усиливая дезадаптацию. Таким образом, человек попадает в замкнутый круг, точнее, спираль, каждый виток которой усиливает дезадаптацию и тревожность, что создает еще более сильную потребность в игре, а это, в свою очередь, усиливает зависимость. Итак, тревожность у компьютерных аддиктов - это не только причина и следствие длительного и регулярного нахождения в виртуальности, но такая личностная характеристика, которая является своего рода катализатором формирования и усиления психологической зависимости человека от компьютерных игр.

Подробнее
1 2 3 4 5 > >>