Доклады по предмету литература

Доклады по предмету литература

Писатели и поэты Приднестровья

Доклад пополнение в коллекции 20.08.2012

Секция поэзии - одна из наиболее многочисленных и организованных в Союзе писателей Приднестровья. Это легко объяснимо, учитывая то обстоятельство, что у истоков организованного литературного процесса в Приднестровье стояли именно поэты: А.Дрожжин в Тирасполе, Л.Литвиненко в Бендерах, В.Ткачев в Рыбнице. В 80-х - начале 90-х годов зазвучали голоса П.Илюхина, П.Шпакова, Е.Гусаровой, А.Лосевой, В.Полушина, О.Молчановой и др. Ведущие литературные объединения «Парус» (пгт. Днестровск»), «Взаимность» (г.Тирасполь), «Горизонт» (г.Бендеры), «Родник» (г.Рыбница) свою главную задачу выполнили: была создана литературная среда, в которой могли существовать и совершенствоваться литераторы региона, оформились в некотором роде «поэтические школы», развивавшиеся в русле русской поэтической классики.

Подробнее

Историзм в поэме А.А. Блока "Двенадцать"

Доклад пополнение в коллекции 04.06.2012

Поэма А. Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, Февральская революция, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия. 27 февраля в Петрограде началось вооружённое восстание. Первой подняла мятеж учебная команда запасного батальона Волынского полка в числе 600 человек, затем к мятежному Волынскому полку присоединились Литовский и Преображенский полки. К вечеру бунтовал уже весь петроградский гарнизон. Оружие бесконтрольно распределялось среди демонстрантов. В ночь на 28 февраля Временный комитет объявил, что берёт власть в свои руки. Ликвидирована монархия, открыт путь для демократического развития страны, образовалось двоевластие. 25-31 августа Корниловский мятеж, целью которого было вывести страну из кризиса и подавить революционное движение. Корнилов как верховный главнокомандующий снял войска с фронта и направил их на Петроград. Корнилов и его сподвижники арестованы, усилился кризис в стране. Партия большевиков, выдвигая злободневные лозунги, добилась усиления влияния в массах. Быстро росли ее ряды: если в феврале 1917 г. она насчитывала 24 тыс., апреле - 80 тыс., августе - 240 тыс., то в октябре около - 400 тыс. человек. 26 октября штурм Зимнего дворца - арест Временного правительства, приход к власти большевиков. Что привело к Гражданской войне.

Подробнее

Жизнь и творчество Эдуарда Аркадьевича Асадова

Доклад пополнение в коллекции 14.12.2011

В 1938 году Лидия Ивановна переехала с сыном в Москву, где Эдуард продолжал учится, он мечтал о поступлении в Литературный институт и с головой погрузился в книги, молодёжные споры и поэзию, продолжая писать запальчивые и взволнованные стихи. Выпускной бал в 38-й московской школе состоялся 14 июня 1941 года, а ровно через неделю- война. И Эдуард Асадов, не дожидаясь призыва, с первых же дней уходит на фронт добровольцем. Воевал на четырёх фронтах- Волховском, Ленинградском, Северо- Кавказском и 4-м Украинском. За годы войны прошёл путь от наводчика орудия до офицера, командира батареи Гвардейских миномётов («Катюши»). В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года при выполнении важнейшего боевого задания лейтенант Асадов был тяжело ранен и навсегда потерял зрение. Но, даже обрушенный в тяжелейшее горе, он не потерял ни мужества, ни души, ни веры в светлые идеалы. Смыслом его жизни была поэзия. И в госпитале между операциями он упорно продолжает писать стихи, которые впоследствии были одобрены сначала мэтром нашей литературы Корнеем Ивановичем Чуковским, а затем и приёмной комиссией Литературного института им. Горького. Далее пять лет учёбы в институте, напряжённых, упорных и трудных, пять победоносных ступеней и в учёбе, и в творчестве. Пять лет без единой тройки и как результат- диплом с отличием, так называемый «красный диплом», и в год окончания института(в 1951 г.) первая книга стихов «Светлые дороги». И снова годы горячего и упорнейшего труда, и всё новые и новые книги. До настоящего времени их выпущено всего пятьдесят. И каждая новая книга- это, без всяких преувеличений, новый прорыв в прекрасное.

Подробнее

Культурно-исторический контекст (на примере народной песни "Пугачев кручинится")

Доклад пополнение в коллекции 04.12.2011

Герменевтика занимается толкованием текста. Например, без герменевтического комментария очень трудно понять такие тексты, как "Улисс" Джойса или "Логико-философский трактат" Витгенштейна. Герменевтика священных текстов называется экзегетикой. Так, например, Апокалипсис (Откровение Богослова Иоанна) располагается в конце всей Библии и считается последней книгой Священного писания христианской церкви. Но по своему стилю этот текст является настолько архаическим и в то же время в нем столько цитат из предшествующих текстов Библии, что в 1980-е годы русские математики М. Постников и А. Фоменко, занимающиеся темой фальсификации исторических текстов, высказали дерзкое и остроумное предположение, что Апокалипсис - не последняя, а первая, самая древняя книга Библии и тогда истолковать его будет значительно легче: ясно, что не Апокалипсис цитирует другие тексты, а другие, с точки зрения этой концепции более поздние, тексты Библии цитируют Апокалипсис. Таким образом, герменевтическая концепция текста может зависеть от его текстологической концепции (в данном случае атрибуции).

Подробнее

К вопросу об автобиографизме художественного творчества Достоевского по роману "Униженные и оскорбленные"

Доклад пополнение в коллекции 22.11.2011

Автобиографизм в творчестве нельзя полностью проследить без психологического портрета писателя. В детстве Федор Михайлович был живым, очень впечатлительным и увлекающимся ребенком, проявляющим интерес к окружающему его миру людей, умеющий заражать своими идеями и имеющий значительное влияние на окружающих. Его психика отличалась большой подвижностью и восприимчивостью. С возрастом взрывчатость и импульсивность, характерные для Достоевского в детстве, постепенно уходят во внутренний план, проявляясь в ситуациях особо значимых, а на поверхности остается сдержанность и задумчивость, под влиянием жизненных обстоятельств, перерастающая в скрытость и замкнутость. Несмотря на все эти особенности характера, он испытывает постоянную потребность в общении. Для Ф.М. Достоевского характерны: амбивалентность чувств, переживаний и стремлений, повышенная чувствительность к неудачам, тщеславие, честолюбие, но в тоже время наивность, доверчивость, непрактичность, глубочайшее сострадание к людям и склонность к мучению как себя, так и других людей, реалистичность в восприятии окружающего мира и страстное увлечение игрой, самобичевание и постоянное недовольство окружающими, подозрительность, щепетильность. Жизненные неудачи делают его желчным, злым и несдержанным, особенно к собратьям по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и огромным талантом позволили писателю оставаться в кругу самых известных литераторов даже после десятилетнего молчания. Как наследственную черту можно выделить в его характере вспыльчивость и ревнивость. Для писателя свойственна мнительность в отношении собственного здоровья, а также в отношении к людям его окружающим. Она в свою очередь усугубляется тяжелыми условиями жизни и состоянием здоровья Достоевского. Но благодаря своему таланту, ставшему источником большой сопротивляемости гениального художника и мыслителя, он до конца жизни сохраняет «ядро личности», творческие способности, осознание своей болезни и критическое отношение к себе. Основным увлечением в жизни писателя было изучение человека во всех аспектах его жизнедеятельности и его душевных исканиях. Мышлению Достоевского присущ тонкий и глубокий анализ, склонность к рефлексии. Творческий процесс имел у Достоевского характерную особенность: он долгое время вынашивал свои замыслы, прорабатывал их внутри себя, а только затем воплощал на бумаге. Этот процесс был не только интеллектуальным, но и глубоко эмоциональным. Для писателя характерна работа в постоянном «накале» и напряжении. Достоевский был глубоко чувствующий, эмоциональный человек. Ему была присуща сострадательность к ближнему, особенно к детям, готовность помогать всем нуждающимся несмотря на свое постоянно стесненное положение. Поиск веры сопровождает писателя на протяжении всей его жизни. Человек, страдание и вера были главным выбором Ф.М. Достоевского. Пересечение этих трех векторов помогло ему найти смысл человеческого существования. Вера в Бога и отрешение от собственного «Я» позволяет достичь истинной глубины и оставаться человеком. Пройдя через страдания, очистившись ими, человек может преодолеть присущий ему эгоизм, возвыситься до высших границ своего существования, понять и принять мир. Именно эта глубина была присуща самому писателю и нашла отражение в его творчестве.

Подробнее

Концептуализация понятия "ночь" в романе В.Ф. Одоевского "Русские ночи"

Доклад пополнение в коллекции 13.07.2011

Надо отдать должное японскому критику, который обратил внимание на "приставку" "Русские ночи". Одоевский таким образом подчеркивает национальное начало в названии произведения - "Русские ночи", полемизируя отчасти с европейской традицией, хотя вроде бы находится на ее волне. Однако для русской традиции были более характерны "Вечера", "Сельские вечера" А. Бунина, "Двойник, или мои вечера в Малороссии" А. Погорельского, "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, и другие. Предположительно, генезис литературных "вечеров" следует искать в фольклорной традиции - в обряде святок, когда девушки собирались вечером и рассказывали различные истории. Кроме того, ситуация, представленная в "Вечерах…" Н.В. Гоголя и А. Погорельского как реальная, изображающая колорит, описывает вечерние посиделки в деревне. Характерно, что одно из первых произведений в этой форме было создано Карамзиным под названием "Деревенские ночи" (1787). И важно не место действия, а восприятие деревни как хранительницы давней национальной традиции собираться и рассказывать истории, в том числе, и мистического характера, как у Гоголя и Погорельского. Только у Гоголя это сугубо национальное свойство украинцев, а у Погорельского такие истории возникают под влиянием Гофмана. Остается не совсем ясным, самобытны ли "вечера" или возникли под влиянием европейской традиции. Надо сказать, что если русские писатели и были знакомы с европейской литературой, то это были, в первую очередь, "Серапионовы братья" Гофмана, а с традицией художественной реализации семантики ночи были мало знакомы. Скорее всего, интерес к мистическим рассказам, обрамленных разговорами, возник параллельно, и у русских писателей это было связано с вниманием к национальному колориту в рамках романтической эстетики. Но Одоевского не устраивает мистическое толкование ночи, как мы уже видели. Поэтому он контаминирует европейскую традицию рассмотрения ночи как проникновения в истину, и русскую традицию вместе собираться для рассказывания историй. Вот почему фаустовский ответ о смысле ночи не может удовлетворить вопрос Ростислава: почему и для чего люди собираются вместе. Значение ночи не объясняет наличие нескольких собеседников. В этом сказывается давняя национальная традиция. Но и этим не исчерпывается национальное начало. Пафос многих речей Фауста сводится к вниманию человека к душе, что и выражается в постоянной рефлексии. А что есть повествовательная рама "Русских ночей" как не рефлексия по поводу души человека, мира и человека в этом мире. (Цитата). "…На свете существует два рода вопросов: одни, которых разрешение знать нужно и полезно, и другие, которые можно отложить в сторону. Такое разделение казалось им весьма рассудительным, весьма сподручным для жизни, даже весьма логическим; а между тем душа их не умолкала". "Недаром также в устах человека сохранилось поверье, что можно желать только того, что знаешь; одно это желание не свидетельствует ли, что человек имеет понятие о такой истине, хотя не может себе отдать в ней отчета? иначе откуда бы этому желанию пробраться в его душу?" Думается, это и есть свойство русского человека - "копаться" в душе в поиске неясно различимой истины, желательно универсальной, отвечающей на все вопросы разом. По Одоевскому, раз это свойственно человеку, значит и дано узнать ответ на свои вопросы.

Подробнее

Василь Стус: життя та творчий шлях

Доклад пополнение в коллекции 04.03.2011

У вересні 1965 року під час премєри фільму Сергія Параджанова «Тіні забутих предків» у кінотеатрі «Україна» в Києві взяв участь в акції протесту. Стус разом з Іваном Дзюбою, Вячеславом Чорноволом закликав партійних керівників і населення столиці засуджувати арешти української інтелігенції, що стало першим громадянським політичним протестом на масові репресії в Радянському Союзі у післявоєнний час. За участь у цій акції його відраховано з аспірантури, а причиною вказано «систематичне порушення норм поведінки аспірантів і працівників наукового закладу». На цьому «нормальне» життя закінчилось, але роки тимчасових робіт стали найщасливішими роками його життя. Хоча з моменту виступу у кінотеатрі за ним слідкували агенти КДБ, він часто їздив з друзями у подорожі. Не можна також оминути того великого значення, якого набула для нього робота в архіві. Працював у державному архіві, на шахті , на залізниці, на будівництві, в котельні, в метро. З 1966 року старший інженер у конструкторському бюро Міністерства промисловості будматеріалів УРСР. Саме в цей час видавництво відхилило публікацію першої збірки віршів «Круговерть». Незважаючи на позитивні відгуки рецензентів. Було відхилено і другу збірку Василя Стуса «Зимові дерева». Однак її опублікували у самвидаві. У 1970 році ця книга віршів поета потрапила до Бельгії і була видана у Брюсселі.

Подробнее

Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"

Доклад пополнение в коллекции 12.02.2011

Последним событием в биографии главного героя становится его второе путешествие в Моюнкумские степи. Привело туда его ни что иное, как желание вновь встретится с Ингой Федоровной после долгой разлуки, тем более что они должны были решить вопрос о создании семьи, ведь оба успели очень сильно полюбить друг друга и хотели начать новую счастливую жизнь. И все бы было хорошо, если бы опять не вмешалась судьба: возлюбленная Авдия уехала в Джамбул, чтобы решить вопрос относительно опеки над ее сыном от первого брака, а Авдий, прибывший как раз в момент отсутствия Инги, вынужден был покорно ждать ее приезда, ведь на ситуацию он повлиять никак не мог. Мелочи, обстоятельства, случаи и случайности, которым мы, по сути, не придаем значения, но которые, как ни странно, определяют нашу судьбу, незримо вмешиваясь в запланированные нами действия, сыграли роль и на этот раз. Случилось же так, что именно в тот момент, когда Авдий ходил по станции Жалпак-Саз в суматохе мыслей о его будущем с Ингой Федоровной (а поездка ее в Джамбул действительно носила судьбоносный характер для их отношений), он попался на глаза Обер-Кандалову, собиравшему группу для облавы в Моюнкумах. Главный герой, не задумываясь, откликнулся на предложение Обера, ведь мысли о возлюбленной тяготили его, подобно Гордееву узлу, туго затянутому вокруг шеи, узлу, который он не в силах был развязать максимум только позабыть о нем на время. Природа человека такова, что, чем дольше он ждет приговора, тем сильнее драматизирует события, явственнее представляет себе самую трагическую развязку сложившихся обстоятельств. Видимо, такое стечение обстоятельств было уготовано для главного героя самой судьбой, и поэтому ему не оставалось ничего, кроме как согласится на неожиданно подвернувшуюся «шабашку», ведь таким способом он мог отвлечься и от тяжелых мыслей об их с Ингой будущем и, что немаловажно, подзаработать денег. Поездка на облаву в Моюнкумы обернулась для Авдия Каллистратова роковой случайностью: он не смог выдержать насилия над природой, которое творили в степи его напарники, и вместо того, чтобы помогать закидывать сайгачьи туши в грузовик, главный герой попытался наставить членов “Хунты” на путь истинный. Но снова не повезло Авдию: члены данного коллектива оказались людьми настолько деморализованными, что трудно даже было определить, что, кроме умения говорить, отличало их от животных?! Жестокость, невежество, грубость, беспричинная агрессия, жажда кровопролития вот те качества, которые определяли поведение членов “Хунты”. Авдий лишь дал им повод показать свою звериную натуру; расправа над ним была страшна, наверное, страшнее, чем пытки в ГЕСТАПО. Но не сдался Авдий Каллистратов перед последним, самым трудным испытанием в своей жизни, ибо свято верил, что умирает за правду, за веру, за любовь к этой земле и ко всему миру в целом, умирает за и во имя других, во имя добра и справедливости на земле. Смерть свою главный герой встречает, будучи распятым на дереве саксаула, подобно тому как когда-то был распят на кресте Иисус Христос. И такой финал не случаен, он подводит итоги жизненных и морально-духовных исканий героя, пусть даже и на кресте, ведь не случайна фраза: “Может быть, не случайно, что лучшим сынам человеческим посылаются самые горькие страдания”. Авдий Каллистратов проходит очень сложный цикл внутреннего развития, так в начале этого пути он предстает самонадеянным подростком, вынашивающим планы по обновлению веры и Бога, если не всего мироздания, но затем, в процессе познания жизни с ее суровой реальностью и законами выживания, герой переосмысливает свои взгляды на окружающий мир и порядок бытия, обретает истинную веру в Бога, душевную гармонию и цель в жизни. Если обратиться к вопросу: “Что же все-таки является Богом для Авдия?!”- то однозначного ответа мы найдем, потому что Бог у него в сердце, а не в бутылке с водкой или сигаретке, набитой травкой. В этом и заключается главная мысль, которую хотел донести до нас Чингиз Айтматов со страниц своего романа “Плаха”: Бога нельзя подчинить единым стандартам, если есть Бог у человека, то у каждого разный, разный даже в силу того, что образ его мы представляем по-разному; отношения с Богом тоже у всех разные, кто доверяет, полагается на него во всех своих делах, кто просто изливает перед ним свою душу, кто-то даже ссорится с ним. Но главное, что объединяет всех верующих это надежда, которую дарит нам вера в Бога, ведь у каждого в душе после обращения к Всевышнему появляется надежда, что мольбы его будут услышаны, что Господь облегчит его страдания. Таким образом, Чингиз Айтматов показывает свою концепцию понимания веры и Бога: у каждого Бог разный, каждый приходит к нему по своей особой дороге, каждый ждет от Него чего-то только ему важного, отношения с Богом тоже у всех разные, но надежда одинаковая, ведь если Господь справедлив и милосерден, то никого он не обделит своей любовью.

Подробнее

Роль финального эпизода в поэме Венедикта Ерофеева "Москва – Петушки"

Доклад пополнение в коллекции 03.02.2011

Подтверждает нашу мысль такая важная деталь, как Кремль, который никогда не видел наш герой, и к которому прибегает, спасаясь от четырех убийц. Он здесь является, на наш взгляд, символом несвободы, символом всего того, от чего Веничка пытается бежать. “Сколько раз, я проходил по Москве, вдоль и поперек, в здравом уме и в бесчувствиях, сколько раз проходил и ни разу не видел Кремля, я в поисках Кремля всегда натыкался на Курский вокзал. И вот теперь, наконец увидел. Когда Курский вокзал мне нужнее всего на свете!”[C.126]. Бесспорно, что между Курским вокзалом и Кремлем в поэме есть связь. На наш взгляд, эта связь заключается в том, что Курский вокзал является отправной точкой, началом пути в Петушки, пути не только физического, но и духовного, он словно часть того светлого, что есть в Петушках. И раньше, куда бы ни шел Веничка, он всегда приходил на вокзал, всегда попадал к началу пути, ведущему к его мечте. “Если даже ты пойдешь налево попадешь на Курский вокзал; если прямо все равно на Курский вокзал; если направо все равно на Курский вокзал”. Но в конце поэмы весь Веничкин мир рушится. Петушки как его идеал становятся недоступны. “Был у тебя когда-то небесный рай … а теперь небесного рая больше нет … божество от тебя отвернулось”[C.122]. Потому он и не может попасть на вокзал, не может попасть к началу спасительного пути. “Не будет тебе никакого вокзала!”[C.125]

Подробнее

Обломовщина в современном мире

Доклад пополнение в коллекции 01.02.2011

Как мы видим, мнения по поводу героя и характерного для него состояния неоднозначны. Вполне возможно, что при ответах главным критерием был жизненный опыт отвечавших. Возраст и деятельность опрошенных, отношение к жизни в целом и воспитание также повлияли на ответы. Интересно сравнить ответы участников одной возрастной категории. Например, у Алёны и Артёма совершенно разные мнения по поводу названного явления. В чём причина? Ведь возраст у них одинаковый (19 и 20 лет соответственно). Во - первых, они разного пола, значит, логика и мышление кардинально отличаются. Во-вторых, Алёна уже работает, значит, знает цену времени, собственному труду и деньгам, а Артём - студент, как говорится, «птица вольная». Позицию Алексея можно растолковать так: «Мне нет дела до других, надеяться нужно только на себя». Частично можно с ним согласиться, люди разные бывают. В ответах более взрослых и опытных участников опроса заметен намёк на «теорию общественного договора», разработанную просветителями Локком и Руссо. Нотки осознания несправедливости и осуждения явно звучат в ответах Сергея и Людмилы Ивановны, хотя они - представители разных поколений. Мнения различаются, но к общему выводу прийти можно: действительно, Обломов до поры до времени дремлет в каждом из нас, но всегда ли он так неприятен окружающим? Что нужно делать, чтобы не вызвать раздражение общества? Нужно ли учитывать мнение общества? Отвечая сходу, скажем: необходимо грамотно оценивать свои силы и жить как тебе удобно, при этом не провоцируя никого на грубость; не нужно плыть по течению, нужно бороться с жизненными трудностями, в первую очередь, с самим собой. Жизнь одна, и будет неприятно, если выяснится, что от жизни не получил всё по максимуму, а в большей степени просуществовал за счёт других. Хорошо, когда есть друзья и близкие люди, которые не отвернутся от тебя при любых обстоятельствах, а как быть тем, от которых эти люди уже отвернулись? Следует обратиться к такому социальному явлению, как бомжи. Конечно, существует множество внешних факторов; изучая их, можно прийти выводу, что порой даже образованные люди деградируют, к сожалению, до уровня последних. Чаще всего, это люди, не сумевшие в определённый момент почувствовать толчок извне или изнутри, либо не сумевшие избавиться от своих очень вредных привычек. Вспомним роман Гончарова и предприимчивых Тарантьева и Мухоярова! Если бы не Штольц, Обломов пошёл бы по миру. А его слуга? Жизнь Захара после смерти барина ограничивалась бродяжничеством, пьянством и непонятной ностальгией по старой, привычной, неизменной жизни. Безвольный человек, «добродушный чудак»… Есть мнение, что «человек совершает преступление, а общество готовит его», и отчасти соглашаешься с этим мудрым высказыванием. Почему даже ради своего единственного ребёнка Илья Ильич Обломов не попытался изменить себя? Может быть, потому что он знал, что любящие его Агафья Матвеевна и Андрей Иваныч позаботятся о сыне?! Так встаёт вопрос о воспитании, одной из важных причин «обломовщины». Родители, особенно мать, потакая малейшим слабостям сыночка, приучают его быть «барчуком» с малолетства, т. е. жить на всём готовом. Невольно соглашаешься с тем, что лучше бы ребёнок вырос «сухариком», как Штольц. Родители часто допускают ошибки в воспитании детей, когда у тех начинают формироваться индивидуальность и характер. Дети копируют поведение и манеры взрослых, авторитетных для них людей, позже примеряя на себя запомнившиеся социальные роли. Об этом пишут психологи XX века, а вот как пишет в XIX веке Гончаров. «Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев». В этом фрагменте текста прекрасно изображён быт обломовского дома вместе с излишним и навязчивым вниманием к ребёнку. «Не всё же резв, однако ж ребёнок: он иногда присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на всё так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним; ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребёнка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей». Данные строки из романа напоминают книгу по психологии детства и в очередной раз убеждают, что дети уникальны по своей природе: сначала бессознательно впитывая в себя, как губки, всю окружающую информацию, немного позже они используют её уже в своей жизни, где, возможно, уже не окажется слуг и нянек. «Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему? А как жили взрослые в Обломовке? Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь? Бог весть. И как отвечали на него? Вероятно, никак: это казалось им очень просто и ясно. Не слыхивали они о так называемой многотрудной жизни, о людях, носящих томительные заботы в груди, снующих зачем- то из угла в угол по лицу земли или отдающих жизнь вечному, нескончаемому труду. Плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись как огня увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутреннего, душевного огня, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле». Действительно, у кого маленький Обломов мог научиться интересно и разнообразно жить, когда «не удавалось никак Илье Ильичу сделать что- нибудь самому для себя», а родители препятствовали учёбе и, соответственно, ограничивали общение со Штольцем. «И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома». Гончаров детально описывает, как из живого ребёнка выпестывали увальня, барчука. «И Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Прекрасное сравнение живого с полуживым и, главное, соотношение со всеми временами. Любые проявления собственного, детского «я» пресекались - мол, предки наши так жили, мы так жили, и ты тоже будешь так жить. В этом нескончаемом круговороте безумной опеки собственные желания ребенка почти всегда забывались. Ребёнок был счастлив, когда ему удавалось на мгновение остаться самому с собой. С радостным изумлением, с неподдельным восторгом убегал он то на голубятню, то за ворота. Но так мало было этих крохотных моментов и никаких наказаний, что пропало всякое желание проявлять себя с любой стороны, доказывая индивидуальность.

Подробнее

История любви Александра Пушкина и Натальи Гончаровой

Доклад пополнение в коллекции 26.12.2010

В таких условиях и формировался характер Натали Гончаровой впервые появившись в обществе, она была замкнутой и стеснительной. Многие думали, что ей просто нечего сказать. На самом деле Наталия, как и ее сестры Александра и Екатерина, была не только умна, но и прекрасно образована. Она знала французский, немецкий и английский языки, историю, географию, хорошо разбиралась в литературе, неплохо играла в шахматы. И с самого детства была необыкновенно красива. Соседка Гончаровых по имению Надежда Еропкина вспоминала: «Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрою моей, Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой отличалась редкою красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы осталось за нею. Я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц... Но главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. »

Подробнее

Биография А.А. Блока

Доклад пополнение в коллекции 25.12.2010

В 1909 и 1911 гг. поэт совершил туры по Европе, что нашло свое отражение в цикле «Итальянские стихи» и в драме «Роза и Крест». Появились новые книги поэта сборник стихов «Ночные часы», трехтомное «Собрание стихотворений», «Стихи о России» и др. В 1918 г. выходит еще одно известное произведение Блока «Двенадцать». После революции поэт много работал. Однако из-под его пера уже редко выходили стихи. В основном это статьи, очерки, рецензии, заметки по вопросам истории, культуры, литературы и театра. Он принимал участие в работе Государственной комиссии по изданию классиков, работал в театральном отделе Наркомпроса, в Большом драматическом театре, в Союзе поэтов.

Подробнее

Жизнеописание Т.Г Шевченко

Доклад пополнение в коллекции 12.12.2010

В 1844 году я поступил в Академию художеств; тогда же Тарас Григорьевич за исполненную им программу «Мальчик с собачкою» получил звание художника. Я, подобно многим нашим землякам, стремящимся к художественному образованию, приехал в столицу с ничтожными денежными средствами. В таком положении обыкновенно сближаешься с подобными же себе товарищами и устраиваешь жизнь свою сообща, как можно проще, и вот, сойдясь с такими же тремя юношами Карпом, Гудовским и Роговым, мы заняли в доме Бема на Васильевском острове в 1-й линии весьма скромное помещение, состоящее из одной проходной комнаты с перегородкой. За перегородкой жили мы четверо, а налево, не доходя до перегородки, вела дверь в другую комнату, которую занимал Тарас Григорьевич. Это была уютная комнатка с одним окном, убранная заботливой женской рукою кисейными занавесками. Мы, как новички, только что поступившие в Академию, смотрели на Тараса Григорьевича с подобострастием; в наших глазах это был уже законченный художник и притом еще поэт, получивший уже среди малороссов известность. Случалось, что Тарас Григорьевич, когда, бывало, захочется отвести душу народной песней, выходил к нам за перегородку, садился на единственный стоявший в комнате деревянный диван и говаривал: «А нуте, хлопцы, заспиваем!» Карпо брал свою скрипку, Гудовский держал баса и при помощи наших молодых тогда голосов песня лилась, и мы забывали нашу тяжелую нужду. Чаще всего при этом пели песню из сочинений Тараса Григорьевича: «Ой повій, вітре, з великого лугу, та розвій нашу тугу», эту песню он и сам пел с нами и руководил пением, и напев к ней был им же сочинен, пели, конечно, без нот. Тарас Григорьевич в то время был в дружественных отношених с Брюлловым К. П., у которого часто собирались два брата Кукольника, вечера у них кончались не всегда благополучно. Брюллов наконец не выдержал и, разойдясь с Кукольниками, впоследствии говаривал: «Черт бы их побрал, я чуть не сделался через них горьким пьяницей». К тому же времени относятся и шалости Брюллова карандашом: так, в альбоме Тараса Григорьевича я видел карикатуру, начерченную Брюлловым, где Тарас Григорьевич изображен с растопыренными пальцами, за ногтями которых была намазана чернейшая грязь; в том же альбоме было много эскизов друга Тараса Григорьевича Штернберга (из Диканьки), необыкновенно талантливого молодого человека, отправленного за границу для усовершенствования и там, к сожалению, умершего. Из числа эскизов Тараса Григорьевича в этом альбоме лучшим был «Король Лир», нарисованный сепией. Энергическая фигура короля была почти в нагом виде, с факелом в руках, в припадке безумия бегущего поджечь свой дворец. В таком положении мне никогда не случалось видеть «Короля Лира» на сцене при выполнении этой роли лучшими артистами. Эскиз Тараса Григорьевича производил сильное впечатление и но эффектному освещению. Тарас Григорьевич готовился его исполнить, но неблагоприятные обстоятельства тому воспрепятствовали; тут же был эскиз «Мальчик с собачкой», за исполнение которого он получил звание художника.

Подробнее

Основные течения русской литературы XIX века

Доклад пополнение в коллекции 09.12.2010

Реализм в искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество"

Подробнее

Система экономических воззрений Н. Гянджеви в "Хамсе"

Доклад пополнение в коллекции 02.12.2010

Бессмертие творчества Низами заключается в том, что своим исследованием экономических проблематики он указал пути их решения. Одна из причин, обеспечивших бессмертие творчества Низами заключается в том, что он умел ставить общественные проблемы и указывать пути их решения. По мыслям поэта, во главе общества должен стоять умный, увлеченный просветительством правитель, который мог бы обеспечить гармоничность человеческих отношений в обществе. Здоровая атмосфера общественной среды во многом зависит от личных качеств человека, стоящего во главе общества. Ведущая проблема, поставленная во всех его произведениях состоит в том, что глава государства обязан достояно справляться с обязанностями, наделенными ему Всевышним, он должен без устали трудиться для счастья, благополучия граждан, судьбы которых вверены ему. Лишь при таком положении может быть обеспечено развитие всех слоев общества, осуществлены задачи, поставленные при создании человека Всевышним.

Подробнее

Мировоззрение Фёдора Достоевского

Доклад пополнение в коллекции 23.11.2010

Родился в Москве в семье врача, образование получил в инженерном училище в Санкт-Петербурге; в 1841 произведен в офицеры, в 1843 окончил офицерские классы и зачислен на службу при инженерной команде, но осенью 1844 уволен в отставку. В 1845 повесть “Бедные люди” в “Отечественных Записках” встречена восторженными похвалами критики; затем ряд повестей из чиновничьей жизни. 21 декабря 1849, за участие в литературных собраниях Петрашевского, приговорен к смертной казни, но сослан в каторгу на четыре года; прослужив потом рядовым два года, произведен в прапорщики. В 1856 прощен, вышел в отставку и возвратился в Россию. Первые произведения после ссылки “Дядюшкин сон” и “Село Степанчиково”. В 1860 Достоевский в Санкт-Петербурге и с 1861 с братом Михаилом издает ежемесячный журнал “Время”, где печатал роман “Униженные и оскорбленные” и “Записки из мертвого дома”, потрясающая картина жизни на каторге. В 1863 журнал запрещен. В 1864 издавал журнал “Эпоха”, успеха не имел. После поездки за границу появилось “Преступление и наказание” (“Русский Вестник”, 1866), “Идиот” (1881) и “Бесы” (1870-71). С 1873 редактировал “Гражданин”, где печатал свой “Дневник писателя”. В 1875 напечатал “Подростка” и в 1876-78 издает “Дневник писателя” как особый журнал. 1879 “Братья Карамазовы”.

Подробнее

Образ Наташи Ростовой - самый женственный в русской литературе

Доклад пополнение в коллекции 16.11.2010

Предназначение Наташи состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Везухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: "Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она -- настоящее". Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, "распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала". Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.

Подробнее

Жанровое своеобразие новелл Ги де Мопассана

Доклад пополнение в коллекции 16.10.2010

По моему мнению, этот признак выражается в том, как автор называет своих героев. Вместо имён он всё больше использует местоимения: «и она приняла предложение мелкого чиновника», «она страдала от бедности своего жилья», «она мечтала о таких обедах». Или же автор использует такие выражения как: «граф», «старуха-мать», «прусский офицер». Все эмоции и переживания выражены буквально в нескольких сухих фразах, а то и в нескольких словах. Но не смотря на то, что автор не даёт описания переживаний, мыслей, чувств и эмоций, читатель всё-равно так или иначе представляет себе характер героя. Он выражается в каких-либо словах, действиях, поступках: «Она льнула ко мне, ластилась, называла меня дурацкими ласкательными именами, и все эти телячьи нежности навели меня на размышления». Мопассан делает своих героев типичными. На их месте мог бы оказаться любой представитель того общества.

Подробнее

Карнавалізація в романі В. Гюго "Собор Паризької Богоматері"

Доклад пополнение в коллекции 07.10.2010

Найвиразніше втілення переломної епохи, змальованої в романі, він бачить у самому соборі як пам'ятнику архітектури, в якому старі форми, позначені недоторканістю догматичних архітектурних традицій, стали поєднуватися з новими формами, що відбивають зародження та зростання опозиції застарілим традиціям. Собор не лише місце, в якому або в безпосередній близькості до якого відбувається більша частина дії роману. І не тільки композиційний його центр, що до нього стягуються всі сюжетні лінії роману. У третій книзі та в другому розділі п'ятої книги, де подано докладний опис архітектури середньовічного Парижу, собор виростає до величного символу, що втілює невичерпний талант французького народу в статті про «Квентіна Дорварда», визначаючи життя як примхливу драму, в якій змішується добре й зле, прекрасне й потворне, Гюго в передмові до «Кромвеля» додав до цього й те, що прекрасне в сусідстві з потворним робиться чистішим і величнішим. Саме в такому романтичному контрасті до Квазімодо, Гудули, Клода змальовано чарівну Есмеральду. Та попри всю зовнішню протилежність між нею й Квазімодо у них чимало спільного не тільки через ту романтичну випадковість, за якою Квазімодо колись опинився у колисці Агнеси-Есмеральди. Якщо в ньому загинув обдарований музикант, то Есмеральда найповніше втілення народного таланту, що виявляється і в її танцях, і в її «чаклунствах» із кізочкою Джалі. Як і Квазімодо, вона здатна па самовіддане кохання, що виросло з безмежної вдячності (до ротмістра Феба). Глибока людяність дівчини робить її рятівницею не лише Квазімодо, незважаючи на всю його непривабливу роль у попередніх подіях її життя, а й драматурга-невдахи П'єра Гренгуара, «Доля й суспільство були однаково несправедливі до неї» так само, як і до Квазімодо.

Подробнее
1 2 3 4 5 > >>