Вопросы по предмету философия

Вопросы по предмету философия

Основы философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.08.2012

Социальная философия Платона. Многие ученые (Лосев, Поппер и др.) в оценке платоновской социальной философии считали - это тоталитарная философия. Суть доктрины описана в двух диалогах. Первый диалог - «Государство» (Republic), второй диалог - «Законы». В «Государстве» описаны общие принципы идеального государства. В «Законах» конкретизируется, каким должно быть идеальное государство. Идея идеального государства: идея данного предмета является не только формой данного предмета, но и его образцом. То есть, все предметы как бы стремятся к своему образцу. Даже все предметы имеют градацию - чем ближе к идеальному образцу, тем более он подлинный. Платон использует абстрактное мышление. Платон опирается на философию Сократа. Процесс познания истины - процесс припоминания того, что видела душа человека, когда она еще не попала в это конкретное тело. Концепция врожденных идей. Каждая душа (идея), сталкиваясь с другими идеями, имеет информацию о других идеях. То есть, душа, попадая в тело, знает все об идеальном мире, но это знание «запаковано». Это ненаучная гносеология, т.к. познание законов по ней не заставляет исследовать предметно-чувственный мир. Чтобы заставить душу вспомнить, что она созерцала, нужно быть философом. Люди, склонные к созерцанию идей, развивают эту способность с помощью учителя. Если в обществе имеются философы, и у них есть способность созерцать идеи (а это - истина), то получается, что способностью обладать истиной обладают только философы. Сакраментальная фраза Платона: «Государством должны править только философы». Первый элемент тоталитаризма - есть главный учитель, он передает свое учение ученикам, которые становятся правителями, они все решают. Второй элемент тоталитаризма связан с индивидуализацией, которая закладывается бесформенной материей, которая вторична. Поэтому человек, высказывающий свои индивидуальные идеи, - диссидент. Так как принцип индивидуализации выходит за рамки мира идей. По Платону, истина не может быть индивидуальной, она может только общей. Афины в то время испытывают кризис мелкого рабовладения (нужна империя, но об этом пока никто не знает), поэтому Платон ищет свой путь - пишет конкретные законы. Принцип укрепления власти описывается в «Законах», там же положения о том, как должны жить люди в идеальном государстве. Платоновское идеальное государство - тоталитарное государство. Здесь нет свободы, так как истина не индивидуальна.

Подробнее

Эволюция и основные категории философии

Вопросы пополнение в коллекции 17.06.2012

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах») и фатализма(вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.), рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии - человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике. В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

Подробнее

Основы теории коммуникаций

Вопросы пополнение в коллекции 31.03.2012

Большое влияние на современную философию оказали герменевтические идеи Г.Г. Гадамера, ученика М. Хайдеггера. Развивая предложенный Хайдеггером "онтологический поворот" герменевтики к проблеме языка, Гадамер в качестве важнейшей выделяет категорию "предпонимание" - совокупность "предрассудков" - "это суждение, которое имеет место до окончательной проверки всех фактически определяющих моментов" (Гадамер). Следовательно, предрассудок - не обязательно ложное суждение, в нем могут быть как положительные, так и отрицательные моменты. Предрассудки, по Гадамеру, - это элементы традиции, живущие в современности, это связь истории и современности. Поскольку любая традиция нерасторжимо связана с языком, в нем выражается и им в определенной степени обусловлена, постольку главным предметом и источником герменевтической рефлексии должен стать язык как структурный элемент культурного целого. Язык кроме переносимого смысла сохраняет объективные и субъективные предпосылки понимания. Язык является условием познавательной деятельности человека. Таким образом, понимание из модуса познания превращается в модус бытия. Принципом и источником действительного понимания и взаимопонимания является диалог, разговор, коммуникация. Идеи Гадамера существенно переориентируют устремления герменевтики как философско-методологической дисциплины. Она обретает еще большую философскую значимость, становится учением о человеческом бытии и коммуникации.

Подробнее

Вопросы и ответы по философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Идеализм имеет свои гносеологич. и соц. корни. Т.к. поз-е мира очень сложный и противоречивый про-цесс, ни один из философов, занимающихся этим не застрахован от некоторого ухода от реальности. Во всем этом потоке творчески ищущей мысли присутствует проверенная опытом возм-ть ошибок и заблуждений. Следовательно в самом процессе познания заложена возможность отрыва мысли от действительности и ухода ее в сферу фантазии, что невольно толкает мыс-лителя на ложный путь. Известно, что вещи и их св-ва даны нам в форме ощущений и что субъектив. образы этих вещей осознаются как существующие там, где находится их объект. Например глядя на зел. лист мы прежде всего для себя выделяем его зеленость и при-писываем это св-во самому листу. Т.е. очень легко путается вещь и ощущение и если научный мате-риалист пытается отделить субъективную форму, в кот. нам дан объект от его объективного источника, сущ. самого по себе, то идеалист этого не делает, допуская тем самым отклонение от реальности в мир фантазий. Соц. корни идеализма связаны в общем с процессом отделения умственного труда от физического и противо-поставления ему. Этот пр-сс связан в свою очередь с образованием антагонистич. классов, тем, что умств. труд начинает считаться привилегией господствующего класса. А философия, выполнявшая идеологич. фи-ии, явилась его духовным оружием. Соответственно идео-логи защища-ли идеализм, т.к. были заинтересованы в защите религ, как духовного орудия, ср-ва угнет. труд. При этом именно идеалистич. фил-фия привлекалась ими, как теоретическое обоснование религии. Надо отме-тить, что прогр. развитие об-ва, ведущее к уничтож-ю антагонистич. классовведет к преодолению причин сущ. идеалистич. картины мира, но, я уверен, что идеалистич. представл-я никогда до конца не пропадут.

Подробнее

Индукция и аналогия

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

При неполной индукции проверяются на наличие Q не первые попавшиеся предметы класса S - генеральной совокупности, - а те из них, которые специально отобраны для этой цели (выборка). В схеме посредством В обозначена выборка. Поэтому первые n посылок указывают на результат сплошной ее проверки, а первое умозаключение осуществляется по полной индукции и касается именно выборки. Далее вводится еще одна, n + 2 -я посылка (обосновывающая), которая говорит, что предметы выборки - это предметы еще более широкого класса S - генеральной совокупности. Используя это знание, мы и осуществляем окончательный перенос результата на все предметы исследуемого класса S.

Подробнее

История зарубежной философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Карл Маркс (1818-1883) - немецкий философ, основоположник марксизма. Под влиянием идей Фейербаха Маркс отверг гегелевское понятие Абсолюта и Духа как истинные понятия и вместо этого поместил человека и человеческое сознание в центр своей философии. Социальные отношения, которые связаны с наемным трудом, производством, торговлей и деньгами, он стал рассматривать как определяющие силы человеческой истории. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Маркс полагает, что общество в своем развитии достигает такой точки, когда материальные силы производства вступают в конфликт с существующими производственными отношениями, в результате чего они становятся тормозом развития общества. Это порождает социальные революции. В то же время Маркс подчеркивает, что "ни один порядок не исчезнет, прежде чем все производительные силы не будут развиты, и новые более высокие отношения производства никогда не появятся, прежде чем материальные условия существования не созреют в недрах старого общества". Под производственными отношениями он понимает отношения, которые возникают между землевладельцем и наемным работником, владельцем завода и рабочим и т.д. Они составляют экономическую структуру общества и являются основой политической, моральной и духовной надстройки. Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами. Внимание Маркса было направлено на материальную и физическую, а не духовную реальностьПо Марксу, сущность человека состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в рамках частной собственности.Говоря о формациях Маркс имеет ввиду возникающие и изменяющиеся материальные образования. Общественная формация представляет собой исторически определенную ступень развития человеческого общества, исторического процесса. Он выделяет три большие общественные формации: первичную общественную формацию (общая собственность), вторичную общественную формацию (частная собственность) и третичную общественную формацию (общественная собственность). Вторичная общественная формация, в свою очередь, обозначалась термином “экономическая общественная формация”.В качестве прогрессивных эпох экономической общественной формации были названы азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства. Первичная общественная формация характеризуется архаическим синкретизмом общественных отношений, в условиях которого отношения общей собственности и, следовательно, производственные отношения не имеют отдельной формы бытия, проявляются не сами по себе, а через родовые связи семейно-брачные и кровнородственные отношения. В условиях первичной общественной формации родовые отношения представляли собой специфическое средство выражения производственных отношений. Отсюда и та особенность общественной жизни, при которой экономический и родовой строй совпадают друг с другом, как это сохраняется и сейчас в патриархальном укладе. Только возникновение и развитие частной собственности проводит грань между ними. Производственные отношения обретают самостоятельную форму бытия. Соответственно марксистская теория экономической структуры общества, экономического базиса и надстройки отражает исторические реалии именно вторичной общественной формации. Этим объясняется и ее двойственное обозначение: экономическая общественная формация. В условиях преобладания всеобщего труда неизбежна трансформация экономических, т.е. общественных производственных отношений. Третичная общественная формация (так же как и первичная) не будет иметь признаков экономической общественной формации.

Подробнее

Основные концепции современной философии науки

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать (сфера производства: самолет). Но есть действия и виды деятельности, в которых точный расчет невозможен, поскольку не точного знания об «объекте» (общество и сам человек). Важнейшая характеристика человека - свобода, выбираем цели, и тд. Но будущее всегда неопределенно, часто не совпадает желание с реальностью. Вера особое внутреннее состояние и действие человека в условиях неопределенности, предполагающее наличие цели, которую человек активно желает и делает все необходимое для ее реализации. Множество действий человек совершает на основе веры и надежды. Религиозная вера, как правило, иррациональна (от абсурдной до примирительной). Религия авторитарна, требует подчинения. Отношения науки и религии, конечно, не сводятся взаимному конфликту. Многие ученые были верующими, что не мешало им делать выдающиеся открытия. Все чаще ученые говорят о существование другого, информационного гораздо более емкого мира Мира высшей реальности, тенью которого (в платоновском смысле) и является наша Вселенная. Человек существо творческое, а значит свободное. В его жизни всегда будут вера, надежда и любовь, а значит и религия, философия и искусство.

Подробнее

38 вопросов по философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении - в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-ой идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода К.наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и “духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К.к воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и “Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр., закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако, противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив, в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике - вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул принцип самоценности каждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к.она возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.

Подробнее

Вопросы и ответы к экзамену по дисциплине «Социология»

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название социология (соци общество, лог знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.

Подробнее

Категории бытия и субстанции

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи присуща внутренне мысль. Трактовка материи идеалистическими направлениями фил. Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления; Не проводится различие м/у фил. пониманием материи и естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед фил. стала задача уточнения понятия <материя>. Это сделал Ленин в работе <Материализм и эмпириализм>. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В домарксисткой философии материя отождествлялась с конкретными ее видами, напр. атомами и тд. Отождествление на к.-л. этапе познания филос. понятия М. как объективной реальности с конкретными ест.-научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры М., что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последов. раскрываемых наукой и практикой. Всеобщими формами бытия М. являются пространство и время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных, которые не обладали бы пространственно временными свойствами.

Подробнее

Контрольная работа по философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Любой исследователь физических процессов знает, что формула всякого частного закона содержит множество условий, ограничивающих применимость зтой формулы. Но имея дело всегда только с материей он считает, что все зти ограничения и условия должны быть только физическими. Мало того, исследуя какой либо процесс, развивая свою идею от частного к общему, ( например закон сохранения вещества, закон сохранения энергии) физик, склонный к материализму полагает, что никаких ограничений вносить не нужно. Н. Лосский объясняет это тем, что человек есть прежде всего практический деятель, он в основном занят борьбой за сосуществование и поэтому ''эволюция всех наших предков и собственные наши интересы выработали в нас способность сосредотачивать внимание преимущественно на чувственно данной среде, на реальном пространственно временном бытии и опознавать его''. (Л.4. стр.145. Материя в системе органического мировоззрения)

Подробнее

Контрольные вопросы по философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:

  • Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
  • Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
  • Психология познавания изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.
  • Логика знания наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)
  • Критика познания анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.
  • Общая история познания, эволюция познания.
  • Аксиология (axios ценность) учение о ценностях.
Подробнее

Краткий словарь философских терминов

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Мистика - направление в духовной жизни средневековья, не допускающее возможности осмысления религиозных догматов, их обоснования средствами разума, призывающее только к безрассудной вере в них, а также шире направление в духовной жизни, практикующее иррациональное, интуитивно-непосредственное постижение божественного и слияние с ним

Подробнее

Критерии научного познания. Отличие науки от вненаучных форм знаний

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. (Одной из форм вненаучного знания является обыденное знание).

Подробнее

Материал к экзамену по философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Платон (427-347 до н. э.) Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, недоступное чувствительному восприятию и постигаемое только разумом, бытие множественно. Бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей - идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Для объяснения многообразия существующего мира Платон вводит понятие материи. Материя это первичный материал, то из чего делают все чувственно-существующие вещи, материя может принять любую форму. Внесенное Платоном новшество о множественности бытия - идей поставило перед ним задачу объяснения связи между миму, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого, единое само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей Единое выше всякого существования и всякой множественности. Единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Космология Платона. Здесь Платон развивает учение о творении божества Космоса из первобытного Хаоса. Творец мира был добр и пожелал устроить чтобы было хорошо, застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом. Платон был убежден, что небесные тела - это видимые боги, обладающие телом и душой Теория познания Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. Это по силам только мудрецам философам. Философия стремится постигнуть самое существенное , наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувствительных позиций всех природных вещей и человеческих дел. Истинным знанием обладает душа, которая состоит и трех частей: 1)разумной, 2)пылкой (волевой), 3)чувственной. Учение Платона впервые ставит вопрос об отношении бытия и мышления материально-чувственного и идеально-сущностного мира. И Платон решает это вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами.

Подробнее

Годы жизни выдающихся философов

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Буддаок.583 - ок.483 до н.э.Конфуций 551-479 до н.э.Лао-цзы VI-V вв. до н.э.Фалес ок.625-547 до н.э.Анаксимандр ок.610 - ок.540 до н.э.Анаксименок.588 - ок.525 до н.э.Пифагорок.580 - ок.500 до н.э.Ксенофан VI-V вв. до н.э.Гераклит ок.544 - ок.483 до н.э.Парменид ок.540 - ок.470 до н.э.Зенон Элейский - ок.490 - 430 до н.э.Горгий ок.483 - ок.375 до н.э.Протагор - ок.480 - ок.410 до н.э.Сократ ок.469 - 399 до н.э.Демокрит ок.460 - ок.370 до н.э.Антисфен ок.435 - ок.370 до н.э.Платон 428/27 - 348/47 до н.э.Диоген ок.400 - ок.325 до н.э.Аристотель 384 - 322 до н.э.Эпикур 341 - 270 до н.э.Пиррон ок.360 - ок.270 до н.э.Зенон стоик ок.336 - ок.264 до н.э.Климент ок.150 - ок.215Тертуллиан ок.160 - ок.222Ориген ок.185 - ок.254Секст Эмпирик II-III вв.н.э.Августин 354 - 430Иоанн Росцелин ок.1050 ок.1120Пьер Абеляр

Подробнее

Материалы к зачету по курсу &quot;Философия&quot;

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Конструктивно-логическое учение Платона в том, что учение об эйдосах позволяет осуществить критику принципа релятивизма истины софистов. Действительно, "мнений" о вещи, основанных на чувственном восприятии может быть много, Однако "истина", отражающая "внутреннюю логику", сущность вещи - одна.

Подробнее

Мировоззрение и его типы

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

Инд. Ф-я мысль древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видемому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное влззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее зн-е это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии , особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля) 5.Специфика древнекитайской философии

Подробнее

Неотомизм и его противоположность в философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

И эмпирические, и теоретические методы являются составными частями научного исследования. Один из важнейших методов эмпирического исследования - наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание в внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение как метод имперического познания всегда связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного или искуственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Похожий прием используется и в теоретическом познании. Развитие аксиоматического метода приводит к построению формализованных аксиоматических систем. Формальное рассмотрение аксиом дополняется на этой стадии использованием матеметической логики как средства, обеспечивающего строгое выведение из них следствий. В результате аксиоматическая система начинает строиться как особый формализованный язык. Вводятся исходные знаки - термины, затем указываются правила их соединения в формулы,создается перечень исходных принимаемых без доказательства формул, и, наконец, правила вывода из основных формул поизводных. Так создается абстрактная знаковая модель, которая затем интерпретируется на самых различных системах объектов.

Подробнее

Общие тенденции развития и характерные черты русской идеалистической философии

Вопросы пополнение в коллекции 12.01.2009

В Японии возникает такое явление, как паномонголизм, т. е. поработить и подчинить Европу, но так как японцы малочисленны, то требуется объединение с Китаем. Эта идея осуществляется. Возникает проблема необходимость освобождения. В это время появляется сверхчеловек, он обладал гениальными способностями и прославился своими знаниями и т. д. Самое важное в том, что этот человек, чувствуя свою власть, начал постепенно ощущать себя Христом: способен был осуществить те цели, которые описаны в евангелии. Но иногда его охватывало отчаяние, т. к. он чего -то такого, что покажет людям, что именно ему право освободить. В отчаянии он бросается с утеса, но его подхватывает неведомая сила (Христос этим не воспользовался). Голос с неба сказал сверхчеловеку, что он создан, чтобы принести людям мир. Человек преобразился, и люди наконец заметили это. Он пишет сочинение "Открытый путь к вселенскому миру и благоденствию". Все было сосредоточено в его руках. Вскоре была решена проблема нашествия и решены многие социальные и политические вопросы. Но сверхчеловек не решил религиозный вопрос, и он объявил, что собирает Вселенский собор, куда приглашаются представители всех религий. Необходимо ни одной из религий не давать предпочтения (равенство религий). Он хотел, чтобы его признали главой всех религий. Здесь у собравшихся зреет мысль, не с антихристом ли имеют они дело. Они утвердились в этом по его речам и сказали ему об этом. Как только они произнесли слово "антихрист", были поражены громом. Спасся только евангелистический глава. Но затем все воскресли и встали на борьбу с этим человеком. Произошло извержение вулкана, которое уничтожило армию антихриста. Осуществляется идея В. С. Соловьева, что всемирная история Должна закончится концом света, но он означает торжествование хороших идей. Религиозные воззрения В. С. Соловьева - ни одно из религиозных направлений не может претендовать на главенствующую роль (он критиковал все); должно было восторжествовать православие, но на новых основах.

Подробнее
1 2 3 4 > >>