Контрольная работа по предмету литература

Контрольная работа по предмету литература

Развитие и становление политических взглядов Ф.М. Достоевского

Контрольная работа пополнение в коллекции 31.08.2012

И если политические аспекты этой проблемы находились на поверхности явлений, важно было в этих явлениях найти руководящую нить и попытаться на материалах одной сферы государственной жизни - сферы суда и судебной хроники выявить сущность происходящей в обществе опасности. В то же время он понимал, что объяснить процесс разложения человека на основе фактов, лежащих на поверхности явлений, было недостаточно. Необходимо было открыть глубинные основы механизма расстройства человеческого духа и на этих основах выявить причины отступления человека от "истинной свободы", от смысла жизни, от творчества, от любви, объяснив все то, что рождает хаос в душе, обнажает ее темные стороны - рабство страстей и мучения. Проникая мыслью вглубь явлений души человеческой, Достоевский приходит к выводу: натура человека единослитна и содержит одновременно сознательное и бессознательное, доброе и злое, благоразумное и легкомысленное, она "действует вся целиком всем что в ней есть". Проявление воли, свободы человека, попирающей человеческие (общественные и природные) законы, присуще и людям, обладающим сильным умом:". даже самый лучший человек, - пишет Достоевский - может огрубеть и отупеть от привычки до степени зверя", а общество, "равнодушно смотрящее на такое явление, уже само заражено в своем основании".

Подробнее

Поэтический мир Елены Шварц

Контрольная работа пополнение в коллекции 27.06.2012

Бог постоянно меняет в ее стихах формы и обличья, увеличиваясь и уменьшаясь; даже сама категория существования не является его необходимым атрибутом, не говоря уж о всеведении и благости. Безумный Бог, «Бог алчный, множественный, тленный», слабый и несчастный Бог, нуждающийся в человеческой молитве («Поход юродивых на Киев», 1995)... Слабость и безумие Бога одолимы духовной силой человека, который поднялся над своей человеческой природой и «даже безумие Божие спрячет в арахис-орех». Не случайна и попытка реабилитировать само понятие «сверхчеловеческого» : «Да, это не всегда ругательство. Святой, да и всякий истинный христианин стремится к сверхчеловеческому и неслыханному». («Маяковский как богослов», 1993). При этом поэт вполне отдает себе отчет в соблазнах, коренящихся в подобном взгляде на человека. У Уильяма Блэйка есть шокирующая гравюра. На ней изображена классическая статуя - Лаокоон. Подпись: «Яхве со своими сыновьями - Адамом и Люцифером». Шварц идет дальше, она прямо говорит «о тождестве Адама и Люцифера». Важно - не забывать о сказанном выше: о том, что в ее стихах все, с одной стороны, очень-очень всерьез, а с другой - чуть-чуть «понарошку».На это свойство ее поэзии упорно не обращает внимания никто из пишущих о ней - юмор. В самом деле, не то замечательно, что в Петербурге живет китайский маг, а то, что живет он под видом сторожа Семеныча-кривого, и в праздник ходит кормить драконов Ши-цзя... пельменями из пельменной. Это юмор Гофмана, Гоголя, молодого Достоевского, чистый и страшноватый, но так не походящий на юродское ерничество расхожего постмодернизма. Это - петербургский юмор.

Подробнее

Введение в литературоведение

Контрольная работа пополнение в коллекции 23.05.2012

К числу подобных новшеств советского театра относится использование антикатолических мотивов «Тараса Бульбы» для антицерковной, антирелигиозной пропаганды, когда, например, вводили в сценарий интригана-иезуита, в образе которого «раскрывалась вся подлость человека в сутане», «разоблачалась фальшь и жестокость церкви»[2,c.85]. Особого рода эффект достигался, когда из инсценировки удаляли православные «церковные мотивы», в частности иконы, которые, согласно тексту повести, посылала мать Остапу и Андрию, заменяли в спектаклях «мешочками с горстью родной земли». Такой, например, выглядела сцена встречи Андрия с панночкой в балете В. П. Соловьева-Седого. «Подлинного драматизма, - отмечал театральный критик, - достигает актер, когда иезуит, отстраняя панночку, хочет насильно вырвать у Андрия отречение от родины. Прижатый наступающими на него монахами к подножию Мадонны, прижимая руками к груди ладанку с родной землей, ища в ней опоры, он силится отстраниться от зловещей фигуры иезуита... и в то же время не может противостоять его гипнотическому взгляду...»[3,c.74].

Подробнее

Биография Франсуа Вийона

Контрольная работа пополнение в коллекции 22.05.2012

Причина в том, что средневековая пародия стремилась не к дискредитации и обесценению пародируемого объекта, а к его комическому удвоению. Рядом с этим объектом возникал его сниженный двойник; рядом с величавым епископом - кривляющийся мальчишка в епископской митре, рядом с настоящим Credo - Credo пьяницы, рядом с любовной песнью - "дурацкая песня". Подобно тому, как клоун, не покушается на авторитет и мастерство тех, кого он передразнивает, но в комической форме обнажает и демонстрирует их приемы, так и сама средневековая пародия, словно "от противного", утверждала и укрепляла структуру пародируемых объектов. В этом отношении особое значение имеет тот факт, что авторами "дурацких песен" были те же поэты, которые создавали образцы самой серьезной любовной лирики: поэтам вольно было сколько угодно пародировать темы и жанры собственного творчества - всерьез говорить о любви они все равно могли лишь при помощи куртуазных канонов и формул. Ни одна "дурацкая песня" не способна была их обесценить. В основе средневековой пародии, переводившей на язык буффонады любые общепринятые представления и нормы, лежало отнюдь не кощунство и даже не скепсис, а, наоборот, глубокая вера в эти представления и нормы. Средневековая пародия не отстранялась и не освобождала от существующих культурных и поэтических ценностей, она доказывала их жизненность.

Подробнее

Жизнь и творчество Ю. Иваска (поэт второй волны русского зарубежья)

Контрольная работа пополнение в коллекции 15.05.2012

Юрий Павлович Иваск, Джордж Иваск - Юрий Иваск (1907-1986), родился в Москве, а умер в американском городе Амхерст, где долгие годы был одним из самых почитаемых профессоров Массачусетского университета, преподававших русскую литературу. Отец - эстонец, крупный промышленник, ассимилировавшийся в Москве, мать - русская, её девичья фамилия Живаго. "Повесть о стихах" Ю. Иваска ориентирована на прозу Б.Л. Пастернака: "Доктора Живаго" и особенно "Охранную грамоту". Интерес к автобиографической прозе Пастернака у Иваска возник еще в юности. В 1930 г. в журнале "Русский магазин" он опубликовал заметку "О Пастернаке". Интерес Иваска к "Доктору Живаго", несомненно, связан и с тем, что по матери он был из рода Живаго. Для Иваска было важно, что его прадед Живаго был художником. Культ прадеда царил в семье. "В моем детстве живописец Семен Живаго, которым у нас так гордились, возвышался на самом верху семейного Олимпа".

Подробнее

Тема любви в романах И.С. Тургенева

Контрольная работа пополнение в коллекции 07.04.2012

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: Не называй ее, пожалуйста, громко. Ну да. она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме. там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить. Про маленького сына он и вовсе не сказал - до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти. Кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках? Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.

Подробнее

Романтизм в Сибири: традиции и особенности

Контрольная работа пополнение в коллекции 18.02.2012

У Калашникова несколько иной подход к проблеме ссылки. Его не занимает эволюция характера изгнанника, характер дан как результат, а не как процесс. Мы видим ссыльных уже седыми стариками, очень мудрыми и добродетельными. Автор называет их «несчастными» и на причины изгнания обычно только намекает. Судя по этим намёкам, его герои никогда не совершали страшных преступлений - они либо осуждены невинно, либо пострадали за свои политические убеждения. То есть добродетельны эти люди изначально, сами по себе, не ссылка сделала их такими. Но, тем не менее, и в судьбах героев Калашникова Сибирь играет особенную, активную роль, помогая героям ценить самые простые человеческие радости, не заметные в обычной обстановке, открывая им самые сокровенные тайны и прелести жизни, Сибирь заставила их бережнее и внимательнее относиться друг к другу [5 c.450].

Подробнее

Герои русских народных сказок о животных и их роль в становлении национального характера

Контрольная работа пополнение в коллекции 28.01.2012

Характер каждого человека складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются ещё в раннем детстве. Родители читают детям сказки, с помощью которых они познают мир. Поэтому именно сказкам присуща воспитательная роль, ведь сказка - это многовековая народная мудрость. Через неё ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных, потому что иногда животные в конце сказки становится более нравственным, проходя через определенные нравоучительные испытания, а иногда именно животные являются теми «нравоучителями» в сказке, с помощью которых и определяется мораль. В русских народных сказках существует множество подобных персонажей, рассмотрение которых привело к очень интересным результатам. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь - доверчивости, а заяц - трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры, что привело к развитию национального характера, ведь в сказках о животных высмеиваются не только отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.

Подробнее

Обзор творчества Есенина

Контрольная работа пополнение в коллекции 04.01.2012

Есенин начинает искать новое поэтическое «пристанище» и находит его после знакомства в 1918 году с Анатолиев Мариенгофом. Вместе они создают новое поэтическое течение - имажинизм. Его принципом они провозглашают необязательность, и даже нежелательность содержательной составляющей искусства, но важность необходимость и важность образа. Имажинизм становятся пропагандистами свободного, чистого, аполитичного искусства. Безусловно, среди имажинистов Есенин был самым ярким и талантливым поэтом. Возможно, потому, что отказаться от содержания ему так и не удалось, а тяга к образности сделала его произведения ещё более своеобразными и выразительными. Образы в творчестве Сергея Есенина были конкретными, а мотивы всё теми же, поэтому он по-прежнему оставался принятым и понятым народом, в отличие от многих своих «единомышленников». Есенинская поэзия оставалась самобытной. К 1922 году в кругах имажинистов сложилась непростая ситуация: они пользовались славой Есенина, и их делавшей известными, но взамен великому поэту они практически ничего не давали. В кругах поэтической богемы всё чаще случались конфликты. С выходом в свет поэмы «Пугачёв» поэт окончательно расходится с имажинистами, продолжая оставаться крестьянским поэтом, творящим вне рамок каких-то новых направлений.

Подробнее

Тема маленького человека в произведениях А.П. Чехова и Н.В. Гоголя

Контрольная работа пополнение в коллекции 23.12.2011

Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - «Записки сумасшедшего». Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Подробнее

Литературные музеи Санкт-Петербурга

Контрольная работа пополнение в коллекции 16.12.2011

По характеру деятельности литературные музеи делятся на историко-литературные и литературно-мемориальные. Историко-литературные собирают и анализируют материалы, раскрывающие развитие литературы в историческом аспекте, и занимаются теорией литературы. В России это Государственный литературный музей в Москве - ГЛМ и Музей института русской литературы в Петербурге - Пушкинский дом. Здесь ведутся исторические изыскания, проводятся научные сессии и конференции. Результаты научных исследований публикуются в сборниках, отдельных трудах, каталогах, описаниях рукописей и личных библиотек писателей (например, Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома). Кроме того, существуют комплексные музеи, посвященные одновременно литературе и искусству, например, музей армянской литературы и искусства в Ереване, музей азербайджанской литературы и искусства им. Низами в Баку и др.Литературно-мемориальные музеи включают в себя мемориальные комплексы - строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей, а также рукописи, автографы, документы, прижизненные издания - и литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути писателя. В экспозициях помимо мемориальных предметов используются изобразительные материалы - фотографии, картины, гравюры. По такому принципу построены музей Лермонтова в Тарханах, музеи Чехова в Москве, Таганроге, Мелихове Московской области и Ялте. Музеи также изготавливают копии предметов, находящихся в других хранилищах, приобретают вещи, характерные для той или иной эпохи. Вместе с подлинниками такие предметы составляют музейные фонды, используя которые работники музеев стараются реконструировать условия жизни и быта, воспроизвести атмосферу, в которой жил и творил писатель.

Подробнее

Роль философской лирики Г.Р. Державина для русской литературы

Контрольная работа пополнение в коллекции 16.12.2011

Тема <http://vkontakte.ru/away.php?to=http%3A%2F%2Fschooltask.ru%2Fcategory%2Fnews%2F10-11-klassy%2F> смерти раскрывается Державиным в порядке постепенного нагнетания явлений, подвластных этому закону уничтожения, действующему, как принцип домино: смертен сам поэт, смертны все люди, «глотает царства алчна смерть». Ода не имеет ни эпиграфа, ни предисловия, что никак не отнимает у неё, тем не менее, смысловой нагрузки. Нам, имеющим немного сведений о жизни князя Мещерского, из текста произведения не совсем понятно, какие отношения связывали его с Державиным при жизни. Можно от части сказать, что знаем мы о некоем князе Мещерском только благодаря оде Державина. Благодаря такой её эмоциональной окраске и новым для того времени идеям (философия на тему жизни и смерти), её вполне можно считать новаторской. Ода - жанр лирический. Однако в классицистической оде, как помним, эмоциональный строй имел строго определенную направленность, соотнесенную с государственными и гражданскими идеалами. Высокий пафос торжественных од Ломоносова был истинно патриотическим, но он вовсе не должен был содержать в себе проекцию на детали и события жизни поэта. Иначе - в новаторской оде Державина. "На смерть князя Мещерского" - произведение, в котором автор и его лирический герой (что по сути одно и то же лицо) ищут разрешения лично для них мучительной загадки. Если жизнь так скоротечна, если не по воле самого человека она обрывается в любой момент, то как можно воспринимать все сущее спокойно и радостно?

Подробнее

Исследование лирических произведений русских поэтов

Контрольная работа пополнение в коллекции 13.12.2011

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» лирика чувства переплетается с лирикой повествования. В частности, в сцене поединка, поэт подробно описывает действия героев, которые действительно напоминают выпады фехтовальщиков: зима «хлопочет и на весну ворчит», весна отвечает ответным ударом «Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…». Накал страстей нарастает и передается автором в целом каскаде описываемых действий. Зима делает свой выпад: «Взбесилась ведьма злая, И снегу захватя, Пустила, убегая В прекрасное дитя…». Весна отвечает ответным достойным выпадом: «Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала Наперекор врагу».

Подробнее

Творчество одного из поэтов-обериутов. Николай Алексеевич Заболоцкий

Контрольная работа пополнение в коллекции 02.12.2011

около половины всех стихотворений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвертый, наиболее полный его прижизненный сборник (64 стихотворения и избранные переводы). Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова, столь важные для неизбалованного критикой поэта: "Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой девочки", "Я не ищу гармонии в природе" - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом" (5 июня 1957 г.).

Подробнее

Стилевое своеобразие "Моления Даниила Заточника"

Контрольная работа пополнение в коллекции 28.11.2011

«Как бы мы ни смотрели на происхождение отдельных редакций «Моления» Даниила Заточника, ясно одно: «Моление» не только читалось и переписывалось,- оно постоянно перерабатывалось, дополнялось, из негоделались выборки, оно жило, творилось в течение ряда веков. При этом удивительно следующее: всякий из его соавторов умел попадать в стиль «Моления» и не расходиться с его идеологией. Вновь дописанное или переработанное почти не отличалось по своему характеру от основной части, точно стиль, в котором было написано «Моление», был хорошо знаком всем, кто так или иначе вмешивался в работу автора этого произведения. «Моление» ценилось и за свою идейную направленность, и за свой стиль. Во всех редакциях оно оставалось тем же самым, отличалось выработанностью, устойчивостью формы. При чтении «Моления» остается такое ощущение, точно оно написано в хорошо знакомой Древней Руси манере, продолжает какую-то традицию, тесно связанную с русской жизнью. Безвестные соавторы и «редакторы» «Моления» отлично ощущалитот стиль, ту манеру, ту идейную направленность, в которой было оно написано, ценили их и стремились их не нарушить. Это дает нам право в общей характеристике «Моления» не различать особо отдельных редакций «Моления», рассматривать их как схожие по стилю.

Подробнее

Критика монашества и проблема духовного освобождения человека от средневековых страхов в сборнике новелл Дж. Бокаччо "Декамерон"

Контрольная работа пополнение в коллекции 24.11.2011

Начнем с первого дня. Новелла "Про сэра Чепарелло" (в некоторых источниках Чапалетто), которую рассказывает нам Панфило, повествует о мессере Чепарелло из Прато, которого во Франции называют Шалелето. Тот промышляет изготовлением фальшивых документов и лжесвидетельствует; он склочник, скандалист, убийца, богохульник, пьяница, содомит, вор, грабитель, шулер и злостный игрок в кости. "Худшего человека, чем он, может быть, и не родилось". Богатый и именитый купец Мушьятто Францези, получив дворянство, переезжает из Парижа в Тоскану вместе с братом французского короля Карлом Безземельным, которого вызывает туда пала Бонифаций. Ему требуется человек, чтобы взыскать долг с бургундцев, славящихся несговорчивостью, злонравием и нечестностью, который мог бы противопоставить их коварству свое, и выбор его падает на мессера Чеппарелло. В благодарность за службу Мушьятто обещает замолвить за Шапелето слово во дворце и выдать изрядную часть суммы, которую тот взыщет. Поскольку дел у Шапелето нет, средства кончаются, а покровитель его покидает, он "в силу необходимости" соглашается - отправляется в Бургундию, где его никто не знает, и поселяется у выходцев из Флоренции, братьев-ростовщиков. Внезапно он заболевает, и братья, чувствуя, что конец его близок, обсуждают, как им быть. Выгнать на улицу больного старика нельзя, а между тем он может отказаться от исповеди, и тогда его нельзя будет похоронить по-христиански. Если же он исповедуется, то вскроются такие грехи, которые ни один священник не отпустит, и результат будет тот же. Это может сильно озлобить местных жителей, не одобряющих их промысел, и привести к погрому. Мессер Шапелето слышит разговор братьев и обещает наилучшим образом устроить и их, и свои дела. К умирающему приводят славящегося "святой жизнью" старца, и Шапелето приступает к исповеди. Шапелето врет на исповеди, называя себя богобоязненным праведником, девственником, каится в несущественных грехах, и священник, потрясенный его исповедью, видя его "искреннее раскаяние", отпускает ему все его прегрешения. После смерти гроб с телом покойного переносят в монастырскую церковь, где духовник расписывает прихожанам его святость, а когда его хоронят в склепе, туда со всех сторон спешат паломники. Называют его святой Шалелето и "утверждают, что Господь через него явил уже много чудес и продолжает ежедневно являть их всем, кто с верою прибегает к нему". [III.3] В этой новелле мы видим жесткую сатиру, направленную на священников и богослужителей того времени.

Подробнее

Александр Исаевич Солженицын

Контрольная работа пополнение в коллекции 09.11.2011

сентября <http://ru.wikipedia.org/wiki/18_%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1990 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> одновременно в "Литературной газете"[25] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%90.> и "Комсомольской правде <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0>" была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства - "Как нам обустроить Россию? Посильные соображения <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%BD%D0%B0%D0%BC_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E%3F&action=edit&redlink=1>". Статья развивала давние мысли Солженицына, высказанные им ранее в "Письме вождям Советского Союза", статье "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", других прозаических и публицистических работах. Авторский гонорар <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%80> за эту статью Солженицын перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F>. Статья вызвала огромное количество откликов. В 1990 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Солженицын был восстановлен в советском гражданстве. За книгу "Архипелаг ГУЛАГ" в 1990 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> была присуждена Государственная премия. Согласно рассказу В. Костикова, во время первого официального визита Ельцина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> в США в 1992 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1992_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, сразу по приезде в Вашингтон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD_%28%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%8F%29> Борис Николаевич позвонил из гостиницы Солженицыну и имел с ним "длинный" разговор, в частности, о Курильских островах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0>. "Мнение писателя оказалось неожиданным и для многих шокирующим: „Я изучил всю историю островов с XII века. Не наши это, Борис Николаевич, острова. Нужно отдать. Но дорого…"". Вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая <http://ru.wikipedia.org/wiki/27_%D0%BC%D0%B0%D1%8F> 1994 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1994_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, прилетев из США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90> во Владивосток <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA>, проехав на поезде через всю страну и закончив путешествие в столице. Выступил в Государственной думе РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0_%D0%A0%D0%A4>. В середине 1990-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1990-%D0%B5> личным распоряжением президента Бориса Ельцина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> ему была подарена государственная дача "Сосновка-2" в Троице-Лыкове <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%9B%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE>. Солженицыны спроектировали и построили там двухэтажный кирпичный дом с большим холлом, застеклённой галереей, гостиной с камином, концертным роялем и библиотекой, где висят портреты Столыпина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BF%D0%B8%D0%BD,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> и Колчака <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BA,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>. В 1997 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1997_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> был избран действительным членом Российской Академии наук. В 1998 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1998_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> был награждён орденом Святого Андрея Первозванного <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>, однако от награды отказался: "От верховной власти, довёдшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу". Награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9C._%D0%92._%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0> (1998 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1998>). В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты "Московские новости", А. И. Солженицын заявил: "НАТО <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E> методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка „цветных" революций <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F>, и парадоксальное внедрение Северо-Атлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>.". Награждён Государственной премией Российской Федерации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2006 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2006>). 12 июня 2007 года президент Владимир Путин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD> посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии. Сам писатель вскоре после возвращения в страну учредил литературную премию своего имени <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%B0> для награждения писателей, "чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы". Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче. Незадолго до смерти болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной - президентом Фонда Александра Солженицына - работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука. В "Круге первом" спор Сологдина и Рубина, кроме рассуждений о законах диалектики, - сильно политизирован. Нержин, пребывая в состоянии общего осторожного скепсиса, не должен был вмешиваться. Он, очевидно, тянется рассмотреть какую-то более общую, кардинальную проблему, объёмней, чем только коммунистическая. Тогда - и сам автор вместе с Нержиным ещё не видел её. А она проступила как одно из крупнейших мировых умственных явлений. С тех пор, с годами, мне уже пришлось не раз высказываться о ней: это - крушение в XX веке основ философии Просвещения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F> и секулярного антропоцентризма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC>. (Мировые последствия этого крушения ещё и сейчас проявились не полностью.)

Подробнее

Жанровое своеобразие романа-памфлета "Остров пингвинов" Анатоля Франца

Контрольная работа пополнение в коллекции 29.09.2011

Однако в «Острове пингвинов» нашли отражение глубокие противоречия мировоззрения Франса. Тот же писатель, который столь горячо приветствовал русскую революцию 1905 года и в год выхода «Острова пингвинов» писал в своих статьях об «исторической неизбежности» социалистического строя, видит в будущем не массовое революционное движение и победу пролетариата, а бессмысленную разрушительную деятельность анархических групп. Задавая себе вопрос о дальнейшей судьбе человечества, А. Франс не находит однозначного ответа - над ним тяготеет старый груз скептицизма: то берет верх вера в светлое будущее, то горький пессимизм. В период общественного подъема, в 1904 году писатель создал социалистическую утопию «На белом камне»; в обстановке политической реакции в 1907 году он пишет «Историю без конца» - мрачную утопию в духе «Машины времени» Г.Уэллса (1895) или «Звездного скитальца» Д.Лондона (1915). Через год, включая этот эпизод в «Остров пингвинов» в качестве его последней главы, Франс дописал еще одну страницу, показав после краха пингвинской цивилизации ее возрождение в прежнем виде.

Подробнее

Генрих Гейне – публицист

Контрольная работа пополнение в коллекции 29.09.2011

Новый, 1839 год начался для Гейне напряженной работой над крупной книгой, главным героем которой стал недавно скончавшийся немецкий публицист и литературный критик Людвиг Берне. Выросший в атмосфере кричащих несвобод «вольного» города Франкфурта, живой свидетель филистерского убожества и мелкокняжеского деспотизма, Берне посвятил свою жизнь служению свободе, идее раскрепощения личности. Берне был страстным обличителем политического положения Германии и ревностным поборником республиканских свобод. Лучшие книги Л. Берне: «Парижские письма» и «Менцель-французоед» - имели большое значение для пробуждения общественного сознания немцев. Было принято считать, что Гейне и Берне - союзники-единомышленники, и недаром Союзный Сейм назвал того и другого вождями «Молодой Германии». Гейне и Берне действительно многое сближало, хотя по ряду коренных вопросов их взгляды решительно расходились. Гейне, как революционный демократ, был убежден в необходимости коренной социальной перестройки общества. Берне, напротив, твердо стоял на позициях мелкобуржуазного радикализма, а его социальные идеалы не простирались дальше примитивного общества мелких собственников.

Подробнее

Судьба художника в романе "Мартин Иден" Джека Лондона

Контрольная работа пополнение в коллекции 29.09.2011

Но Мартин знает и другое: что в конечном итоге «тайна красоты столь же непостижима, как и тайна жизни», что «красота и жизнь сплетаются между собою, а сам человек - частица этого удивительного сплетения звездной пыли, солнечных лучей и еще чего-то неведомого». Он не может творить, стремясь лишь к безукоризненному правдоподобию, его не удовлетворяет плоский, одномерный реализм. В ткань его рассказов входят видения, отголоски некогда пережитого, и в его творческом сознании все это наполняется новым смыслом, неожиданными соотнесениями и связями. Больше всего он гордится своими «Сонетами о любви», и эта удача не случайна: именно в поэзии должно было всего полнее и органичнее раскрыться выработанное им художественное мировосприятие. И своей прозой Мартин удовлетворен лишь при том непременном условии, что ему удается передать ощущение великой тайны жизни. Выразить, как в повести «Запоздалый», «идею, равно справедливую для всех стран, всех времен и народов».

Подробнее
1 2 3 4 5 > >>