Контрольная работа по предмету Философия

  • 1. "Конец истории" как значимый элемент современного мировозрения
    Контрольная работа Философия добавлен 04.04.2012

    Подобно фольклорному герою, Россия находится на распутье. Она стоит перед выбором: или подчиниться (как это не раз было в прошлом) чувству исторического одиночества и недоверия к окружающему миру, замкнуться вграницах непреходящего прошлого или преодолеть страх перед миром, отмеченную еще Чаадаевым отчужденность от цивилизации и сделать шаг в семью европейских народов, к которой она принадлежит по праву рождения, духу, вере и языку. Если случится второе, это будет уже другая Россия. Этой России понадобится новая национальная идея, которая появится независимо от усилий идеологов и станет почвой, для которой будет духовная культура, соединяющая традицию и настоящее и тем пролагающая мост в будущее. В современный период необходимо осмыслить происходящие цивилизационные перемены и уяснить место и роль России, ее дальнейшую эволюцию в мире. Цивилизационный дрейф России в территориальном развитии к востоку очевиден. Цивилизации Востока (традиционные, исторические цивилизации) характеризуются значительной ролью государства во внутренних преобразованиях. В историческом плане это было доминирование государственной роли правителя, будь то Иван IV, Петр I, Екатерина II, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев и т.д. В структурно-организационном плане - это особое положение репрессивного аппарата, различного рода «тоталитарные модернизации», ничтожная цена человеческой жизни. Российская цивилизация, ища пути в будущее, столкнулась с невиданным явлением - слабостью государственной власти. И здесь возникает еще она проблема: сумеем ли мы, используя высокий потенциал общества, ликвидировать этот обвал и продвинуться по цивилизационной лестнице, преодолевая кризис. Современный кризис в России является особым. Налицо как технико-организационные моменты отставания, так и угроза культурной стагнации. Это свидетельствует о переходном типе российской цивилизации и вселяет надежду на ее развитие значительными темпами. Исторический опыт проведения индустриализации, коллективизации характеризует российскую цивилизацию как явление крайностей или потолочного типа. И в этом плане цивилизация рассматривается как основной объект безопасности, ориентированный на преодоление изолированности, замкнутости, сохранение традиций. Цивилизационный дуализм России привел к расколотости общества, отсутствию механизма сотрудничества между разными слоями, оппозиции интеллигенции к правящим кругам. Раздвоенность России в социально-политическом плане ведет к неблагоприятным явлениям и выдвигает проблему безопасности на первый план. Евразийское местоположение российской цивилизации или «кентавричность» России обязывает защитить жизненное пространство и объединить его народы. Российская цивилизационная практика должна быть направлена на сохранение роли России как центра мирового балансирования между Востоком и Западом. Однако мы должны признать, что Российская цивилизация утеряла многие преимущества с точки зрения стабильности. Сейчас 74 % от территории Советского Союза оттеснены на северо-восток. С точки зрения территориальной составляющей Россия приобретает все большие черты азиатской цивилизации, становится белым безмолвием, ибо утеряно 50 % населения, резко падает рождаемость, идет физическая убыль без войны. Сырье в значительной мере осталось в России, но изменений в качестве жизни у населения нет. Совершенно очевидно, что мы живем в другой стране, где присутствуют другие цивилизационные факторы. Необходимо до конца осознать эти цивилизационные сдвиги и более активно осваивать имеющиеся территории.

  • 2. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше от классической философии к иррационализму и нигилизму
    Контрольная работа Философия добавлен 26.03.2010

    Ко второму изданию книги Шопенгауэр добавил в качестве нового введения приложение Критика кантовской философии, состоявшее из 49 глав, то есть по объему не уступающее основному тексту. Как пояснил Шопенгауэр, для того, чтобы понять его книгу, следует предварительно изучить три источника: сочинения Платона, Канта и индуистскую философию, изложенную в Упанишадах, - произведении, которое, по его мысли, немцы еще только открывают для себя. Оно, по Шопенгауэру, представляет собой наиболее реальное преимущество этого века над предыдущим, поскольку, по моему мнению, влияние литературы санскрита на наше время будет не менее глубоким, чем в XV веке было возрождение греческой литературы. Первая книга Мир как представление начинается с утверждения: Мир - мое представление. Шопенгауэр считает, что эта истина справедлива для всех живых существ, но лишь человек может привнести ее в сознание. Эта концепция мира как осознанного представления о мире есть, согласно тезису автора, отправная точка философского духа. Шопенгауэр полагает, что я могу быть уверен единственно только в том, что не знаю ни Солнца, ни Земли, а знаю только глаз, который видит это Солнце, руку, которая осязает Землю…. Иными словами, человек знает, что окружающий его мир существует только как представление, т.е. по отношению к другому, к представляющему, который есть он сам. Это представление о мире выражает все виды любого возможного и мыслимого в мире опыта. Речь идет о понятии более общем, чем понятия времени, пространства и причинности. С точки зрения Шопенгауэра, …если каждая из этих форм, которые мы постигли как отдельные виды закона основания, имеет значение лишь для отдельного класса представлений, то, напротив, распадение на объект и субъект служит общей формой для всех этих классов, той формой, в которой вообще только возможно и мыслимо любое представление, каким бы оно ни было - абстрактным или интуитивным, чистым или эмпирическим. Согласно Шопенгауэру, …все, существующее для познания, следовательно, весь этот мир, - лишь объект по отношению к субъекту, созерцание созерцающего, одним словом, представление. Этот закон относится не только к настоящему, но и к прошедшему и будущему. Познание проходит через взгляд, которым субъект смотрит на мир. Шопенгауэр формулирует вопрос: каков же этот субъект? По его версии, то, что все познает и никем не познается, есть субъект. Он, следовательно, носитель мира, общее, всегда предпосылаемое условие всего являющегося, всякого объекта; ибо только для субъекта есть все, что есть. Таким субъектом каждый находит самого себя, но лишь поскольку он познает, а не поскольку он объект познания. Объект - уже его тело, которое мы поэтому, с этой точки зрения, называем представлением. Ибо тело - объект среди объектов и подчинено законам объектов, хотя оно - непосредственный объект. Как и всякий объект созерцания, тело действительно подчиняется формальным условиям мысли, времени и пространства. Это порождает множественность в представлениях: Шопенгауэр различает интуитивные представления, условиями которых являются время, пространство и причинность (интуитивный разум) и абстрактные представления, или понятия (рассудок). Общее у них то, что представление есть встреча субъекта и объекта. Для Шопенгауэра материя есть причинность, так же, как и закон опыта. В этом смысле всякая интуиция является интеллектуальной и абсолютная истина состоит в прямой или непрямой связи с ней. Шопенгауэр связывает свою философию с трансцендентальным идеализмом Канта, считая, что доводит его критику до логического завершения. Вторая книга Мир как воля открывается мыслью о том, что если я признаю, что мир есть мое представление, то следует признать и то, что мир есть моя воля. Воля открывается внутренним опытом моего тела, отличным от самого тела, которое есть лишь один из многих объектов представления. Мое тело, в котором я существую в мире, проявляется как тождественное мне, субъекту познания. Это расширенное толкование понятия воли предполагает, что она - не только психологическое качество человека. Шопенгауэр пишет: Каждый истинный акт его воли сразу же и неминуемо есть движение его тела; он не может действительно желать этот акт, не воспринимая одновременно, что этот акт являет себя как движение тела… Действие тела - не что иное, как объективированный, т.е. вступивший в созерцание акт воли… Все тело - не что иное, как объективированная, т.е. ставшая представлением, воля; воля - познание тела a priori, a тело - познание воли a posteriori. Согласно схеме М.какВ.иП., познающий субъект именно благодаря этому особому отношению к собственному телу, которое вне этого отношения для него только представление, подобно всем другим, есть индивид. Шопенгауэр настаивает на приоритете бессознательной воли перед сознательным интеллектом: Воля есть сущность человека, а интеллект - ее проявление. Воля, определяемая рационально, есть не что иное, как высшая степень, расцвет воли, являющейся сущностью всех живых тел в лестнице животных тел, более того, ее следует признать сущностью даже сырой материи. Единая в самой себе, эта воля объективируется в природе, начиная от элементарной физической силы и кончая жизненной силой. Но в этом не следует видеть никакого плана, который свидетельствовал бы о божественном разуме: воля утверждается абсурдно, не имея ни причины, ни цели. Для Шопенгауэра вещь в себе остается непознаваемой: термин воля, обозначающий феномен, наиболее близко нам знакомый, позволяет лишь мыслить о ней в ее объективности. Но воля как вещь в себе полностью отличается от своего явления и совершенно свободна от всех его форм, которые она принимает только в своем проявлении. Или: Воля там, где ее озаряет познание, всегда знает, чего она хочет теперь, чего она хочет здесь, но никогда не знает, чего она хочет вообще; каждый отдельный акт имеет цель, но общее воление ее не имеет. Единственное самопознание воли в целом - это представление в целом, весь созерцаемый мир. Он - ее объектность, ее откровение, ее зеркало. В третьей книге О мире как представлении Шопенгауэр констатирует, что различные проявления единой воли, степени ее объективации, природные силы, виды животных, человеческие индивидуальности следует отождествить с идеями Платона или вещью в себе Канта, рассматриваемыми как формы, находящиеся вне пространства и времени, а значит, независимые от принципов разума. Автор пишет: Время, пространство и причинность - такие свойства нашего интеллекта, в силу которых единое, собственно, имеющееся существо каждого рода, представляется нам множеством однородных, постоянно вновь возникающих и гибнущих существ в бесконечной последовательности.

  • 3. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники
    Контрольная работа Философия добавлен 25.03.2010

    Под методом же, - пишет Декарт, - я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно. Сформулируем специально эти характерные черты декартовского метода: достоверность, простота, механичность, продуктивность, полнота. Метод, однажды найденный, уже не требует для своей эксплуатации особых интеллектуальных усилий. Пользование им в науке приводит последнюю к своеобразной механической работе, безразличность которой, как неукоснительное невозмутимое следование предписанным правилам, служит даже гарантом правильности получаемых результатов и, следовательно, их истинности. В Правилах метод Декарта распадается на множество предписаний различной степени общности. В Рассуждениях о методе эти предписания сведены к четырем основным. Но для нас сейчас важнее другое. Поскольку правила метода выводятся из рассмотрения структуры самого человеческого разумения вообще, безотносительно к какой-либо конкретной науке, то они имеют трансцендентальный характер. Другими словами, эти правила характеризуют познание с его априорной стороны, с точки зрения его формы и играют роль в любых науках. Так, уже арифметика и геометрия древних, пишет Декарт, являются не чем иным, как самопроизвольными плодами, возникшими из врожденных начал этого метода.... Именно это, отчасти уже утраченное искусство человеческой мудрости, пытались воскресить, по мнению Декарта, и его современники под именем алгебры. ...Таким образом,- пишет Декарт,- должна существовать некая общая наука, объясняющая все относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов, и эта наука должна называться не иностранным (т.е. арабским алджебер.), но старым, уже вошедшим в употребление именем всеобщей математики....

  • 4. Античная натурфилософия: проблема субстанций
    Контрольная работа Философия добавлен 09.12.2008

    Любой растительный или животный организм это некое законченное целое, представляющее собой реализацию определенной формы. Такой организм состоит из многих неоднородных частей, или органов, каждый из которых выполняет свою вполне определенную функцию, необходимую для поддержания жизнедеятельности всего организма. Выполнение этой функции и есть цель, ради которой этот орган существует. Выполнение функций органом требует, как правило, не одной, а нескольких способностей (двигаться, сжиматься и расширяться, воспринимать ощущение и др.). Поэтому орган должен состоять не из одной, а многих однородных частей. Так, рука и другие подобные части тела состоят из костей, нервов, мышц и др. К числу таких однородных частей Аристотель относит также волосы, когти, кровь, жир, мозг, желчь, молоко и другие аналогичные вещества у животных, а у растений древесину, сок, кору, мякоть плода и др. Эти однородные вещества и представляют собой материю, из которой образованы органы и организм в целом. Онтогенез он рассматривал с позиций категорий возможности и действительности. Органический рост это актуализация возможностей, скрытых в исходной материи. Такая трактовка близка современным представлениям о том, что все особенности структуры взрослого организма зашифрованы в генетическом коде.

  • 5. Античная философия
    Контрольная работа Философия добавлен 15.12.2011

    Подводя итоги развития досократовской философии, отметим очень важную фигуру - Анаксагора, он первый сказал, что солнце - это не колесница Фаэтона, а расплавленный огненный шар, что планеты - это каменные глыбы в пространстве. У него было много научных предвидений, он предсказал в какой-то степени теорию эволюции. И от разумного мира он пришел к идее Мирового Разума. Это был очень важный итог досократовской философии. И хотя прошло с тех пор двадцать пять столетий, мысль Анаксагора остается актуальной. За это время человек бесконечно глубоко проник в природу вещей. И чем больше мы познаем Вселенную, тем больше она свидетельствует о себе как об огромном творении, как об огромном художественном произведении, как о колоссальном организме, который имеет своим источником Разум. Блестящий Перикл стоит во главе полиса, Фидий создает статую Афины, возводится Парфенон, бессмертное творение греческого гения. Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними. Также, Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна. Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны - такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

  • 6. Античные представители о культуре, просвещении, гражданстве человека
    Контрольная работа Философия добавлен 14.10.2008

    Древний гражданин и есть никто иной, как человек политический, дословно гражданин мира полисов, существование которого приобретает всеобщий характер ровно в той степени, в какой всемирная история с момента наступления Античности превращаются в политическую историю. Подобное превращение означает, что, несмотря на постоянное увеличение удельного веса государства в политике времен “детства человечества”, именно политика вплоть до окончательной бюрократизации Римской империи оказывается областью, в которой в подлинном смысле слова вершатся все исторические события, нередко столь упрощенно описываемые как проявления материальной или, напротив, духовной жизни. Вопреки этой плоской дуалистической оппозиции “политическое” в античной цивилизации осуществляет определяющее структурное влияние и на экономику, и на культуру. Данное влияние и не может быть никаким иным, кроме как “космополитическим”, однако, конечно, здесь мы сталкиваемся с совершенно особым космополитизмом - выступающим в качестве императива, исполнение которого в эпоху Античности необходимо и для экономического, и для культурного обмена, обмена, происходящего вместе с усложнением политической организации по мере исторического продвижения от Полиса к Империи. Иными словами, подобный космополитизм просто-напросто является обоснованием автономии “политического”, которая пока выступает вовсе не препятствием, а, наоборот, условием развития хозяйственных форм и ментальностей. Античный “гражданин мира” и есть гражданин полиса, остающийся местным жителем, но в то же время и приобщающийся к бескрайней ойкумене имперского пространства. Это, в конечном счете, человек, отождествляющий свое представление о собственной расширяющейся среде проживания со своим же расширяющимся представлением об обитаемости всей земли. Как только такое отождествление начинает терять силу и община престает быть образцом устройства бытия, античный космополитизм сменяется средневековым космополитизмом, выражающим автономию “ценностного” и оставляющим человека наедине с абстракциями Абсолюта.

  • 7. Антропоцентрические положения Бердяева
    Контрольная работа Философия добавлен 19.02.2011

    «Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в себе. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать обществу, но он все же и социальное существо. Личность должна отстаивать свое своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание именно в обществе. Необходимо делать различие между общением (сommunaut) и обществом. Общение (община) всегда персоналистично, всегда есть встреча личности с личностью, "я" с "ты" в "мы" (см. мою книгу "Я и мир объектов", а также: Martin Buber. Ich und Du.). В подлинном общении нет объектов, личность для личности никогда не есть объект, всегда есть "ты". Общество абстрактно, оно есть объективация, в нем исчезает личность. Общение же конкретно и экзистенциально, оно вне объективации. В обществе, оформляющем себя в государстве, человек вступает в сферу объективации, он абстрагируется от самого себя, происходит как бы отчуждение от его собственной природы. Маркс открывает это отчуждение человеческой природы в экономике капиталистического строя. Но, в сущности, это отчуждение человеческой природы происходит во всяком обществе и государстве. Экзистенциально и человечно лишь общение "я" с "ты" в "мы". Общество, достигающее крайней формы объективации в государстве, есть отчуждение, отпадение от экзистенциальной сферы. Человек превращается в абстрактное существо, в один из объектов, поставленных перед другими объектами. Это ставит вопрос о природе церкви в экзистенциальном смысле слова, то есть как подлинного общения, соборности между "я" и "ты" в "мы", в богочеловеческом Теле, в Теле Христовом. Церковь есть также социальный институт, действующий в истории, в этом смысле она объективирована и есть общество. Церковь была превращена в идола, как и все на свете. Но Церковь в экзистенциальном, не объективированном смысле есть общение (сommunaut), соборность. Соборность есть экзистенциальное "мы". Соборность рационально невыразима в понятии, не поддается объективации. Объективация соборности превращает ее в общество, уподобляет ее государству. Тогда личность превращается в объект, обнаруживаются отношения господства и подчинения, то есть обратное евангельским словам: "... вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так". Экзистенциальное общение есть коммунион, истинный коммунизм, отличный от коммунизма материалистического, который основан на смешении экзистенциального общения с объективированным обществом, принудительно организованным в государство. Общество, в основу которого будет положен персонализм, признание верховной ценности всякой личности и экзистенциального отношения личности к личности, превратится в общину, в сommunaut, в истинный коммунизм. Но общение недостижимо путем принудительной организации общества, этим путем может быть создан более справедливый строй, но не братство людей. Общение, соборность есть общество духовное, которое скрыто за внешним, объективированным обществом. В общении "я" с "ты" в "мы" неприметно приходит Царство Божье. Оно не тождественно с церковью в историческом, социальном смысле слова. В сфере, к которой принадлежит общество, наиболее соответствует христианскому антропологическому сознанию система, которую я называю персоналистическим социализмом. Эта система предполагает справедливую социализацию хозяйства, преодоление хозяйственного атомизма и индивидуализма, при признании верховной ценности человеческой личности и ее права на реализацию полноты жизни. Но персоналистический социализм сам по себе не создает еще общения, братства людей, это остается задачей духовной. Христианская антропология упирается в проблему христианской социологии. Но проблеме человека принадлежит примат над проблемой общества. Человек не есть создание общества и его образ и подобие, человек есть создание Бога и Его образ и подобие. Человек имеет в себе элемент независимый от общества, он реализует себя в обществе, но не зависит целиком от него. Социология должна быть основана на антропологии, а не наоборот.

  • 8. Аргументация и ее основные формы
    Контрольная работа Философия добавлен 15.11.2009

    Аргументация - один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.д.). Утверждения могут обосновываться путем непосредственного обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и других видов практической деятельности), а также с помощью уже известных положений (аргументов) и средств логики. Во втором случае обоснование тоже осуществляется путем обращения к действительности, но непосредственно, а опосредованного.

  • 9. Аргументация, дефиниция и логические умозаключения
    Контрольная работа Философия добавлен 20.03.2010

    и) некто Адамс, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в специализированный журнал одной химической компании письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Пришел ответ: "Вы лучше всего сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый пакет с кусочками нафталина. Пакет держите в темном, прохладном и не слишком сухом месте" - нарушение закона тождества привело к курьезным последствиям. Употребление одних и тех же слов в разных смыслах.

  • 10. Артур Шопенгауэр и восточная философия
    Контрольная работа Философия добавлен 10.11.2010

    Конфуцианство, по сути, социально-этическая концепция, в которой просматривается стремление к человечности. К ней всегда есть путь, главное, найти способ увидеть его. Этому способствует образованность. Гуманность не приходит к человеку с его рождением, а приобретается в процессе жизни. Люди часто ошибаются, но существуют два пути, чтобы избежать их: первый - верить и любить древность, а второй - следовать тому, сто справедливо. Сам человек рассматривается, как участник социальной жизни. Согласно Дун Чжуншу верховной силой мира является Небо, от него исходит путь к справедливому управлению государством. О воле Неба можно судить по изменениям, которые происходят с светлым и темным началом и пятью стихиями - деревом, огнем, землей, металлом и водой. Мир пронизан темным и светлым, к примеру ели человек злой, значит в нем присутствует больше темного, соответственно, если добрый преобладает светлое. Неоконфуцианство - модернизация предыдущей философии, которая начала осуществляться с расцветом буддизма и даосизма. В итоге, в конфуцианство было включены элементы даосизма и буддизма. Например, представление о Великом Пределе, которому предшествует Предел небытия (даосизм). Речь идет о смене движения и покоя, последний же является более высокой степенью, так как он тождественен спокойствию человека. Высшее состояние души человека является - спокойствие. Просматривается идея очищения сердца (буддизм), она преобразовывается в задачу, но используются не буддистские методы, а избирается свой старый - посредством образования. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: «Как необходимо управлять людьми?», «Как вести себя в обществе?». Представители данной школы обрисовали модель решения подобных вопросов: в качестве примера приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам, как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным, как отца к сыновьям. Мне понравилось «золотое правило» конфуцианства - «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Учение Конфуция сыграло огромную роль в объединении китайского общества.

  • 11. Биологическая сущность жизни
    Контрольная работа Философия добавлен 13.01.2011

    I Научно-методическая литература

    1. Р.К. Баландин, А.И. Барашков, А.А. Горбовский и др. «Жизнь, смерть, бессмертие?..» Минск «ПОЛЫМЯ» 1996г. 254 с.
    2. А.Ч. Бхактиведанта «Жизнь происходит из жизни». М.: 1999г. 259 с.
    3. Горбачёв В.В. Концепции современного естествознания: 2-е издание. М.: «Издательский дом «ОНИКСXXI век», 2005. 325 с.
    4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 2000. 356 с.
    5. Всемирная энциклопедия: / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов М.: АСТ, Мн.: Харвест, Совр. литератора, 2004. 834 с.
    6. С.Г. Мамонтов и др. Основы биологии: Курс для самообразования. М.: Просвещение, 1992. 386 с.
    7. Раймонд Моуди «Жизнь после жизни», Ленинград, 1991. 325 с.
    8. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии / Ростов н / Д: Феникс, 2004. - 326 с.
    9. Хорошавина С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания» Ростов на / Дону: «Феникс», 2000. 356 с.
    10. Концепции современного естествознания Ростов н / Д: «Феникс», 2000. - 358 с.
  • 12. Биология
    Контрольная работа Философия добавлен 28.10.2008

    Биология, совокупность наук о живой природе. Термин «биология» предложен был в 1802 г. Ж.Б. Ламарком и Г.Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Предмет биологии - все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Прежде чем коснуться темы разберем этапы формирования процесса познания, направленные на развитие знания человечества (естествознания), параллельно моменты становления биологии как науки:

    1. Формирование рациональных знаний о природе в системе первобытного сознания.
    2. Неолитическая революция (9000 до н. э.). На Древнем Востоке развивается медицинские, биологические и географические знания, в Древнем Египте закладываются предпосылки системы счисления, формулы для вычисления усеченного объема конуса, пирамиды.
    3. Создание первой естественно-научной картины мира в Древней Греции. Складываются предпосылки развития научно-рационального познания, доказательства теорем. Концепция самозарождения живого и неживого.
    4. Естествознание в эпоху средневековья. Религия играла везде главную роль. Шло разделение науки на три ветви:
  • 13. Будущее человечества, Земли и Вселенной
    Контрольная работа Философия добавлен 09.12.2008

    Предлагаемая вниманию читателя хроника будущего составлена автором на основе творческого обобщения наиболее признанных прогнозов авторитетных футурологов. Их оценки были сверены с несколькими концепциями геосоциальных и космических циклов, а также с результатами психологических опытов по гипнотической прогрессии, проводившихся в США Б. Голдбергом, Х. Вамбах и Ч.Б.Сноу в 70-90-х годах XX века. Использовались также и конкретные предсказания современных пророков и ясновидящих. В результате, по мнению автора, получилась весьма впечатляющая картина, которая несколько расходится с тем, что известно о будущем современной науке. Данное обстоятельство вовсе не означает, что все предсказанные события сбудутся точно и к указанному сроку. Тем не менее, представляется, что, последовательность и общая направленность этапов эволюции нашей цивилизации будет иметь определённую эвристическую ценность для исследователей, занимающихся проблемами глобальной стратегии выживания человечества на Земле и в космосе, а так же политологов, экономистов, учёных других специальностей.

  • 14. Бытие и существование права
    Контрольная работа Философия добавлен 27.03.2010

    При рассмотрении обеих проблем, прежде всего, необходимо с позиций различения и соотношения права и закона определить, о существовании и о действии каких именно норм идет речь - правовых норм или норм (правил) правонарушающего закона. Если речь идет о правовых нормах, то, очевидно, что в рамках рассматриваемо-то права как системы правовых норм тем же правовым качеством отмечены и другие правовые формы (субъект права, правовое отношение, правовое сознание и т.д.). И с этих позиций юридического правопонимания следует критиковать, например, теорию Кельзена или подход «юриста-догматика» именно за их легистское правопонимание, за отождествление правовой нормы и противоправной нормы закона, а вовсе не за характеристику права как системы норм, не за нормативизм как таковой, поскольку нормы и нормативизм могут быть как правовыми, так и противоправно-легистскими. Вместо этого Пашуканис с позиций социологизма необоснованно критикует их за то, что вопрос о существовании права они трактуют под углом зрения не социальных факторов, а «формальной значимости норм», что они отождествляют «право и норму». Столь же неадекватной является критика Пашуканисом нормативной теории права там, где Кельзен, имея в виду правовое отношение, писал: «Отношение есть отношение к правопорядку, вернее - внутри правопорядка, но не отношение между субъектами, противостоящими правопорядку». И здесь подход Кельзена заслуживает критики не за то, что он совершенно верно отличает правовое отношение от фактических социальных отношений, а за то, что под «правопорядком» он в силу отождествления права и закона имеет в виду любой (в том числе и произвольный) «законопорядок», которому некритично приписывает правовое качество. Поэтому и существование норм права у него - это существование норм закона, и нормативизм у него законнический, легистский, а не правовой.

  • 15. Вера и знание: общее и особенное
    Контрольная работа Философия добавлен 04.02.2012

    Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н.А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Русский философ утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Религиозная философия видит, что противоположность знания и веры есть лишь аберрация слабого зрения. Религиозная истина - верховна, вера - подвиг отречения от благоразумной рассудочности, после которого постигается смысл всего. Но окончательная истина веры не упраздняет истины знания и долга познавать. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частную, ограниченную; оно созерцает с места, с которого не все видно и горизонты замкнуты. Утверждения научного знания - истинны, но ложны его отрицания. Наука верно учит о законах природы, но ложно учит о невозможности чудесного, ложно отрицает иные миры. И в скромности знания - высшая гордость науки. Тот высший гнозис, который дает нам вера, не отменяет истин науки как низших. Низших истин нет, все истины равны. Религиозный гнозис лишь превращает частную научную истину в истину полную и цельную, в истину как путь жизни. Но гнозис веры дается внутренним подвигом самоотречения, который и допускает к высшим реальностям. Созерцание общих идей как реальностей дается лишь победой над ограниченной чувственностью и рассудочностью, благодатным расширением опыта. Ограниченность позитивизма и материализма жизни и мысли есть рабство у чувственного мира, от которого можно освободиться лишь всей полнотой жизни. Благодать веры стяжается усилием и направлением воли. Не верят те, которые не хотят верить в глубине своего умопостигаемого характера, так как слишком хотят по своему рассудку и произволу устроить мир. Потому и не знают. Скептицизм есть прежде всего дефект воли. Скептицизм интеллектуальный сам по себе не страшен. Паскаль был интеллектуальным скептиком, но он же был и верующим, т.е. преодолел скептицизм волевой, свободно избрал себе предмет любви. Требования, которые обычно предъявляют скептики к вере, поражают своей нелепостью, своим непониманием природы веры. Скептики требуют от веры гарантий, т.е. упраздняют сущность веры, хотят знания. Скептики не хотят отречься от рассудочности, от власти этого мира, не могут совершить избрания, сосредоточить своей воли. Отсутствие благодати, на которое жалуются скептики, есть лишь обратная сторона их направления воли, их рассудочности, их привязанности к чувственному миру видимых вещей. Скептики прежде всего должны отречься от своих требований к вере, тогда лишь можно с ними говорить о вере. Многие говорят, что хотели бы верить, но не могут. Это не значит, что вина не в них, это лишь значит, что недостаточно сильно хотят, или хотят, но без риска и отречения, с сохранением всех гарантий и предубеждений.

  • 16. Вера как философская категория
    Контрольная работа Философия добавлен 31.08.2010

    .%20%d0%9a%d0%b0%d0%ba%20%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d0%be,%20%d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba%20%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%82%20%d0%b2%20%d1%82%d0%be%20%d0%b8%20%d0%b2%20%d1%82%d0%be%d0%b3%d0%be,%20%d1%87%d1%82%d0%be%20%d0%b8%20%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%b8%d1%82.%20%d0%a7%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba%20%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%82%20%d0%bf%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bc%d1%83,%20%d1%87%d1%82%d0%be%20%d0%b5%d0%bc%d1%83%20%d1%85%d0%be%d1%87%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b8%d1%82%d1%8c,%20%d0%b8%20%d0%be%d0%bd%20%d0%bd%d0%b5%20%d0%bd%d1%83%d0%b6%d0%b4%d0%b0%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f%d1%85%20%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b5%d0%b9%20%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8b.%20%d0%ad%d1%82%d0%b8%d0%bc%20%d0%be%d0%b1%d1%8a%d1%8f%d1%81%d0%bd%d1%8f%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d1%83%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b9%d1%87%d0%b8%d0%b2%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d1%8d%d1%82%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d1%8f.%20%d0%a1%d0%bb%d0%be%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d1%88%d0%b5%d0%b5%d1%81%d1%8f%20%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d1%81%20%d1%82%d1%80%d1%83%d0%b4%d0%be%d0%bc%20%d0%ba%d0%be%d1%80%d1%80%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d1%80%d1%83%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b8%20%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d0%b8%d0%b7%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8e%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%20%d1%81%d1%82%d0%be%d0%bb%d0%ba%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b8%20%d1%81%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b0%d1%89%d0%b8%d0%bc%d0%b8%20%d1%84%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%b0%d0%bc%d0%b8%20%d0%b8%20%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%80%d0%b3%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%bc%d0%b8.%20%d0%9d%d0%b0%d0%b8%d0%b1%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%b5%20%d0%b2%d1%8b%d0%bf%d1%83%d0%ba%d0%bb%d0%be%20%d1%81%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%20%d0%be%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f%20%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b0%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b0%20%d0%b2%20%d1%80%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b3%d0%b8%d0%b8,%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%d1%8f%20%d0%bf%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%b8%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%bd%d0%b0%20%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b5%20%d0%b2%20%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%88%d0%b5%d0%b5,%20%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%85%d1%8a%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%be,%20%d0%b8%d0%bb%d0%b8%20%d0%b2%20%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%b0.">Как феномен бессознательного веру можно охарактеризовать понятием психологической установки. В ее основе лежит личный опыт, а также потребности, желания, чувства человека. Особое место среди них занимает любовь <http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/0/05/1010266.htm>. Как правило, человек верит в то и в того, что и кого любит. Человек верит потому, что ему хочется верить, и он не нуждается в оправданиях своей веры. Этим объясняется устойчивость этого состояния. Сложившееся верование с трудом корректируется и подвергается коренному изменению при столкновении с противоречащими фактами и контраргументами. Наиболее выпукло социально организованная вера представлена в религии, которая покоится на вере в высшее, сверхъестественное начало, или в бога.

  • 17. Взаимодействие человека и природы
    Контрольная работа Философия добавлен 09.12.2008

    В 80-х годах русский ученый Ю. Н. Гладков классифицировал и выделил, довольно интересным способом, основные положения глобалистики :

    1. Наиболее ”универсальные” проблемы политического и социально-экономического характера предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им;
    2. Проблемы преимущественно природно-экономического характера экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана;
    3. Проблемы преимущественно социального характера демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья (а так же терроризма, в какой-то мере );
    4. Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей региональные конфликты, преступность, технологические аварии , стихийные бедствия и др;
    5. Проблемы чисто научного характера освоение космоса, исследование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование климата и др;
    6. “Малые проблемы”, опять-таки “синтетического характера”, сопровождающие все развитие человеческой цивилизации бюрократия, эгоцентризм и т.п.
  • 18. Взаимосвязь философии и науки
    Контрольная работа Философия добавлен 29.01.2010

    Было бы грубой ошибкой умалять, недооценивать форму научности, присущую философии на том основании, что она не гарантирует научности содержания. Как известно, законы логики также не гарантируют истинности логически правильных высказываний, но, если высказывания противоречат логике, они ненаучны? Что касается содержания философских учений, то оно крайне разнообразно. Некоторые из этих учений ориентируются на анализ, осмысление, обобщение результатов науки. Такие учения (например, неопозитивизм) являются в определенной мере научными не только по форме, но и по содержанию. Другие учения (например, экзистенциализм) сознательно противостоят наукам и избирают в качестве предмета своего исследования человеческие переживания, субъективные психические состояния. Конечно, и эти переживания могут быть предметом научного исследования, как это имеет место в психологии. Но экзистенциализм, как правило, игнорирует результаты психологической науки. Содержание экзистенциализма носит антисциентистский характер. Таким образом, если одни философские учения близки по своей проблематике содержанию научных исследований, то другие ориентируются на вненаучное содержание и, соответственно этому, на вненаучный подход к исследованию этого содержания. Это относится не только к экзистенциализму, но и к "философии жизни" в целом, а также к религиозно-идеалистическим учениям. Существенное значение вненаучного содержания, так же как и вненаучного подхода не подлежит сомнению. Так, различные направления "философии жизни" значительно обогатили наше познание "человеческой реальности". Форма научности, присущая философии, существенно отличается от присущей наукам научности. Все науки без исключения существуют в рамках разделения исследовательского труда, т.е. каждая наука занимается какой-то частью действительности и является, поэтому частной наукой. Частные науки, как бы они не отличались друг от друга по предмету и методам исследования, едины в том отношении, что они являются именно частными науками. Философия не может быть частной наукой, хотя она и ограничивает предмет своего исследования, исключая из него частные проблемы. Следовательно, форма научности, присущая философии, носит противоречивый характер, ибо она не присуща наукам и потому оказывается по меньшей мере частично вненаучным подходом к исследованию. Анализ философской формы научности показывает, что она оказывается единством научного и вненаучного. Науки, которые в прошлом основывались на обыденном опыте, все более отдаляются от него благодаря их прогрессу. Философия же, напротив, никогда не теряет интимной связи с этим личностным опытом. Обыденный опыт сообщает нам чрезвычайно важные знания, например, знания о том, что каждый человек рождается и умирает. Мы переживаем радости и горести, по-разному относимся друг к другу, любим и ненавидим, стремимся к достижению различных целей, стареем, болеем и т.д. Было бы наивно полагать, что эти факты, которые пытались осмыслить уже первые философы, утеряли свое значение для современной философии. Правда, эти факты стали, по меньшей мере, частично, предметом специального научного исследования. Но лишь в философии тематика обыденного опыта действительно преобладает. Со времени возникновения философии и до настоящего времени судьба человеческого индивидуума, его жизнь и смерть составляют в высшей степени важные философские темы. Для философов позитивистского толка характерно забвение этой гуманистической проблематики. Это же характерно для всякого сциентизма; его философская нищета состоит не в том, что он ориентируется на проблемы, порожденные развитием науки, а в том, что он недооценивает проблему человека. Ориентация философии преимущественно на обыденный опыт: анализ его субъективного содержания, изучение тех его аспектов, которые не интересуют науки, специфически характеризует философию. Эта особенность философии носит вненаучный характер, хотя она не противоречит научному знанию, а дополняет, обогащает его. Классики философии, стремившиеся превратить философию в систему научного знания, осуждали плюрализм философских учений как нечто принципиально несовместимое с императивом истинной философии, с принципом научности. И действительно, в этом плюрализме особенно отчетливо, наглядно выявляется качественное отличие философии от частных наук, ее вненаучная характеристика. Однако классики философии не видели того, что в этом плюрализме философских учений получает свое выражение многообразие, богатство философских идей, непрерывный творческий процесс. С точки зрения современности, негативное отношение к плюрализму философских учений следует считать уже преодоленной, устаревшей концепцией. Было бы большой ошибкой, представлять плюрализм философских учений как исторически преходящую характеристику развития философии, т.е. определенность, которая лишь постольку существует, поскольку развитие философии еще не увенчалось последней, окончательной системой, абсолютной истиной в последней инстанции. Здесь возникает вопрос: оправданно ли существование ненаучных форм философии в эпоху научно-технической революции, когда наука действительно стала эталоном для познавательной деятельности? На этот вопрос следует ответить, что ненаучная философия не спрашивает права на существование. Она существует подобно тому, как существуют ненаучные эмоции, чувства, переживания, т.е. безотносительно к научным данным. Суть дела состоит в том, что сознание человеческого индивида, его психика в целом не имеют научного характера, хотя человек усваивает в процессе воспитания и образования научное знание. Не следует также выпускать из виду, что религия представляет собой существенно содержание сознания людей. Религия исторически была первоисточником философии, она и в настоящее время является одной из основ философских учений. На почве религии возникла проблематика телеологии, которая в настоящее время разрабатывается не только в философии, но и в специальных науках.

  • 19. Виды дедуктивных и индуктивных умозаключений
    Контрольная работа Философия добавлен 21.10.2011

    . Средний термин силлогизма - это понятие, которое присутствует в каждой из посылок и отсутствует в заключении. Обозначается буквой М. Данный термин играет роль посредника в умозаключении. Он называется «средним», так как связывает по смыслу крайние термины в посылках. А вывод об отношении крайних терминов в заключении делается на основании отношения крайних терминов к среднему в посылках. Иначе говоря, смысл простого категорического силлогизма сводится к тому, чтобы установить: «S есть Р» или «S не-есть Р». Но делается это своеобразно, опосредованно, через «посредника» -М, в три этапа.

  • 20. Виды умозаключений
    Контрольная работа Философия добавлен 26.09.2010

    Предложение с выраженными в нем двумя частями силлогизма может представлять сокращенное умозаключение. Такой сокращенный силлогизм называется энтимема (греч. enthymema) - неполно, сокращенно приведенный аргумент, отсутствующие части которого подразумеваются очевидными. Чаще всего опускается большая посылка как наиболее легко подразумеваемая и высказывается только меньшая посылка и заключение. Например: «Алюминий - металл», говорит некто, имея в виду то, что алюминий проводник. Эта аргументация подлежит проверке с целью выяснить ее корректность. Для этого надо выяснить, что пропущено в аргументации: заключение или посылка (какая именно). Это можно сделать, если мы найдем формальные показатели наличия следования; таковыми являются слова и словосочетания «отсюда следует», «поэтому», «потому что», «ибо», «так как» и др. В нашем примере видно, что мы имеем дело с заключением, где термин «алюминий» - меньший, а термин «металл» - больший. Но тогда предложение «Алюминий - металл» - это меньшая посылки, где «проводник» - средний термин. Теперь можно попытаться восстановить полный модус следующим образом: «Всякий проводник - металл. Алюминий - проводник. Следовательно, алюминий - металл».