Дипломы по предмету философия

Дипломы по предмету философия

Поиск национальной идеи России

Дипломная работа пополнение в коллекции 31.03.2018

За последние десятилетия национальная идея России послужила предметом ряда диссертационных исследований и монографий, в которых дается ее определение и выявляются ее истоки . Понятие «национальной идеи» предполагает выбор нацией своего собственного пути развития как ответ на политические вызовы современности. Поиск собственного культурно-исторического идеала характерен для разных стран на разных этапах их истории, и особенно для государств, сменивших вектор развития, как страны бывшего «третьего мира» или бывшей «социалистической системы». В России поиск «национальной идеи» связан в настоящее время с необходимостью преодоления кризисного положения в общественной жизни, которое сложилось к концу «перестройки», что делает данную проблему актуальной с точки зрения как истории политической мысли России, так и современной политической практики.

Подробнее

Эдмунд Бёрк – основоположник современного консерватизма

Дипломная работа пополнение в коллекции 12.02.2018

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что в вопросе определения временных рамок консерватизма мнения ученых различны, то есть существует так называемая полифоничность подходов, вследствие чего проблема определения конкретной даты «рождения» консерватизма по сей день остается нерешенной.

Подробнее

Миф как одна из основополагающих структур сознания и бытия человека

Дипломная работа пополнение в коллекции 11.09.2012

МИФ КАК СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ1Выступает структурой веры. Как только человек поверил в миф, так и «попал» в него.2Продукт коллективного бессознательного, выступающего его основой. Удовлетворяет потребность человека в трансцендентально-обобщённом основании мировоззрения. Происходит скорее из глубин чувственности, неосознанного, фундамента, который может быть противопоставлен логическому мышлению, поэтому нелегко постигается в понятиях.3Связь с обрядом и ритуалом. Культурно-деятельная, знаково-символическая форма обычаев и традиций, организующих жизнь человека и общества.4Специфическая логика, отличная от формальной логики современной науки. Особая вненаучная рациональность (в разное время доказать это пытались многие учёные, начиная с Тайлора, Кассирера, далее структуралисты, русские философы).5«…мифы образуют парадигмы всех значимых человеческих действий» (М.Элиаде).6Доверие к чуду, чудесным превращениям, доверие к настоящему (не случайно даже вечность всегда осознавалась вечным настоящим, а настоящее каждодневья всегда таило в себе возможность прорыва к вечности или, респективно, к «последним», безукоризненным и завершенным решениям).7Не поддается логической проверке, поэтому о нем нельзя сказать, истинен он или ложен. Априорно заданная истинность. Мифологическое не проверяется. Если ему нет соответствия в действительности, то в этом вина действительности, а не мифа. Тогда начинает препарироваться и подгоняться действительность, а не миф. Мифологическое может быть исправлено только на своем уровне Логическим критериям истины он не подвластен.8Миф как действительность - суровая школа жизни, позволяющая безошибочно ориентироваться, практически и этически точно согласовывать свое поведение со структурой этого бытия-концепции и потому - выживать.9Он выступает подлинным структурно-синтетическим организующим основанием жизни человека, организатором его живого поведения, настоящим импульсом всяких человеческих действий. В первобытном обществе человек живет в пространстве господства мифа, какой миф - такая и жизнь. Труд, отдых, уклад семейной жизни - всё это сообразуется согласно мифам.10Выступая мировоззренческой универсалией человеческого бытия, мифическое выполняет роль селекции и трансляции исторического опыта, воспроизводства образа жизни и особенностей цивилизационного развития.11Мифическое видение мира и его восприятие на протяжении длительного времени господства мифологического мышления определяло образ мысли, «категориальную структуру сознания», и нормы поведения, в которых сочетаются сознательные и бессознательные моменты.12Универсальный, вневременной характер, базирующийся на непреходящей экзистенциальной значимости для человека.13А-историзм. Вневременной, или, иначе, "естественный", самоподразумеваемый характер мифа. Под А-историзмом имеемся в виду восприятие мифа как единственно возможного, вечного течения событий и как единственно верного изображения этих событий.14Будучи структурой сознания человека, миф есть реальность его внутреннего мира, которая существует для него столь же непреложно, как и всё то, что существует вне и независимо от его сознания. Эта внутренняя субъективная реальность лично для человека зачастую имеет не менее важное значение, чем какие-либо материальные вещи вне его.

Подробнее

Финансирование деятельности бюджетных учреждений

Дипломная работа пополнение в коллекции 31.08.2012

бюджетного <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>учреждения <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>. Данный Закон также содержит и <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>счерпывающий перечень видов деятельности (основных и иных), которые <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> бюджетное <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>учреждение <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, подлежит закреплению в уставе <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>бюджетного <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> учреждения <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>.">Это также Закон «О некоммерческих организациях» в части определения статуса <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>бюджетного <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>учреждения <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>. Данный Закон также содержит и <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>счерпывающий перечень видов деятельности (основных и иных), которые <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> бюджетное <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>учреждение <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, подлежит закреплению в уставе <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>бюджетного <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0> учреждения <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.ngonb.ru%2Fsection%2Fid%2F42%2Fpage972&text=%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&l10n=ru&sign=68366b9aa2b0e33938ee6c22228ef43c&keyno=0>.

Подробнее

Социально-философский анализ проблемы взаимодействия человека и техники

Дипломная работа пополнение в коллекции 07.07.2012

В период Средневековья произошло переосмысление представлений о природе, знании, человеке и его действиях. Они начинают переосмысляться с точки зрения представлений о живом христианском Боге. Но при этом сохраняются, конечно, в видоизмененной форме рационалистические смысловые структуры этих представлений, которые имели место быть в античной философии. Так, например, природа начинает пониматься трояко, а не двояко как в античности. Природа, являясь творящей, в свою очередь, сотворена Богом. Третье понимание природы - "природа для человека". Трактовка природы, как сотворённой Богом, делает её гармоничной, продуманной, лишённой изъянов. Бог выступая в роли Творца, является как бы прообразом будущих инженеров. Источник изменения принадлежит, прежде всего, Богу, а через это и природе. Бенедиктинский монах Беда Достопочтенный отмечает, что всё то, что было заложено Богом в природу, все те "семена", развиваются естественным образом. Развитие это идет, не прерываясь столько, сколько существует тварный мир. В этом он видит непрерывную творящую деятельность Бога. Все наблюдаемые и описываемые природные изменения трактуются как Божие волеизъявление. Человек постепенно начинает уяснять, что в природе скрыты огромные силы и энергии, доступ к которым является для него возможным, в силу сотворения человека Богом согласно Своему образу и подобию. Следовательно, человек обладает разумом, отчасти сходным с Божественным, при помощи которого, он может познать замыслы Бога, а, следовательно, познать устройство, законы, и планы природы, в соответствии с которыми и происходят различные природные изменения. Сотворённая Богом природа предназначена для человека, его пользы и жизни. Человек, настроив свой разум в унисон с разумом Бога, человек должен стараться постигнуть природу как живое целое, как сотворенную и творящую. В целом наука теперь понимается не только как описывающая природу, но и как отзывающаяся на Божественное провидение, т.е. выявляющая в природе Божественную сущность. Наука средневековья становится предписывающе - нормативной. Любое действие, предпринимаемое человеком в ходе исследования природы, должно быть поддерживаемо Богом, т.к. лишь такое действие считается эффективным и правильным. Это приводит к идее родственности и подобия Божественного и человеческого действий. Познание природы в описании и выявлении её духовной сущности, становится необходимым условием практического действия. Особенностью средневекового понятия и развития техники, является то, что процесс создания неотделим от духовного поиска и сопровождался определённым духовным состоянием.

Подробнее

Имя, число, миф: философско-антропологический аспект

Дипломная работа пополнение в коллекции 20.06.2012

Акт именования есть акт стирания, поскольку всегда речь идет о классификационном различии. Имя собственное возможно только внутри классификации, системы дифференций, внутри письма, сохраняющего следы разного. По сути, имя собственное не является «собственным», потому что его производство неразрывно связано с его уничтожением. Когда имя называется собственным, оно, уже становясь именем, подвергается классификации и стирается. Имени собственного никогда и не было в качестве самотождественного и уникального имени чего-то реально присутствующего. С одной стороны, имя - идентификационная метка, которая устанавливает, членом какого класса (социальной группы в системе групп, статуса от рождения в системе статусов) является именуемый индивид. С другой стороны, имя - результат свободного творения того, кто именует. В качестве такового, имя выдает субъективное положение того, кто дает имя за счет личности, которую он именует. Либо через имя индивид идентифицируется с каким-либо классом, либо именующий, под прикрытием имени собственного, идентифицирует самого себя через того, кого именует. Поэтому никто в реальности никогда не именует. Одно из двух: либо я классифицирую кого-то ещё, если даю имя на основании его характеристик; либо я сам себя подвергаю классификации, когда именую кого-то ещё на основании уже своих характеристик. Письмо и есть уничтожение, вычёркивание имени собственного в классификационной игре различений. Таким образом, Деррида стремится провозгласить смерть абсолютно собственного именования. Так же он рассматривает движение от речи к письму как скачок от всецело устного языка, чистого и невинного к языку, использующему добавление графического образа, отличает математическое письмо от фонетического. «Если взять за точку отсчета неразрывную связь голоса с душой или мыслью об означенном смысле, т. е. с самой вещью (в основе этой связи может лежать аристотелевский жест, о котором только что говорилось, или же жест средневековой теологии, определявшей res как вещь, сотворенную на основе ее эйдоса, ее смысла, мыслимого в логосе или в бесконечном божественном разуме), тогда любое означающее, и прежде всего письменное, окажется чем-то вторичным и производным».

Подробнее

Ідэйныя вытокі экзістэнцыялізму і філасофская канцэпцыя Ж.-П.Сартра і філасофская канцэпцыя свабоды

Дипломная работа пополнение в коллекции 10.06.2012

Застаючыся ў асноўным на пазіцыях утоличного валюнтарызму, Сартр тым не менш не можа не прызнаць некаторыя абставіны, якія абмяжоўваюць дзеянні нашай індывідуальнай свабоды. У гэтым прослидковужться яго непаслядоўнасць, гэтак жа як і ў няпэўным трактоўцы "быцця - у - сабе". Фактычна, сцвярджае Сартр, чалавек ніколі цалкам ізаляваная: нягледзячы на сваю свабоду яна самім фактам свайго нараджэння ўключана ў грамадскае жыццё, канкрэтную эпоху, з лёсам нацыі, класа. "Я не" свабодны "ні пазбегнуць лёсу майго класа, маёй нацыі, сям'і, ці нават павялічыць сваю моц ці багацце, ні пераадолець свае дробныя прыхільнасці і звычкі. Гісторыя кожнай жыцця, якім яно, гэта гісторыя паразы. Каэфіцыент варожасці такі, што патрэбныя гады цярпення для дасягнення малаважнага выніку. Зноў жа неабходна слухацца прыродзе, каб валодаць ёю, г.зн. ўставіць маю дзеянне ў сетку дэтэрмінізму. Значна больш, чым здаецца, быццам чалавек "робіць сябе", яна зроблена кліматам і зямлёй, расой і класам, мовай, гісторыяй калектыву, да якога яна належыць, спадчыннасцю, канкрэтнымі абставінамі свайго дзяцінства, набытымі звычкамі, вялікімі і малымі падзеямі свайго жыцця " [17,659]. Таму Сартр вымушаны абмежаваць татальнасць волі. Чалавек свабодны, заяўляе ён, але толькі ў рамках канкрэтнай сітуацыі, "свабода існуе толькі ў сітуацыі, і сітуацыя толькі праз свабоду. Чалавечая рэальнасць паўсюдна сустракае супраціў і перашкоды маюць значэнне толькі ў і праз свабодны выбар, якім з'яўляецца чалавечая рэальнасць ". Я нарадзіўся ў пэўным месцы, якое я не выбіраў, але гэта месца можа гуляць ролю перашкоды або садзейнічанне не само па сабе, а ў залежнасці ад мэты, якую я сабе паставіў, ды, Нью-Ёрк знаходзіцца ў некалькіх тысячах кіламетраў ад Парыжа, але гэтая адлегласць набывае значэнне толькі ў выпадку, калі я хачу наведаць Нью-Ёрк, інакш яна для мяне не мае значэння. Мінулае "душыць" на мяне, але не дэтэрмінуецца мяне, паколькі значэнне гэтага мінулага вызначаецца мной. У навакольнага асяроддзі гара з'яўляецца перашкодай для мяне толькі тады, калі я хачу перайсці з адной даліны ў іншую і калі я хачу падняцца на гару, каб агледзець мясцовасць, - гара не перашкода, а дапамогу. Адсюль, свет прапануе нам сітуацыю, зніжала нашу свабоду. Але ў рамках гэтай сітуацыі чалавек цалкам вольны, - я кінуты ў свет, значэнне якога вызначаецца іншымі (дома, трамваі і інш.), Г.зн. гэтыя прадметы прымушаюць мяне дзейнічаць пэўным чынам. Але ўсе гэтыя значэння не маюць для мяне прымусовай сілы. Яны будуць гэтую сілу, калі я пагаджуся з імі. Але такая свабода не дае людзям шчасце. Наадварот, яна толькі даказвае іх бяссілле і асуджанасць. Таму што па сутнасці гэта псевдосвобода, пастаянна прысутнічае ў нас як навязваецца ідэя пустэчы і бязмэтна, як пачуццё ўласнай "нішто". Праўда, чалавек гаспадарыць над быццём рэчаў, паколькі дае ім сэнс, але яна адчувае сябе галечы іх устойлівай сутнасці, адчувае сябе выгнанцам з іх свету, які знаходзіцца па-за яе.

Подробнее

Ідэйныя вытокі і праблема чалавека ў філасофскім творчасці М.О. Бярдзяева

Дипломная работа пополнение в коллекции 10.06.2012

Наогул філасофскім творчасці Бярдзяева можна падзяліць на некалькі перыядаў, у прыватнасці, Зеньковский В.В. вылучае чатыры такія перыяды, але гэтыя перыяды не столькі адзначаюць (храналагічна) розныя прыступкі ў філасофскім развіцці Бярдзяева, колькі выказваюць розныя аспекты яго філасофіі. Кожны перыяд можна характарызаваць па тым акцэнту, які яго адзначае, але гэта зусім не выключае наяўнасці ў дадзеным перыядзе пабудоў і ідэй, акцэнт якіх адлюстроўваецца ўжо на другі перыяд. Першы перыяд высоўвае на першы план этычную тэму, і хоць да канца жыцця Бярдзяеў быў, перш за ўсё і больш за ўсё маралістам. "Праблема маральнай філасофіі, - піша Бярдзяеў у сваёй" Аўтабіяграфіі ", - заўсёды стаяла для мяне ў цэнтры" [18, 103]. і далей "я вельмі рана ўсьведамляю сваё прызнанне, яшчэ хлопчыкам, і ніколі ў ім НЕ сумняваўся. Так было перш за ўсё пакліканне філосафа, але асаблівага роду філосафа, філосафа-мараліст, філосафа, занятага зразуменне сэнсу жыцця і ўвесь час ўмешваюцца ў жыццёва барацьбу для змены жыцця згодна з гэтым сэнсам. Па сваім філасофскага тыпу я перш за ўсё мараліст ... "[18, 92]. Але ў найбольш чыстыя свае форме, без ускладненняў іншымі пачаткамі, маральная тэма характэрная менавіта для першага перыяду яго творчасці. Другі перыяд адзначаны рэлігійна-містычным пераломам у Бярдзяева, і вядома, рэлігійна-містычная тэма далей ужо не выпадае з яго свядомасці, але яе акцэнт у найбольш чыстай форме прыпадае на дрогі перыяд творчасці Бярдзяева. Трэці перыяд вызначаецца акцэнтам на гісторыясофскай праблеме (уключаючы і характэрны для апошніх гадоў Бярдзяева густ да эсхаталогіі), нарэшце, чацвёрты перыяд (ці чацвёрты акцэнт) звязаны з персоналистическими яго ідэямі. Да гэтых чатырох акцэнтаў трэба яшчэ дадаць некалькі "цэнтральных", як выяўляецца ў сваёй філасофіі Бярдзяеў, ідэй. Іх уласна 2: а) прынцып объективации б) "прымат свабоды над быццём", але па сутнасці гэта "дапаможныя" ідэі, звязаныя з персоналистическими пабудовамі Бярдзяева [31, 347].

Подробнее

Основы социальной философии

Дипломная работа пополнение в коллекции 03.06.2012

Иногда утверждается, что идеи либерализма всегда были чужды для России и никогда не найдут в ней подходящей почвы. Действительно, эти идеи плохо уживались с традиционным укладом российской жизни. Вместе с тем традиция либерализма, пусть не особенно глубокая и сильная, а временами даже прерывающаяся в России существует давно, по меньшей мере с 18 века. Подробный анализ этой традиции да еще в конце 50-х годов В.В. Леонтовичем. Он отмечает, в частности, что «суть либерализма в России была совершенно тождественна с сутью западного либерализма». Идеи либерализма стали приобретать значение в России в период царствования Екатерины Второй. При Александре Первом хотя проблема конституции и не была решена, были набросаны многочисленные конституционные проекты. Эпоха Александра Второго справедливо называется эпохой великих реформ. Александр Второй с самого начала считал освобождение крестьян первой и самой срочной задачей. Проблема состояла в том, что в России, стране по преимуществу крестьянской, старые формы крестьянского коллективизма, родственные социалистическому коллективистическому идеалу, явно доминировали, и значительная часть общества ожидала не либеральных прав и свобод, а какой-то версии коллективистической утилитарной свободы. На эту сторону дела указывает Г. П. Федотов. Революционно настроенные слои населения начинают ожесточенную борьбу не только против дворянского либерализма, но даже против «реального социализма» Герцена. Столыпинская аграрная реформа предусматривала реализацию исключительно широкой программы. Либеральная в целом Конституция 23 апреля 1906 года была тут же прозвана «лже-конституцией». История либерализма в России была на длительный период оборвана Октябрьской революцией 1917г.

Подробнее

Развіццё філасофскай думкі ў Кіеўскай Русі

Дипломная работа пополнение в коллекции 27.05.2012

Мітрапаліт Нічыпар першым у Русі паставіў пытанне аб механізмах ўзнікнення і фарміравання мудрасці, пазнавальных магчымасцяў самога чалавека. Асабліва каштоўным у гэтым стаўленні "Пасланне мітрапаліта Нікіфара Уладзіміра Манамаха". У ім чалавек разглядаецца як складаная шматфункцыянальная сістэма, створаная з двух субстанцый - цялеснай і духоўнай, якія знаходзяцца ў стане адзінства і ў той жа час - бесперапыннай барацьбы. За Нікіфараў, душа складаецца з трох сіл: славеснага, лютага і жаданага. Першае ў чалавеку азначае розум, розум, Логас, вышэйшую пачатак, другое - пачуцці, страсці, эмоцыі, тую стыхійную сілу, якая дае жыццёвую энергію; апошняе - гэта воля, імкненне, мэтанакіраванае дзеянне, ад якіх узнікае служэння ідэі, падзвіжніцтва. Менавіта пажадана звязвае рацыянальнае (славеснае) з ірацыянальным (лютым), эмоцыі падпарадкоўвае розуму [89. c. 26]. Нікіфар лічыў, што чалавек павінен адрозніваць дабро і зло, якія непарыўна існуюць у ёй. Для гэтага яму неабходныя веды, якія можна атрымаць з дапамогай пяці "Слуг" - органамі пачуццяў - вачыма, носам, вушамі, мовай і рукой (зрок, нюх, слых, густ і дотык). Гэтыя слугі падпарадкоўваюцца Розуму - "князю". Веды атрыманыя органамі пачуццяў недасканалыя, і таму іх неабходна правяраць і замацоўваць розумам. З адчуванняў найбольш надзейным крыніцай ведаў з'яўляецца зрок, а слых мала заслугоўвае даверу. Веды ёсць для Нікіфара залогам дабрадзейным, маральнасці чалавека. Яно гарманізуе дзякуючы розуму славеснае, лютае і жаданае. Мудрасць - гэта розум, які парадкуе свет прыроды і свет чалавечага жыцця, гэта спалучэнне розуму з маральнымі дзеяннямі, іх ўзаемазалежнасць. Развіццё інтэлектуальных здольнасцяў, узбагачэнне ведамі праз навучанне вядзе да развіцця чалавечага розуму па меры развіцця самога чалавека, злучаючыся са здольнасцю чалавека ўвасабляцца ў паўсядзённае быццё нормамі правільнай жыцця, засвоеных падчас вучобы. Аналізуючы такім чынам розныя сілы, якія існуюць у чалавеку, Нікіфар называе вышэйшай пачаткам славеснае, наяўнасць якога адрознівае чалавека ад жывёльнага і набліжае чалавека да Бога [24. c. 85-86].

Подробнее

Праблема часу ў філасофіі

Дипломная работа пополнение в коллекции 27.05.2012

Даказана, што час у сваёй форме выступае спосабам існавання чалавечага грамадства, яго канчатковую субстанциальную аснову складае матэрыяльнае вытворчасць, а суб'ектам выступае канкрэтна чалавек. Ён не з'яўляецца знешніх па адносінах да працэсаў, якія адбываюцца ў грамадстве, формай, а робіцца самімі працэсамі, выказваючы адпаведныя ўласцівасці пануючых сацыяльных узаемадзеянняў такіх як паслядоўнасць, паўтаральнасць, рытм, тэмп, працягласць. Змест традыцыйнай для чалавечага пазнання праблемы часу раскрываецца па-новаму на кожным этапе гісторыі пазнання і культуры. Успрыманне і ацэнка часу носяць суб'ектыўны характар, дэтэрмінуецца грамадскім суб'ектам. У пэўным сэнсе час таксама выступае суб'ектам ўздзеяння на сацыяльныя адносіны і прагрэс, становіцца актыўным фактарам сацыяльных працэсаў. Сацыяльнае час з'яўляецца высокі ўзровень часу, паколькі толькі ў чалавечым грамадстве сувязь падзей, рытм адбываецца забяспечваецца не "лінейным дэтэрмінізму сляпых сіл, а свядомай барацьбой за жаданае будучыню». Унутраныя ж працэсы нізкіх часовых узроўняў выступаюць як падначаленыя сацыяльнаму ўзроўню. Сацыяльнае час пазначае форму працякання працэсаў, якія ўключаюць у сябе аспекты развіцця і функцыянавання, диахронии і сінхронна. Варта не зводзіць паняцце сацыяльнага часу да паняцця "час грамадства"; ў структуры сацыяльнага часу ўзаемадзейнічаюць час грамадства, час прыроды і час чалавецтва. Уся чалавечая дзейнасць працякае ў часу, але і сам час выступае крытэрам гэтай дзейнасці.

Подробнее

Конрад Лоренц о смертных грехах человечества

Дипломная работа пополнение в коллекции 29.03.2012

Шестая глава повествует о генетическом вырождении. Учёные различают врожденный и приобретённый типы поведения человека. Здесь без предисловий понятно, что неверные способы жизнедеятельности ведут к злокачественным мутациям, а при наложение на приобретённые формы поведения этого самого кондиционирования мы получаем абсолютно испорченный генофонд. Как известно, у алкоголиков рождаются дети, склонные с годами стать алкоголиками, как и родители. Однако, это только материалистическая, с позволения сказать, сторона медали. Неправильный образ жизни родителей ведёт к генетическим нарушениям у детей. И это касается не только пристрастий к еде, питью или другим вполне физиологическим составляющим. Материальная сторона данного порока порождает агрессию, возникающую в случае болезней, возникающих от чрезмерного употребления пищи и алкоголя, например, а агрессия не дифференцируя области человеческого бытия бьёт по всем из них. Так из-за хитро запрятанных ошибок поведения мы получаем таких представителей человеческой расы, которых совсем не хотелось бы «плодить» ещё. Приведу пример, который, с моей точки зрения, наиболее полно отображает мою мысль. Предположим, у нас имеется некий N, страдающий ожирением и не важно какой частью генетического материала он «обижен». Мода, коммерция и просто его собратия диктуют ему каким должно быть, а этот N таким быть не в силах. Отсюда замкнутость, обособление, раздражительность из-за неудовлетворения своих примитивных потребностей как существа животного и вполне возможна вероятность нервного срыва такого человека, и, как следствие, пьянство, разгульный образ жизни и, в крайних случаях, он вообще рискует стать маньяком из-за озлобленности на весь мир. Скажем, не он виноват, а гены, передавшие эту условную полноту родителями, однако, задача родителей была воспитать грамотное поведение у такого человека, а они этого не смогли по каким-либо причинам сделать. Так что, наш N сможет сам дать своему потомству достаточно знаний о правильном, порядочном поведении, когда понятия не имеет о том, что это такое и как это делается. «В нашем поведении, служащем сохранению общества или вредящем ему, многое зависит от благословения или проклятия, которое запечатлела в нас в раннем детстве более или менее проницательная, ответственная и, прежде всего, эмоционально здоровая родительская чета. Столь же многое, если не большее, обусловлено генетически». Т.е. в случае нашего господина N, если представить ситуацию, что он не спился и стал главой семейства, то возможны два сценария развития: либо инфантильность его чад, ввиду того, что нынешнее демократическое общество слишком много практически бесполезных открытий подарило человечеству и оторваться, отгородиться от таких соблазнов не представляется возможным или же прямо противоположный эффект: дети, погрязшие в агрессии из-за подчеркнутой несхожести их образа жизни с образом жизни их родителей по тем же самым причинам. Это грозит опасностью, о которой и говорит Конрад Лоренц в своей работе: «Чтобы представить себе, какими опасностями угрожает человечеству выпадение унаследованного инстинкта, нужно понять, что в условиях современной цивилизованной жизни нет ни одного фактора, осуществляющего отбор в направлении простой доброты и порядочности, за исключением нашего врожденного чувства к этим ценностям». Но этические и эстетические чувства людей вымирают, неспособные конкурировать с низменными и патологическими жадностью и безразличием.

Подробнее

Проблема личности в средневековой философии

Дипломная работа пополнение в коллекции 24.03.2012

Самая напряженная работа по наделению смыслом ύπόστασις происходила в IV веке н.э. Во время Никейского собора еще нет никакого разграничения в понимании ούσία и ύπόστασις. Проблема, обозначившаяся в связи с этим на самом соборе заключалась в том, что при определение Троицы смогли указать лишь на "единую сущность", а термин, описывающий троичность отсутствовал [17, 17]. Из этого выходило, что Отец, Сын и Святой Дух есть только различные имена Одного Бога. Многочисленная ересь и воздержание словоупотребления "единосущный", принятого на Никейском соборе, привели к поискам различия в Святой Троице. Большая работа была выполнена Василием Великим и Григорием Богословом. Основная задача, решенная трудами св. Василия, сводилась к обоснованию употребления ύπόστασις при обозначение различия в Троице. Свое право на использование столь мало самостоятельно употребляемого термина св. Василий начал отстаивать с обращения к источникам, где слово "ύπόστασις" использовалось в связке с троичностью, то есть к трудам Плотина и Оригена. Однако для того, чтобы избежать иерархичности, присутствовавшей у выше названных авторов, Василий Великий использует схему из аристотелевской метафизики от частного к общему. Таким образом, он пытается показать онтологическое равенство, "подобие во всем" неких Трех. Используя термин ύπόστασις св. Василий отождествляет его смысл с "первой сущностью" у Аристотеля, освобождая тем самым ούσία для однозначного понимания как качественной характеристика сущего, единого рода. А взаимодействие между ούσία и ύπόστασις становится подобно отношениям общего к частному, частному как особенному, имеющему большое количество признаков, чем общее, и включающее в себя признаки самого общего. Отметим, что у Василия Великого впервые в богословской традиции указывается на различие между ούσία и ύπόστασις через существование и количество некоторых не известных признаков, иначе ύπόστασις можно определить через признаки отличные от признаков ούσία и не имеющих аналогов в других ипостасях. Итогом проделанной Святым работой стало определение-понимание св. Троицы как единая сущность и три ипостаси. И все же остается не ясным: чем одна ипостась отличается от другой. Различие, которое проводит св. Василий, отражается только через божественные имена Отец, Сын и Святой Дух, которые обозначают отличия через "некое недомыслие и неизреченное общение", "общение непрерывное и не расторгаемое" [17, 83]. Главная деятельность в направлении "индивидуализации" личностей Троицы была проделана Григорием Богословом. Он обычно определяет признаки ипостасей через их отделяемость от единой сущности: нерожденность, рождение и исхождение. Но, как и Именное, это различение ипостасей терминологически отсылает нас к временной последовательности появления лиц Троицы, её иерархичности. Данное противоречие св. Григорий снимает совпадением свойства ипостаси и её бытием. Одновременно с этим св. Григорий говоря о Трех употребляет не ύπόστασις, а πρόσωπα, сближая восточную и западную терминологию. Замена термина "ипостась" на "лицо" упрощает ситуацию "общения" внутри Св. Троицы для обыденного понимания, но подвергает сомнению единство Бога. И все же подобная перемена дала более полное разъяснение по поводу бытия самих Лиц: три Лица есть три образа бытия, оно неразделимо и не слитно, каждое из Лиц проявляет себя через отношение к тварному миру, т.е. от определения через отношения внутри Троицы богословие переходит к отношениям Лиц к миру. Стоит заметить, что эта логика рассуждения западного богословия от общего к частному, от единой сущности к трем ипостасям. Эта неразделенное бытие сообщает каждой ипостаси её единство с двумя другими лицами Св. Троицы, подтверждая их совершенную неповторимость, в общении между собой. Следовательно, чем более различны Лица, тем более едина их природа.

Подробнее

Философия индуизма

Дипломная работа пополнение в коллекции 21.03.2012

Подробнее

Онтологические и гносеологические аспекты в концепции воображения в философии Гастона Башляра

Дипломная работа пополнение в коллекции 20.03.2012

Гастон Башляр выдающийся французский философ и методолог, психолог и культуролог. Его смело можно назвать основоположником неорационализма, таких включенных в него течений, как интегральный рационализм, прикладной рационализм, диалектический рационализм, новый материализм. "Сельский философ", как сам определял себя Башляр. Пройдя стены Дижонского университета, Сорбонны, Института истории наук выступил с программой обоснования эпистемологии как теории знания, критически направленной против неогегельянского историцизма, признававшего статус научности только за философией, сводя научное знание к пустым абстракциям, порождающим псевдопознание. В то же время резко не принимал позитивистскую методологию, сводящую науку, в конечном итоге, к калькуляции и регистрации данных непосредственного опыта, лишая ее функции воображения. Исчерпанными признавал и научные программы, порожденные классическим (просвещенческим) рационализмом. Осознание кризисных явлений в науке, а главное, в ее методологии и побудило Башляра выступить с масштабным проектом, нацеленным на "порождение" "нового духа науки" и требующим перестройки знания в соответствии со спецификой современного мышления. Исходная точка движения - тотальное противостояние традициям классической науки. Неприятие последней - не аномалия в научном сообществе, а средство снятия противостояния замкнутых традиционных философских систем и постоянно изменяющейся научной мысли, нуждающейся в своем рефлексивном обосновании. Современное мышление обнаруживает в процессе исторического развития знания складывающуюся иерархию его различных теоретических уровней. Однако каждый из них развивался, как правило, автономно, слабо взаимодействуя с другими. Задача же методологии состоит в организации движения не только и не столько в "горизонте" разных пластов знания, сколько в обеспечении "вертикального" восхождения от более низких уровней вверх, вплоть до уровня философии, без которого как своих предпосылок и обоснования не может обходиться наука. Такое вертикальное движение философ называл процессом "диалектизации". Неклассической науке должны соответствовать и своя философия, которую Башляр определял негативным образом. Это - "философия не" (философия, построенная на принципах отрицания). Отрицание, согласно мыслителю, является одним из центральных "пунктов" любого процесса познания, без него невозможно выходить на новые уровни осмысления реальности. Следы предшествующих отрицаний всегда могут быть отслежены в любом конечном продукте знания. "Научно проводимая дереализация сохраняет свою связь с реальностью". С этой точки зрения научная Абстракция не может быть понята как результат случайного "механического" конструирования - она является результатом сложного исторического, диалектически развертывающегося процесса развития понятий и способов "практической работы" с ними. Однако в исторической ретроспективе всегда важно уметь находить те ключевые отрицания, которые обусловливают весь последующий процесс развития знания. Современный этап развития как раз и может быть понят как такая поворотная точка, требующая не только пересмотра конституирующих науку понятий, но и отрицания предшествующей философии. Поэтому современная философия - это не реалистическая философия (эмпиризм с его сенсуалистическим редукционизмом и позитивизм с его опорой на здравый смысл). Но современная философия и не-картезианская и не-кантианская (экспериментальные данные неотделимы от их рациональной организации). Современная философия по необходимости должна быть "прикладным рационализмом", снимающим оппозицию рационализма и эмпиризма. Мало указать на реальность, надо ее еще и обосновать, так же как и любые формальные построения должны быть подтверждены адекватной реализацией. Следовательно, объекты науки - это не те явления, с которыми нас знакомит опыт повседневной жизни, а сложные "философски нагруженные" конструкты. Отсюда в любом знании следует выделять три его уровня, сообщающихся между собой: психологический, эпистемологический и онтологический. Завершающий - онтологический, опосредующий - эпистемологический, исходный - психологический. Любая научная деятельность, согласно Башляру, в чем он солидаризуется с Бергсоном, должна начинаться с очищения и "превращения" (рационального оформления в результате конструктивной деятельности сознания) психологических "очевидностей". Непрерывность психологических восприятий возникает в непрерывности целесообразного действия и поддерживается этим последним. Она есть результат не пассивного созерцания, а человеческого усилия по преодолению данного (моменты отрицаний, вписанные в различные ряды отношений во времени, накладывающиеся друг на друга и порождающие эффект "стереофонии"). Диалектически воспринятая и понятая действительность есть не что иное, как "волнообразное колебание и ритм", "воссоздающий формы". Ритм связывает психические явления, жизнь и физический мир, природу, закон ритма правит повсюду. Симметроритмия лежит в основании согласования интуиции метафизики и понятий современной науки. Знание, кроме своей трехуровневой организованности, "задается" также наличием в нем трех видов диалектики: "внутренней" (в развертывании которой разум расчленяет сам себя), "внешней" (которая приводит к расчленению разума в эксперименте) и диалектики "наложения" двух первых, что также обеспечивает рационально-эмпирический синтез. Последний философ попеременно именует "сюррационализмом" и "сюрэмпиризмом", он же обозначается Башляром как "интегральный рационализм", синтезирующий аксиоматические основания знания. В современной науке математический аксиоматизм заменяет индуктивистские схемы. В этом отношении Башляр говорит о "дискурсивной метафизике математического реализма". Различаются три типа аксиоматик: математическая (ей соответствует "внутренняя диалектика"), физическая ("внешняя диалектика") и техническая ("наложение диалектик"), в которых за мыслью обнаруживается присутствие экспериментальной реальности. "Диалектизация" знания разрушает "очевидности и опыта, и разума, а также задает процессуальность реальности. В связи с этим Башляр говорит о необходимости диалектической генерализации "интегрального рационализма", его превращении в "диалектический рационализм". "Диалектизация" превращает науку из "естественной феноменологии" (описывающей данные) в "феноменотехнику" (конструирующую феномены и затем воплощающую их в "данность", доступную эмпирическому описанию). Экспериментирующий разум постоянно проблематизирует знание, обнаруживая разрывы теоретических построений и данных, и технотизирует науку, воспроизводя предварительно "изобретенное" явление". Мы покинули природу с тем, чтобы вступить в фабрику феноменов". Нет подлинной реальности в современной культуре до и вне науки, так как хотя "наша мысль идет к реальному, но не исходит из него", более того - конструирует ее как таковую. Так как "реальность никогда не является тем, во что можно верить, но всегда тем, о чем необходимо мыслить", мир предстает как "моя верификация". Философ, по сути, формулирует программу эпистемологической революции как диалектического самоотрицания на основе рефлексивности научного духа. Последний постоянно вызывает в современной социокультурной реальности "эпистемологический шок", дающий основание для философской рефлексии и развития научного знания. Таким образом, суть диалектики научной мысли - непрекращающаяся "конкретизация абстрактного". Соответственно, современная философия - это философия не бытия, а творчества. Отсюда актуализация проблемы метода интегрального рационализма, ориентирующего на создание новых ценностей, реализация которых - задача прикладного рационализма. Однако, разум не всемогущ в современной культуре, как утверждает Башляр. Он ответственен, прежде всего, за "функцию остановки, запрета" и порождение научного знания как предмета эпистемологии и философской рефлексии. В культуре же присутствует и "функция ирреального", связанная с воображением и порождающая эстетический опыт, оформляемый в поэтике и позволяющий непосредственно "открываться" вечному, прорываться к архетипу. Поэзия есть метафизика мгновения ("метафизика воображения"). Трансцендентальное воображение также является путем установления новых смыслов "элементов мира". Эта проблематика не менее, чем эпистемологическая, пронизывает все творчество мыслителя. Достаточно указать на то, что последний прочитанный им в Сорбонне курс - "Способность воображения", а последняя книга - "Поэтика воображения". Не случайно Ж. Ипполит характеризовал концепцию Гастона Башляра как "романтизм разума". Философ известен также как автор термина и идеи диалектической сублимации как формы (механизма) преобразования энергии влечений, замены бессознательного подавления осознанным подавлением и преобразованием. Он специально занимался изучением смысла, значения и сексуальной символики огня как связующего символа символов. В связи с этим он описал ряд комплексов, связанных с огнем: комплекс Прометея (как аналог Эдипова комплекса в умственной жизни), комплекс Эмпедокла ("зова огня") и т.д.

Подробнее

Основные принципы философии постмодернизма

Дипломная работа пополнение в коллекции 19.03.2012

 

  1. Барт Р. «Избранные работы. Семиотика. Поэтика» М., 1989 г.
  2. Бергсон А. «Творческая эволюция. Материя и память» Минск ХАРВЕСТ, 1999 г.
  3. Бодрийяр Ж. «Символический обмен и смерть» М., 2000 г.
  4. Визгин В.П. «Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания» // «Вопросы философии» №4, 1995 г.
  5. Витгенштейн Л. «Лекции о религиозной вере» // «Вопросы философии» №5, 1998 г.
  6. Витгенштейн Л. «Философские работы» ч. 1, М. Гнозис, 1994 г.
  7. Делез Ж., Гваттари Ф. «Что такое философия?» М. Алетейя; СПб., 1998 г.
  8. Кьеркегор С. «Наслаждение и долг» Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 г.
  9. Кьеркегор С. «Страх и трепет» М., Республика, 1998 г.
  10. Ницше Ф. «Избранные произведения» М., «Просвещение», 1993 г.
  11. Ницше Ф. Сочинения в 2 тт., т. 2, М., Рипод Классик, 1998 г.
  12. Сартр Ж.-П. «Бытие и ничто» М. Республика, 2000 г.
  13. «Современная западная философия. Словарь» М. Издательство политической литературы, 1991 г.
  14. «Философский век. История философии как философия» №25, ч. 2, СПб. Центр истории идей, СПб. 2003 г.
  15. Фрейд З. «Психология бессознательного» М. Просвещение, 1989 г.
  16. Фрейд З. «Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи» СПб. Алетейя, 2000 г.
  17. Фуко М. «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» М., 1977 г.
  18. Хайдеггер М. «Положение об основании» СПб. Алетейя, 2000 г.
  19. «Хрестоматия по истории философии» ч. 2, М. «ВЛАДОС», 1997 г.
  20. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 тт., т. 1, М. «Московский Клуб», 1992 г.
  21. Шпенглер О. «Закат Европы» Минск ХАРВЕСТ; М. АСТ, 2000 г.
  22. Юнгер Ф. «Ницше» М. Праксис, 2001 г.
  23. Ясперс К. «Ницше и христианство» М. «Медиум», 1994 г.
Подробнее

"Тотальная мобилизация": концепция нового мира

Дипломная работа пополнение в коллекции 18.03.2012

Если объединить тягу к уничтожению и «уединенность», герметизм, то можно прийти к выводу о сходстве Юнгера с уже упоминавшемся выше типом литературного аутсайдера и денди, описанного Г. Брохом в работе «Гофман-сталь и его время»: «Новый язык и новые символы порождаются тем самым новым человеком, который заявил о себе в искусстве XIX века. Казалось бы ограниченная только областью искусства и потому безобидная революция духовного выражения на самом деле была симптомом мировых потрясений...». Г. Брох говорит о XX столетии, как о столетии «абсолютной анархии, атавизма и насилия». Он пишет свою работу тогда, когда это время уже наступило, поэтому для него понятие «анархизм» негативно. Таким же оно станет и для Э. Юнгера 1930-х гг. Но в конце 1920-х «акт насилия» еще не связан с его фашистской реализацией. Самореализация анархиста возможна не только в разрушении, но и в уединении, «в дали, на лоне первобытных ландшафтов». Для Юнгера таким «первобытным ландшафтом», конечно же, была Африка: «Африка, она была для меня роскошной анархией жизни, в своих самых диких проявлениях исполненной глубокого, трагического порядка, по которому так тоскует юный человек». В этом определении концепция анархизма демонстрирует свое эстетическое происхождение: «Африка была для меня воплощением дикого и первобытного, единственно возможной ареной той жизни, которую я мыслил для себя». В описании Африки как олицетворения «анархии» развивается и пессимистический мотив: Африка как утопия, боязнь утраты необходимого для существования горизонта: «Знать, что есть еще места, где не ступала нога человека, наполняла меня глубоким счастьем. Они могут делать с Германией все, что захотят, истребить последнего зверя, вспахать все пустоши, на каждой горной вершине поставить по столбу - но Африку пусть оставят в покое. Должна же остаться на свете хоть какая-то земля, передвигаясь по которой не наткнешься на каменную казарму или на запрещающую табличку...». Африка обладает «невиданной, магической перспективой, обещанием счастья». Таким образом, понятие «анархии» проясняется. «Анархия» - это приобретение экстремального субъективного опыта, «по ту сторону» цивилизации. «Анархистом» в том смысле, в котором это понимает Э. Юнгер, человек становится, приобретя опыт войны: «Лучшие силы поколения, прошедшего через пылающую пустыню войны, обладали и жаждой уничтожения, и магическим сознанием. Анархический зов сердца заставил их душу погрузиться в стихию беспокойства и опасности». В этом отрывке снова проглядывает характерное для Э. Юнгера противоречие vita activa и vita contemplativa: с одной стороны, он призывает к действию, к разрушению, с другой - советует обрести тихое пристанище в созерцании. Но и действие и созерцание являются работой «Я», противопоставляющего себя обществу. Однако это «Я» не стремится к осуществлению идеи свободы личности. Еще Михаил Александрович Бакунин, русский анархист, говорил: «Я не хочу быть мной, я хочу быть нами». Так и Э. Юнгер, автор проекта «тотальной мобилизации», писал: «(...) нет ни единого атома, который не работал бы, нам было написано на роду стать участниками этого стремительного процесса...» «Свобода» же заключается в «содействии необходимому». Некоторые увидят в этом «возврат к варварству», другие будут приветствовать. Но ни то, ни другое не важно по сравнению с тем, что «в мир вновь устремится новый, мощный поток элементарных сил». Эти силы имеют «форму анархии».

Подробнее

Шопенгауэр: мир как воля и представление

Дипломная работа пополнение в коллекции 03.03.2012

Понятие, естественно, требует слова, и, таким образом, язык есть первое и необходимое создание и одно из величайших достижений человеческого разума. «Не случайно, - замечает Шопенгауэр, - по-гречески и по-итальянски язык и разум обозначается одним и тем же словом: о Xorog, il discorso». Шопенгауэр подчеркивает ту существеннейшую особенность слова, языка, что мы непосредственно воспринимаем смысл речи во всей его точности и определенности - обыкновенно без вмешательства образов фантазии. И, конечно же, Шопенгауэр, еще не так далеко ушедший от «века разума», возносит разуму хвалу за его многие другие деяния, создавшие собственно человеческую цивилизованную жизнь и поднявшие человека на неизмеримую высоту над животным миром. Время открытой критики разума еще не пришло, но его приближение можно заметить хотя бы в том, что к неизбежным созданиям разума Шопенгауэр причисляет не только заблуждения, но и догматы, и предрассудки, и «причудливейшие мнения философов разных школ, и самые странные, иногда жестокие обряды жрецов различных религий». Более того, Шопенгауэр негодует по поводу того, что многие философы «исходят... из противоположности между разумом и откровением, - совершенно чуждой философии и только утверждающей путаницу». И конечно же, он заявляет, что «логика никогда не может иметь практической пользы, а может представлять только теоретический интерес для философии».

Подробнее

Учение Карлоса Кастанеда

Дипломная работа пополнение в коллекции 26.02.2012

Тонкое тело разделяется на верхнюю и нижнюю части, которые соответствуют в физическом теле грудной клетке и животу. В этих двух частях тела обращается два различных типа энергии. В нижней части циркулирует изначальная энергия, присутствующая со времени пренатального развития. В верхней части находится энергия мысли. Она входит в тело после рождения с первым вдохом. С годами энергия мысли возрастает и проникает в голову, а исходная энергия опускается в область гениталий. Так в обычной жизни эти две энергии разделены в двойнике, что вызывает слабость и недомогание физического тела. Также тело разделяется на левую и правую стороны. Эти две стороны, также характеризуются каждая своей структурой круговорота энергии. Справа энергия циркулирует по передней части двойника вверх, а по задней - вниз, слева же процесс происходит в обратную сторону - энергия опускается по передней части и поднимается по задней. Наше обычное восприятие базируется на энергии, которая циркулирует в правой части двойника. С этим связана наша способность думать, рассуждать и эффективно работать с идеями и мнениями других. Иногда случайно, но чаще всего вследствие целенаправленных занятий, осознание может переместиться к энергии, которая циркулирует в левой части двойника, что приводит к появлению в поведении человека тенденций, которые не благоприятствуют умственной работе и контактам с людьми. Когда это происходит, "двойник" становится независимым от физического тела, и человек может совершать действия, не поддающиеся рациональному объяснению. Например, наш двойник может отождествиться с каким-либо объектом (деревом, другим человеком и т.д.) для взаимообмена энергиями. Это объясняется тем, что именно тонкое тело является источником нашей энергии, тогда как физическое тело представляет просто вместилище, где эта энергия может временно находиться. Ведь если принять, что наше эфирное тело имеет гораздо большие возможности по своей природе, то не трудно представить, что точно так же, как наше физическое тело может общаться с другими физическими телами, наш двойник может вступать в контакт с космической силой жизни. В сущности смысл наших жизней находится в сфере тонкого тела, непонимание этого, в частности приводит к тому, что люди склонны видеть источник осознания в физическом теле. Теперь рассмотрим другую схему, которая связана с предыдущей самым непосредственным образом.

Подробнее

Основные и переходные модели истории

Дипломная работа пополнение в коллекции 26.02.2012

Нужно начать с того, что К. Ясперс особо не нуждается для своей модели истории в философской картине мира, позаимствованной у философов-онтологов, кроме той, что строит сам. Для Ясперса реальность и есть та "ось бытия", которая отдаленно напоминает в предыдущих концепциях линейность. Однако это линейное движение "застыло", превратившись в бытийственную ось, вокруг которой циклично движутся как отдельные личности, творящие историю, так и целые народы и цивилизации. Эта "ось бытия" становится критерием роста буквально для всех. Чем ближе к этой оси парод или личность, тем ближе они к совершенству, и наоборот. Пылали эпоха "осевого времени", когда люди и народы достигали максимума своего духовного развития? Да, Ясперс обнаруживает ось мировой истории около 500 года до п. э. Именно тогда произошел резкий поворот в истории, связанный с рождением в разных культурах шедевров человеческой мудрости, чьей вершиной становится философия. Отличительной чертой осевого времени является то, что человек начинает осознавать бытие в целом, определяя подлинные границы своего существования. Близость к оси бытия реализует весь потенциал человека и культуры целого парода, удаленность от оси оставляет парод в дремучем неведении и природном невежестве. У каждого народа и человека свой цикл движения вокруг оси, которая и выступает универсальной мерой приобщенности к реальности. Чем шире цикл - тем дальше от бытия. Ясперс задумывается, кто или что является движущей силой этих циклов, и приходит к мнению, что этой силой являются творческие личности: "История - это постоянное и настойчивое продвижение вперед отдельных людей. Они призывают других следовать за ними. Те, кто их слышит и понимает, присоединяются к этому движению". Проблему познаваемости оси мировой истории автор решает положительно, полагая, что она может быть обнаружена, как факт, значимый для всех людей. Зато подлинный смысл истории от людей скрыт, и поэтому, оставаясь тайной, он всегда будет будоражить лучшие умы человечества. Прогресс в истории может быть только относительным, ибо приближение к оси бытия не гарантирует процесс обратный, связанный с регрессии истории.

Подробнее
1 2 3 4 5 > >>