Александр Сергеевич Пушкин - журналист

Доклад - Культура и искусство

Другие доклады по предмету Культура и искусство

Скачать Бесплатно!
Для того чтобы скачать эту работу.
1. Пожалуйста введите слова с картинки:

2. И нажмите на эту кнопку.
закрыть



Александр Сергеевич Пушкин - журналист

Вторую петербургскую школу журналистики тех лет представлял Александр Сергеевич Пушкин. Гениальным журналистом назвать его нельзя. Он был ярким и заметным журналистом. При жизни он опубликовал около пятидесяти фельетонов, памфлетов в периодике, и столько же осталось в рукописях.

Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в Сыне отечества (№ 18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина его Письмо к издателю Сына отечества. Этой заметкой Пушкин начал борьбу с реакционной прессой, выступив против журнала Каченовского Вестник Европы и его ведущего критика Михаила Дмитриева.

В 1825 г. Вяземский привлекает Пушкина к сотрудничеству в Московском телеграфе Н. А. Полевого; здесь Пушкин напечатал несколько своих стихотворений. Самое острое из них эпиграмма Жив, жив, курилка!, направленная против Вестника Европы, не была пропущена цензурой. Одновременно Пушкин выступает в Московском телеграфе с критическими статьями.

В 1830 году Дельвиг и Пушкин создают "Литературную газету", которая не пользовалась популярностью. Литературная газета выходила один раз в пять дней, на восьми полосах; каждая полоса была разбита на две колонки. Цель сей газеты знакомить образованную публику с новейшими произведениями литературы европейской, и в особенности российской, заявляла редакция, подчеркивая литературный характер газеты и ее ориентацию преимущественно на просвещенного (образованного) читателя. Литературная газета отказывалась от критической перебранки и допускала на свои страницы только критики, имеющие в виду не личные привязки, а пользу какой-либо науки или искусства. О составе участников газеты в редакционном сообщении говорилось следующее: Писатели, помещавшие в продолжение шести лет свои произведения в Северных цветах, будут постоянно участвовать в Литературной газете (разумеется, что гг. издатели журналов, будучи заняты собственными повременными изданиями, не входят в число сотрудников сей газеты). Фраза в скобках касалась Булгарина и Греча: они единственные из участников Северных цветов имели собственные периодические издания. Так Литературная газета сразу же противопоставила себя Сыну отечества и Северной пчеле. Рабочая редакция Литературной газеты состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря редакции В. Щасного, который, помимо технической работы, занимался переводами и переложениями научных статей. Выпустив два номера Литературной газеты, Дельвиг по делам уехал из Петербурга, и руководство газетой на два месяца перешло к Пушкину. В отсутствие Дельвига Пушкин совместно с Сомовым издал десять номеров (с 3 по 12-й). За 1830 г. он поместил в Литературной газете более двадцати своих статей, рецензий, полемических заметок и свыше десяти подготовил, но не опубликовал.

В 1831 году они уходят из газеты. Далее Пушкин участвует в журнале "Телескоп" - там он опубликовал ужасные памфлеты на Булгарина. Одна из литературных масок Пушкина носила имя Феофилакт Косичкин - огромный и робкий человек, восторгающийся Булгариным и Гречем. Частенько Пушкин так издевался в периодике над Булгариным, что тот боялся выйти из дома, - все тыкали пальцем и смеялись. А как-то в одном из памфлетов Пушкин написал фразу "В этом здании куда ни ступи, везде наступишь в Булгарина". В 1836 году Пушкин основал журнал "Современник", который выходил раз в три месяца, и при жизни поэта вышло четыре тома. Современник пользовался успехом преимущественно у просвещенного, вдумчивого читателя, умевшего видеть между строк и правильно оценивать позиции сторон в журнально-политической борьбе. Но сделать Современник массовым изданием Пушкину так и не удалось. Тираж его падает: первые два тома были отпечатаны в количестве 2400 экземпляров, третий 1200 экземпляров, а тираж четвертого снизился до 900. Широкому распространению журнала мешали его форма альманаха, редкая периодичность, отсутствие политического отдела, а также злобные выпады изданий журнального триумвирата (из всех тогдашних журналистов только один Белинский положительно отозвался о выходе первого тома нового журнала в своей статье Несколько слов о Современнике).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта